Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Где скалы древние свой вековой покой в воде, как в зеркале, недвижной отражают, Там кто-то бережно заботливой рукой под воду клад бесценный опускает.
Николай Рерих
В этом году фестиваль «Открытый город» раскрывается новыми гранями под кураторством бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Тему выбрали из разряда вечных, но сложно познаваемых и сложно обсуждаемых – «Пространство духа», причем как внутри религиозной функции, так и вне ее. Несмотря на многие «но» выбор кажется крайне актуальным и соответствующим качанию маятника культуры. Наше время многим напоминает период между двумя большими войнами. Как и тогда, люди ищут опору, объяснение и оправдания, которые помогали бы справляться с реальностью и теневой стороной мироздания. Ищут не в традиционных религиозных институтах – потому что уже был Ницше, открытия в области мозга и разросшееся до пантагрюэлевских масштабов инфополе – а чаще в эзотерике, мистике, ЗОЖ. Только раньше была Елена Блаватская, а сейчас – Елена Блиновская.
В этом контексте действительно полезно сесть и хорошенько задуматься о себе и о вечном. Какому богу я служу? Во что верю? С чем соизмеряю свои ценности? Кто автор звездного неба и морального закона?
И более узко – как это все уживается с городом, осталось ли в повседневности сакральное, есть ли у него дом?
В соответствии с широтой темы фестиваль отличается большим количеством крайне интересных воршкопов. В одном из них мы поучаствовали.
Сакральный язык природы
Бюро GAFA предложило искать сакральное через постижение языка природы. Что кажется очень логичным и правдивым. Если допустить, что сакральное всё же существует, то оно появилось задолго до нас: в «сутках» Вселенной человечество живет от силы пару последних минут. Поэтому можно предположить, что в наибольшей степени сакральное проявлено или сконцентрировано вне культуры – то есть в природе, которую можно принять за своеобразный первоисточник.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
Помните фильм «Прибытие», сюжет которого основан на концепции лингвиста Фердинанда де Соссюра? Его главная героиня изучала язык пришельцев. А как только изучила – научилась предвидеть будущее, вместе с языком интегрировав базовый навык этих самых существ. То есть, постигая язык природы, на котором, возможно, говорит сакральное, мы приблизимся и к пониманию сути самого сакрального.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
Конечно, не GAFA первые стали искать присутствие бога в природе, но гениально соединили свой подход с реальностью. Так ли много нетронутой природы осталось даже в нашей стране? Люди ездят за ней на плато Путорана, за реку Катунь, к жерлам вулканов Камчатки. Но для таких поездок не только сложно найти время, но и ресурсы. Прекрасной альтернативой стала Карелия – в ней много первозданной дикости, неизведанности, она одновременно близкая и недоступная. А еще на ладожских шхерах провел два судьбоносных года Николай Рерих.
Сокровище, 1919
Николай Рерих
При чем тут Рерих?
В бортовом журнале Юрий Гагарин сравнивал увиденное в иллюминаторе именно с красками Рериха. Лилово-голубые картины, пожалуй, знают или могут узнать все. Иногда встречается забавное сравнение – русский Индиана Джонс. Да, археолог и путешественник, художник и мыслитель. Только искал он клады и сокровища иного рода.
О карельском периоде Рериха известно достаточно много – мы знаем, где художник жил и бывал, что написал около 200 полотен, придя к характерному колориту; в повести «Пламя» читаем о «радости и бодрости» севера. Как пишет историк культуры Дмитрий Попов, в Карелии «мастер всё вдохновеннее вглядывается в нетленную красу небесных созвездий, всё крепче хочет связать её с тайной земли, всё убеждённее ищет родственные нити между миром “этим” и “тем”».
Подобными поисками занимались в экспедиции и студенты воршкопа.
Долина голубых гор (Горный простор), 1917
Николай Рерих
Голубое утро, 1917
Николай Рерих
Озеро Хюмпола, 1917
Николай Рерих
Горное озеро (Финский ландшафт), этюд, 1917
Николай Рерих
Карельский пейзаж (Облака), 1917
Николай Рерих
Клад захороненный, 1917
Николай Рерих
Новый дом, 1917
Николай Рерих
Птицы утра, 1917
Николай Рерих
Дочи викинга (Ункрада), 1918
Николай Рерих
Этюд, 1918
Николай Рерих
Карельский пейзаж (скалы Тулола), 1918
Николай Рерих
Карельский пейзаж, 1918
Николай Рерих
Острова, Ладгоа, 1918
Николай Рерих
В начале было слово (и в конце)
Желающих отправиться в Карелию оказалось много – команда GAFA получила 65 заявок от студентов Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Из них нужно было выбрать только 15. Достаточно легкое по форме проходное испытание – эссе на тему «Мое место силы» – помогло собрать мотивированную и разностороннюю группу. Эссе же стало и первым этапом в размышлениях о сакральном.
Не обошлось без мистики – среди участников оказалась сразу несколько однокурсников из МАРХИ. Подтасовка невозможна, поскольку портфолио и эссе кураторам воркшопа предоставлялись в формате «инкогнито».
В результате группа действительно подобралась разношерстная – кто-то уже работает в крупном бюро, кто-то занимается промышленным дизайном, думает о магистратуре в Милане или сомневается в выборе профессии. Многие уже были в Карелии и других подобных местах, другие же впервые пробовали бруснику или ходили босиком по мху.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
Одним из итогов экспедиции станет книга – ее главы будут посвящены различным аспектам сакрального. Поэтому во время лесных прогулок студентам приходилось ловить свои мысли, а затем фиксировать их и превращать в эссе уже более глубокого толка.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
Местом для экспедиции выбрали остров Кильпола. На одном из похожих, только поменьше, жил и Рерих. Здесь запросто можно встретиться с лосем, кабаном или зайцем, ночью испугаться тишины, увидеть звезды и северное сияние, наесться черники и за пять минут собрать корзину лисичек.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
У одной из шхер расположился ретрит-центр «Остров», который стал базовым лагерем для участников воркшопа. Это место предлагает умеренную аскезу, способствующую целям поездки – в меню нет мяса, сотовая связь или wi-fi почти отсутствуют, удобства на улице, за собой помойте тарелки. При этом стоит отойти от домиков на сто метров – и ты в окружении дикого леса, потеряться в котором без загруженной карты очень легко. Под руководством основателя центра Александра Аргеландера можно было попасть в самые глухие участки леса. В то же время такие прогулки дали понять – сакральное в толпе не слышно, требуются тишина и уединение.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
Вопреки расхожему представлению о суровом севере, карельский перешеек отличается невероятным разнообразием красок и видов. Осмыслять гениальность эволюции и божественную красоту природных форм группе помогал ландшафтный инженер Евгений Левин – безусловный хедлайнер поездки. Наматывая километры по тропам или часто даже без них, то и дело задерживались. Тут валун, скошенный край которого стал платформой для изысканной ландшафтной композиции: из ковра мха растут веточки папоротника, красиво приземлились желтые листья березы, красная ягода добавила акцент, гриб уравновесил композицию. Симбиоз, красота и согласие – вот и тема главы родилась. Идем дальше – восхитительные болотистые поймы, устройство которых очищает воду от тяжелых металлов. А вот мягкие каменные ванночки в толще гранитной породы – Дзюнья Исагами, конечно, хорош, но естественности волны не достичь и ему. Вот разноцветные лишайники – совсем как камуфляжная куртка рыбака. Сукцессия, корневые системы, менеджмент веществ, грибницы-повелительницы – успевайте записывать. Энтузиазм Евгения был крайне заразителен и помогал соединить увиденное с реальными проектами: городами-губками, теневыми и ливневыми садами.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
Плотная программа поездки – помимо прогулок были лекции, цигун, пленэры и различные мастер-классы – не оставила шансов уехать без ответов. Виктория Гавалиди работала катализатором мыслительных процессов и постоянно держала группу в тонусе, задавая вопросы и провоцируя обсуждения. Вариантов определения сакрального с каждым часом становилось всё больше, формулировки усложнялись и то приобретали, то теряли четкие контуры. Григориос Гавалидис как талантливый модератор не позволял мысли улететь в космос, помогал направить и сузить ее. Однако во время в одной из «летучек» у костра всё же констатировал: «Сакральное мы не найдем. Нужно сначала понять, кто ты, определить человека».
И это, пожалуй, действительно так – к пониманию сакрального можно только стремиться, так и не познав истины. Но в самом процессе много ценного.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
Для праздности – важнейшего элемента творческой жизни – тоже было место. Свободным временем все распоряжались по-разному – рисовали, уходили на гору прислушиваться к местному духу, лежали на сапе посреди холодной Ладоги, высаживались на островах, чувствуя себя первооткрывателями. Многие вставали до рассвета, чтобы поприветствовать солнце с воды. Пили чай с Василием. И в эти моменты, вероятно, лучше всего и получалось услышать свой собственный голос.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
На языке природы говорить о сакральном действительно оказалось проще: то и дело обращались к корням, циклам жизни и смерти, адаптации и симбиозу; всматривались в бесконечно разнообразные узоры. В какой-то момент обобщающим символом стал лось. Куда он идет, о чем думает? Григориос рассказал об опыте встречи со зверем на лесной тропе – городскому жителю он кажется инопланетным существом, в глазах которого читается мудрость Вселенной. О лосе даже рассказали Сергею Кузнецову по приезду в Москву.
Григориос Гавалидис, Виктория Гавалиди, Евгений Левин. Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024
В результате каждый участник нащупал свое ощущение сакрального, которое постарается отобразить в рисунках и тексте для общей книги. Также в экспедиции студенты собирали всевозможные артефакты, из которых сложится общее панно. Третьим итогом воркшопа станет фильм, в котором мысли о сакральном будут перемежаться с видами карельских пейзажей. Судя по интенсивной работе двух операторов, он обещает быть очень зрелищным.
Финальная выставка фестиваля, где будут представлены и итоги карельской экспедиции, состоится в ноябре во флигеле «Руина» Музея имени Щусева.
Путешествие стало возможным благодаря поддержке близких по духу компаний Tegola, Архитайл и проекта Timeless.
Экспедиция на остров Кильпола в рамках воркшопа фестиваля «Открытый город», 2024