На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Правильно, о том, что высоко в горах тают ледники – о глобальном потеплении. Согласно авторскому описанию, «инсталляция создает жуткую догадку о будущих изменениях в окружающей нас среде».
На самом деле инсталляция KOSMOS в Старом ботаническом саду Цюриха была такой небольшой металлической коробочкой с «носами», испускавшими аромат вместе с, как это видно по фотографиям, паром.
GAIAФотография © KOSMOS x TanskiGAIAФотография © KOSMOS x Tanski KOSMOS разработали конструкцию-треногу, с питанием от солнечной батареи, что тоже очень экологично; к треноге подвесили собственно диспенсер, вверху – запас аромата.
GAIAФотография © KOSMOS x TanskiGAIAФотография © KOSMOS x Tanski Примечательно же в данном объекте – помимо включенности в экологическую повестку – то, что архитекторы представляют его как «комнату запаха». Стен у нее нет, но «комната» самим запахом и создается. Тут мы видим почти (!) крайнюю степень развеществления архитектурной материи: во-первых, она выстроена не коробкой, не контуром или массой, от которых никак не может избавиться модернизм, несмотря на все попытки, а – вокруг стержня. Представим себе дом, выстроенный вокруг стержня лестницы или камина, а здесь основа – тренога, испускающая запах, формируя некое особенное пространство вокруг себя; причем граница его почти не ощутима, запах он ведь какой, только когда ощутишь его, понимаешь, что уже находишься внутри.
GAIAФотография © KOSMOS x TanskiGAIAФотография © KOSMOS x Tanski Тут вспоминаются разного рода инсталляции-облака – например, Размытое здание Diller Scofidio + Renfro 2002 года, тоже, кстати, в Швейцарии, хотя облако DSR было, конечно, заметно крупнее.
Но и еще тут можно сказать, что для самого KOSMOSa характерны поиски архитектуры с максимально условной границей: решеткой, как в павильоне Nike, и прочее. Тут с запахом, формирующим «комнату», кажется, идеал уже близок.
Во-вторых, запах авторы выбрали сложный, не парфюмерный – запах воды. Он же – свежести в жарком парке. Тут вспоминается швейцарский павильон на ЭКСПО-2020, прошедшей на самом деле в 2021 году: там посетителей, пришедших из жаркого «снаружи» погружали в мокрый прохладный пар внутри – он должен был напоминать об облаках, зацепившихся за вершины Альп. Ну и кроме того, мы все знаем, насколько популярны на современных выставках парфюмерные инсталляции; только там их держат под стеклянным колпачком, а тут масштаб немного, но крупнее.
GAIAФотография © KOSMOS x TanskiGAIAФотография © KOSMOS x Tanski Все это мило и увлекательно, только фраза о «жуткой догадке» звучит немного внезапно. Ну да это бывает в жизни. Любуешься чем-то, или нюхаешь – и вот на тебе. ЮТ
GAIAФотография © KOSMOS x TanskiGAIAФотография © KOSMOS x Tanski
Авторское описание архитекторов KOSMOS: Экспериментальный павильон, прототип архитектуры обоняния, разработанный совместно с художником и парфюмером Tanski. Павильон служит инфраструктурой, излучающей запах тающего льда. Установленный в старом ботаническом саду Цюриха, он создал эфемерную «комнату запаха». Аромат был разработан по проекту Tanski в своей лаборатории и физически напомнил посетителям о постоянно тающих ледниках. Инсталляция создает вымышленную территорию, созданную с минимальным использованием материалов. При этом аромат побуждает к переключению: от зрения, которое обычно доминирует над другими органами чувств, к обонянию. Часто в помещениях отсутствует собственное обонятельное выражение. В случае с “GAIA” дело обстоит иначе: аромат создает ощущение всеохватывающей коллективности и принадлежности к месту. GAIAФотография © KOSMOS x TanskiGAIAФотография © KOSMOS x Tanski Придавая старому ботаническому саду прохладный, свежий аромат тающего льда в разгар лета, когда температура воздуха высока, инсталляция создает жуткую догадку о будущих изменениях в окружающей нас среде. С помощью SHIFT невидимое становится физически осязаемым, принося аромат тающих ледников прямо в город. Таким образом, воздух становится проводником проекта и его призывом к борьбе с изменением климата. Проект является продолжением еще одного проекта, «Петрихор», антиутопического прототипа «сада искусственного дождя», разработанного вместе с Tanski ранее.
|