Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.08.2024

Памяти Алексея Розенберга

Юлия Тарабарина
Объект:
Дом в Духанино
Адрес:
Россия, Московская обл., , дер. Духанино
Конаково Ривер Клаб
Адрес:
Россия, Тверская обл.,

Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.

Алексей Розенберг работал с интерьерами и частными домами – в области не столь заметной, но зато предполагающей большую свободу творчества. И не утратил той свободы выражения, полученной в начале 1990-х годов, никогда.

Алексей Розенберг, архитектор / 2016
Алексей Розенберг, архитектор / 2016
Предоставлено агентством «Правила общения»

Его работы все разные, но хорошо узнаваемые: легко поддаются атрибуции, поскольку у них есть и общее настроение, и общее пристрастие к, по собственным словам архитектора, «традиционным» и брутальным материалам. Больше того, интерес к материальности как таковой.

Вот – бетонная квартира 1991 года, маленькая, 43 м2. Тогда еще так никто почти не делал, тогда еще только-только осваивали подшивные потолки... Бетон, сырой металл – так и остались неизменными, они встречаются в проектах Розенберга постоянно, до самых последних лет. 
Алексей Розенберг. Бетонная квартира, 1991 Фотография: Зинур Разутдинов / 
Анатолий Красовский
Алексей Розенберг. Бетонная квартира, 1991
Фотография: Зинур Разутдинов / Анатолий Красовский
Алексей Розенберг. Sav-CITY, 2022 Фотография © Виктор Чернышев
Алексей Розенберг. Sav-CITY, 2022
Фотография © Виктор Чернышев

Говоря об узнаваемости – работы Алексея Розенберга объединяют далеко не только естественные материалы, но и общий цвет и, что важнее, в широком смысле тональность: как правило, приглушенная, от сдержанной охры до серого через черный. С редкой терракотой, но тогда уж будет ее много, как в «Кирпичном офисе». А кто еще, при общем повышенном интересе к кирпичу, мог предложить интерьер полностью из красного кирпича? Впрочем, это было в 2002 году, тогда и интерес к кирпичу только намечался... Или кто мог поместить черный деревянный сруб в дощатый «ящик», оставив вырезы-«отпечатки» в форме печей, как будто дом, несмотря на то, что он в лесу, когда-то был частью парадоксальной вереницы домов, их сломали, он остался. Хотя на самом деле задача была – показать, из чего «сделан» дом, приоткрыть его суть. 
Алексей Розенберг. Черный дом, 2002 Фотография © Евгений Лучин
Алексей Розенберг. Черный дом, 2002
Фотография © Евгений Лучин
Кирпичный офис Фотография: бюро А. Розенберга
Кирпичный офис
Фотография: бюро А. Розенберга

Тут речь об одной из главных тем архитектуры XX века, а может быть и архитектуры вообще: о взаимодействии внешнего и внутреннего, переходе изнутри – наружу и снаружи – внутрь. Он стал для Розенберга темой и теоретических, и пластических высказываний. Его архитектура – граница, о границе он, так или иначе, размышляет почти всегда. 

Вот например: «То, как оформлен проем – оконный или дверной – это тот язык, на котором архитектор высказывается о своем отношении к миру: насколько постройка пропускает свет, воздух, ощущения от воды, дождя, снега, других проявлений стихии или, наоборот, насколько обитатели спрятаны от всего этого». 

Граница для Розенберга становится главным сюжетом. Может быть, это началось с той бетонной квартиры, где книжная полка была похожа на выход на чердак – символический путь к бегству. Может быть, поэтому в его пространствах так много переходов, иногда рискованных – «архитектура должна быть опасной», – а значит, эмоционально заряженных. Все эти ступеньки без ограждения, окна в пол... Отсюда деконструкция, интерьеры и дома складываются и раскладываются как будто на глазах.
Алексей Розенберг. Дом в акуловском лесу, 2019–2022 Фотография © Виктор Чернышев
Алексей Розенберг. Дом в акуловском лесу, 2019–2022
Фотография © Виктор Чернышев
Алексей Розенберг. Дом в акуловском лесу, 2019–2022 Фотография © Виктор Чернышев
Алексей Розенберг. Дом в акуловском лесу, 2019–2022
Фотография © Виктор Чернышев

Дом в Акуловском лесу был в последние годы любимым проектом Алексея Розенберга, а его самой известной реализацией, и, возможно, одной из самых характерных работ стал дом в Духанино, получивший гран-при премии АрхиWOOD в 2016. В нем исследование естественной материи архитектуры и исследование границ человеческого пространства, вероятно можно так сказать, гармонично уравновешены. Материи две: металл и дерево, и они переплетены на фасаде так, что он отчетливо двухслоен, там даже два «слоя» окон. 
Дом в Духанино. Алексей Розенберг при участии Петра Костелова
Дом в Духанино. Алексей Розенберг при участии Петра Костелова
Фотография © Константин Дубовец

Это – главное свойство дома. Но запомнился он разнотоновыми досками, поставленными, что необычно для нашей страны, «как в сарае», вертикально. 

Алексей Розенберг родился в 1957 году в Томске, учился в Алма-Ате, защитил кандидатскую по по проектированию учебных заведений для детей-инвалидов, в 1980-е преподавал. Потом занимался частной практикой, язык его архитектуры был тонок, современен и узнаваем. 

Он умер в среду 31 июля 2024 года. 

Отпевание – сегодня, в 13:00, 
в церкви Спаса Нерукотворного Образа, Лермонтовская ул., 20, микрорайон Клязьма, 141230. 

Светлая память.