Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
В редакцию пришло сообщение от цифрового художника Степана Ковалева: «сначала мою работу отклонили, но Дэвид Карсон, легендарный дизайнер, настоял на её публикации». Иными словами, работа не вошла в 50 отобранных жюри в ходе открытого конкурса, но фигурирует на странице эссе гуру, привнесшего в графический дизайн гранж. Главный вопрос эссе Карсона – «Если кто-то дает команду машине, является ли этот человек художником?».
Сама работа Степана Ковалева называется «Портал в неизвестность».
Портал в неизвестность. Из серии «Грани светотени», 2024
Ее авторское описание звучит так: «Исследование контрастов, где теплый желтый свет создает драматическое диагональное повествование на фоне белоснежных стен и глубоких теней. Прямоугольный проем служит метафизическим порталом, намекающим на возможности за пределами видимого». Работа входит в авторскую серию «Грани светотени», которая, по словам автора, фиксирует «момент, когда момент, когда свет становится осязаемым элементом».
Сам автор говорит о связи своих работ с метафизической архитектурой: «Я создаю визуальные нарративы, трансформирующие обычную архитектуру в метафизические пространства через взаимодействие света и геометрии. Мой подход строится на грани между материальным и эфемерным, превращая привычные архитектурные формы в порталы восприятия». Названия нейросетей, с которыми он работает, автор оставляет в секрете, хотя сознается, что использует «...только AI: многослойные промпты и тщательную постобработку в графических редакторах».
Работы действительно не то чтобы похожи на общепринятую стилистику AI, тяготеющую, прежде всего, к разным формам позднего сюрреализма, также как и фотореализма и просто веризма: работая с нейросетью, так интересно упражняться в достоверности детального изображения и затем трансформировать логику его реальности. Такие картинки можно найти, в частности, на сайте другого (?) конкурса с похожим названием – ai-art.com. Он, кстати, публикует и бумажное издание с теми же победителями.
Судя по доступным картинкам журнала The AI Art Magazine, хотя их немного, работы-победители тоже сосредоточены на реалистичной фантастике – к примеру, помещенная на обложку работа Эми Кусано, известной японской AI-художницы, работы которой продаются и на Сотбис, показывает нам совершенно живую японку, но в платье, которое кажется пластиковым или фарфоровым.
Конечно, AI-искусство бывает разным, и вот, работы Степана Ковалева не такие. Они, определенно, напоминают Де Кирико своей пустынной полуабстрактностью и несколько неточной перспективой. И еще напоминают жанр фотографирования и рисования теней. К последнему, как многие знают, пристрастился Рубен Аракелян, он рисует тени красиво и тщательно. Фотография фрагмента: двери, окна, ступенек, стены – признанная любовь XX века, и изображения Ковалева очень их напоминают. Возникает вопрос, а не лучше ли фотография? В ней и перспектива будет правильной, и фактура реалистичнее? И нарушения перспективы и некоторая сглаженность фактуры – она от небрежности или от метафизичности? Вероятно, на эти вопросы автор когда-нибудь ответит в своем творчестве.
Но надо признать, что не так часто встречаются AI-ведуты – не картинки для конкретных проектов, и именно пустынные городские ландшафты, нарисованные из любви к искусству как таковому.
Так мы узнали о запуске журнала цифрового искусства The AI Art Magazine. Его первый номер вышел в декабре 2024 года, в нем 176 страниц и стоит он 22 евро. Основатели журнала – глава гамбургской polardots.studio Майк Браунер и автор книги "The Age of Data: Embracing Algorithms in Art & Design" Кристоф Грюнбергер. В жюри 2024 года, помимо Карсена, участвовали AI- и 3D-художники, продюсеры и кураторы креативной сферы, а также искусственный интеллект от Xiaomi. В нем опубликовано 50 победивших работ, интервью с Эми Кусано и 10 эссе от жюри. Журнал планируют издавать 2 раза в год.
Разумеется, это не единственная премия в мире цифрового искусства: помимо уже названного AI Art Competition, существует премия мадридского музея Solo, с 2022 года – в размере 10 000 евро, или Optimus Award с наградой в $100, или ML in PL AI Art Festival 2024 с выставкой в Варшаве. Наконец, в России ежегодно проводит конкурс компания restore, последние 2 года выставляя победителей в галерее RuArts, или в Петербурге – Цифергауз. Еще надо сказать, что АрхиГрафика куратора Екатерины Шалиной в этом году собирается вновь проводить к Арх Москве конкурс цифрового искусства и фотографии «Форма. Образ. Воображение». Этот, пожалуй, ближе всего к архитектуре.