DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Как известно, Дербент – место интенсивного развития, мастер-планирования, благоустройства. Почти образцовый пример, у многих на слуху.
Проект «Итальянской улицы» DK architects сделан для каспийского побережья к северу от Дербента, в пяти, примерно, километрах от официальной границы города, около поселка Андреевка, рядом с отелем и пляжем «Золотые пески». Сейчас эти территории, мягко говоря, мало застроены, хотя несколько приморских гостиниц тут есть. Здесь планируется «Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Каспийский прибрежный кластер». Его ППТ, для всей территории, разработал институт «Мирпроект». Проект Григория Дайнова – только часть будущего кластера; по ощущениям, сравнительно небольшая.
Но интересная.
Итальянская улица, согласно условиям заказа, сделана для фрагмента, выделенного из «территории туристического кластера» – для него будут сняты ограничения, существующие в Дагестане «в силу религиозно-культурной традиции» относительно того, что «у жителей европейской части страны ассоциируется с понятием отдых». Предположу, хотя и не уверена точно, что там можно будет выпить вина и ходить в шортах. Насколько мне известно, выделение таких туристических зон – достаточно обычное явление в странах ОАЭ, которые таким образом совмещают развитие туризма и уважение к чувствам людей, уважающих религиозную традицию. Это компромисс, логичный с точки зрения развития экономики региона.
Само название – Итальянская улица – вероятно, провоцировало автора к тому, чтобы действовать, как обычно на приморском побережье: имитировать классическое Средиземноморье, давшее лучший ответ на вопрос об образе жизни на берегу моря. С разной степенью напористости находки итальянской культуры воспроизводили как в императорских резиденциях, так и в советских санаториях сталинского периода. Наиболее недавние опыты такого рода принадлежат «перу» наших новых классицистов и расположены в Красной поляне. Там серьезное отношение к образности исторического города столкнулось с особенностями оперативного предолимпийского строительства и отчасти с представлениями строителей о курортном пространстве.
Итальянская улица (Via Italiana). Пьяцетта© DK architects
А тут пока не столкнулось. Мы рассматриваем проект. И он интересен, поскольку совмещает вмененный названием классицизм с не менее традиционным для приморских санаториев в силу послевоенного развития модернизмом. Получая в сумме – что? Конечно, узнаваемую, практически, с первого взгляда, метафизику сродни Де Кирико. Было у итальянцев такое течение по обобщению классики без потери ее архетипов, самый известный пример – EUR.
Однако DK archietcts идут по пути обобщения не то чтобы дальше, а глубже. Превращают свою Итальянскую улицу в сумму главных городов: Рим / Венеция / Флоренция. Равно как и сумму градостроительных приемов: тень / галерея / пьяцетта / колокольня (со смотровой площадкой на Каспий).
Итальянская улица (Via Italiana). Анализ. Синтаксические элементы архитектурного языкаИсточник: Аллан Б. Джейкобс «Великие улицы» / предоставлено DK architectsИтальянская улица (Via Italiana). Градостроительный анализ. Паттерны застройки в масштабе городаИсточник: Аллан Б. Джейкобс «Великие улицы» / предоставлено DK architects Ужасно интересно наблюдать, как автор «вырезает», почти буквально от слова to cut – свою улицу с пьяцеттой из тесной, скорее, объемной, нежели пространственной, ткани итальянских прообразов. И тем не менее «лепит» в своем проекте именно пространство, с его узнаваемыми характеристиками: умеренной щелевидностью, уютной определенностью ширины и высоты, маленького глотка «воздуха» на площади. Лепит даже тени – в южном климате они важны – прорисовывает их, и тут понимаешь, что архитектура это вам не колонну нарисовать. Смотришь на рисунок и понимаешь: там, где в перспективе тень – вертикальными полосками, на аксонометрии штрихи тени – это точки. Ну, просто они таким образом «стоят» на земле. Обозначают свое присутствие. Мелочь, а красиво.
Итальянская улица (Via Italiana). Градостроительный анализ. Паттерны застройки в масштабе улицыИсточник: Аллан Б. Джейкобс «Великие улицы» / предоставлено DK architectsИтальянская улица (Via Italiana). Градостроительный анализ. Паттерны застройки в масштабе улицыИсточник: Аллан Б. Джейкобс «Великие улицы» / предоставлено DK architectsИтальянская улица (Via Italiana). Схема генплана участка© DK architectsИтальянская улица (Via Italiana). Планировочная структура улицы© DK architects Внутри, а так и задумано, образуется данное современными средствами ощущение пусть не такого древнего, как Дербент, но очень старого исторического города, невысокого, но плотно застроенного. С узнаваемыми ритмами и акцентами.
Итальянская улица (Via Italiana). Вход на улицу со стороны променада© DK architectsИтальянская улица (Via Italiana). Пьяцетта, вид со стороны набережной© DK architects То ощущение, которого нам и в среднерусских городах не хватает, все они у нас «большие деревни»... Сам же Дербент и его окрестности устроен, что исторически спреведливо, как наследник ближневосточного города, там преобладают заборы и за ними приватные дворы, разной степени уютности, прохладности и тенистости. Морфологически это тоже приморский, но совершенно не-итальянский тип застройки.
Вокруг будущей Итальянской улицы – пока что, помимо пляжей, пустыри, поселок с кривыми улицами и редко расставленными домами; и панельные, насколько можно судить по паре фотографий, здания приморских гостиниц.
А планируется, согласно ППТ туристической территории, по сторонам – парки до моря. Здания, формирующие улицу, полностью заняты городской коммерцией: магазины, рестораны, офисы и бутик-отели или хостелы.
Итальянская улица (Via Italiana). Аксонометрия© DK architects
Иными словами, улица – не отель, хотя глядя на ее очертания, можно было бы и так подумать, а именно фрагмент городской застройки со смешанной – или даже тщательно перемешанной – функцией. Кусочек европейского города, имплантированный в пригород Дербента.
У моря улица расширяется треугольником, разветвляется на две, наподобие дельты реки; с другой стороны, со стороны дороги, идущей параллельно морю, мы видим узкой вход с характерной для ар-деко простой аркой – автор называет это место «заставой», что узнаваемо в контексте истории итальянского города и, с другой стороны, уместно в актуальном для места контексте фрагмента европейской культуры, пересаженной в условия Востока.
Итальянская улица (Via Italiana). Вид с моря© DK architectsИтальянская улица (Via Italiana). Вид со стороны променада© DK architects Любопытно, что внешние стены зданий, формирующих улицу, составлены из квадратных асимметричных окошек именно что «восточного» вида – как будто улица маскируется под местный колорит, а войдешь внутрь через арку – и там уже другая атмосфера.
Итальянская улица (Via Italiana). Аксонометрия© DK architects
Что-то подобное, хотя в большем масштабе, турист испытывает в Стамбуле, попадая на Галату.
После всего кажется, что и степень обобщения итальянских черт продиктована не столько модернизмом, сколько Востоком. Впрочем, если вспомнить, как Корбюзье воспевал ближневосточные города, все встает на свои места.
Авторское описание проекта – здесь.
|