Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.08.2024

«Изобретательность и разнообразие»

Нина Фролова
Мастерская:
Allies & Morrison
Grimshaw

В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.

В этот раз отличия между шестью проектами, составляющими шорт-лист, особенно велики. 100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая подземные и надземные станции и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, соседствует с реконструкцией маленькой молочной фермы, а вторая очередь реновации модернистского жилого комплекса Park Hill в Шеффилде, самого большого сооружения – объекта культурного наследия в Евросоюзе и Великобритании, – с домом на 11 квартир на востоке Лондона.
 

Линия Елизаветы
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow

Тем не менее, Муйива Оки – президент Королевского института британских архитекторов (RIBA), организатора Премии Стерлинга, – отметил, что все проекты-финалисты объединяет то, что они демонстрируют «изобретательность и разнообразие» современной архитектуры и улучшают повседневную жизнь, используя возможный минимум ресурсов.
 
Мастерплан района Кингс-Кросс
Мастерплан района Кингс-Кросс
Фото © John Sturrock

Из всех архитекторов короткого списка только Mikhail Riches уже были лауреатами «Стерлинга»: даже бюро мэтра хай-тека Николаса Гримшо получало подобную награду, только когда она называлась просто «Лучшее здание года» – в 1994 за терминал для поездов Eurostar на лондонском вокзале Ватерлоо. Премия Стерлинга была создана в 1996 и изначально включала денежный приз в 20 тысяч фунтов, но уже давно не имеет финансовой составляющей.
 
Публикуем все сооружения короткого списка.
Жилой комплекс Chowdhury Walk, Лондон
Архитекторы Al-Jawad Pike
 
Комплекс из 11 блокированных домов, включая 7 социальных, возведен на месте парковки в округе Хакни.
Жилой комплекс Chowdhury Walk Фото © Rory Gardiner
Жилой комплекс Chowdhury Walk
Фото © Rory Gardiner
Жилой комплекс Chowdhury Walk Фото © Rory Gardiner
Жилой комплекс Chowdhury Walk
Фото © Rory Gardiner
Жилой комплекс Chowdhury Walk Фото © Rory Gardiner
Жилой комплекс Chowdhury Walk
Фото © Rory Gardiner
Жилой комплекс Chowdhury Walk Фото © Rory Gardiner
Жилой комплекс Chowdhury Walk
Фото © Rory Gardiner
Жилой комплекс Chowdhury Walk Фото © Ståle Eriksen
Жилой комплекс Chowdhury Walk
Фото © Ståle Eriksen

Ступенчатый план позволил защитить интерьеры от взглядов соседей и использовать солнечное тепло для поддержания комфортной температуры зимой. Под кирпичной облицовкой скрывается конструкция из перекрестно-клееной древесины.
Линия Елизаветы, Лондон
Архитекторы Grimshaw, графические дизайнеры Maynard, дизайнеры освещения Equation, конструкторы AtkinsRéalis
 
Линия Елизаветы, прежде известная как Crossrail (ранее мы писали о ней здесь), по сути не является линией метро, хотя почти половина ее проходит под землей. Она рассчитана на 120 лет службы и объединяет на 100-километровом маршруте 31 реконструированную и 10 новых станций. Каждый будний день ею пользуется 770 тыс. человек. Их удобство обеспечивается общим решением для светлых и просторных переходов и эскалаторных тоннелей, минимумом отвлекающих деталей, четкими и удобно расположенными указателями. Весь извлеченный при строительстве грунт не был отправлен на свалку, а использовался для земляных работ в заповеднике в прилегающем к Лондону графстве Эссекс.
Линия Елизаветы Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow

Проекты новых станций разрабатывали John McAslan + Partners, Weston Williamson + Partners, Hawkins\Brown, Aedas, Wilkinson Eyre, BDP, Adamson Associates, Allies & Morrison и Fereday Pollard.
Мастерплан района Кингс-Кросс, Лондон
Архитекторы Allies & Morrison и Porphyrios Associates
 
Превращение 27 гектаров промзоны между вокзалами Кингс-Кросс и Сент-Панкрас в полноценный новый район, где реконструированые исторические сооружения (включая газгольдеры) соседствуют с вузовскими корпусами, школами, офисами, жильем на созданных с нуля улицах и площадях, почти завершено.
Мастерплан района Кингс-Кросс Фото © John Sturrock
Мастерплан района Кингс-Кросс
Фото © John Sturrock
Мастерплан района Кингс-Кросс Фото © John Sturrock
Мастерплан района Кингс-Кросс
Фото © John Sturrock
Мастерплан района Кингс-Кросс Фото © John Sturrock
Мастерплан района Кингс-Кросс
Фото © John Sturrock
Мастерплан района Кингс-Кросс Фото © John Sturrock
Мастерплан района Кингс-Кросс
Фото © John Sturrock

Разработка и реализация замысла неомодернистов Allies & Morrison и традиционалистов Porphyrios Associates заняла более 20 лет, в ней участвовали множество архитектурных и конструкторских бюро. Отдельное достижение – превращение прежде недоступных горожанам берегов Риджентс-канала в общественное пространство.
Реконструкция Национальной портретной галереи, Лондон
Архитекторы Jamie Fobert Architects и Purcell
 
Этот музей давно критиковали за консервативность экспозиции, но качественно изменить ее стало возможным лишь одновременно с реставрацией и реконструкцией его здания конца XIX века.
Реконструкция Национальной портретной галереи Фото © olivierhess.com
Реконструкция Национальной портретной галереи
Фото © olivierhess.com
Реконструкция Национальной портретной галереи Фото © Jim Stephenson
Реконструкция Национальной портретной галереи
Фото © Jim Stephenson
Реконструкция Национальной портретной галереи Фото © Jim Stephenson
Реконструкция Национальной портретной галереи
Фото © Jim Stephenson
Реконструкция Национальной портретной галереи Фото © olivierhess.com
Реконструкция Национальной портретной галереи
Фото © olivierhess.com
Реконструкция Национальной портретной галереи Фото © olivierhess.com
Реконструкция Национальной портретной галереи
Фото © olivierhess.com

Теперь здесь есть новый вход, обращенный к более оживленной части города, образовательный центр, общественные пространства, а главное – создана полностью безбарьерная среда.
 
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill, Шеффилд
Архитекторы Mikhail Riches
 
Речь идет о сердцевине комплекса почти на 1000 квартир, возвыщающегося с 1950-х на холме над центром Шеффилда как целый город. В 2013 первая очередь тоже попала в шорт-лист Премии Стерлинга: архитекторы были другими, а заказчик тот же, что и сейчас: девелоперы Urban Splash, специалисты по сложным и интересным проектам.
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill
Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill
Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill
Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill
Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill Фото © Tim Crocker
Вторая очередь реконструкции жилого комплекса Park Hill
Фото © Tim Crocker

Mikhail Riches сохранили оригинальную кирпичную кладку на фасадах (в ходе первой очереди реконструкции ее заменяли на яркие экраны), при этом значительно переделали планировку. Теперь здесь 37 типов квартир со свободным планом и балконами, обеспечена качественная теплоизоляция. Речь идет о 195 квартирах, 2000 м2 коммерческих площадей и новом ландшафтном дизайне с полевыми цветами.
Агротуристический комплекс Wraxall Yard, деревня Рексолл, графство Дорсет
Архитекторы Clementine Blakemore Architects
 
Заброшенная молочная ферма на юге Англии превращена в общественный центр, гостиницу и образовательный центр, посвященный сельскому хозяйству и животноводству: их общая площадь – менее 800 м2.
Агротуристический комплекс Wraxall Yard Фото © Emma Lewis
Агротуристический комплекс Wraxall Yard
Фото © Emma Lewis
Агротуристический комплекс Wraxall Yard Фото © Lorenzo Zandri
Агротуристический комплекс Wraxall Yard
Фото © Lorenzo Zandri
Агротуристический комплекс Wraxall Yard Фото © Lorenzo Zandri
Агротуристический комплекс Wraxall Yard
Фото © Lorenzo Zandri
Агротуристический комплекс Wraxall Yard Фото © Lorenzo Zandri
Агротуристический комплекс Wraxall Yard
Фото © Lorenzo Zandri
Агротуристический комплекс Wraxall Yard Фото © Lorenzo Zandri
Агротуристический комплекс Wraxall Yard
Фото © Lorenzo Zandri

Архитекторы сосредоточились на проблеме доступной среды, стремясь дать маломобильным посетителям максимум независимости. Одновременно им удалось сделать все обеспечивающие безбарьерность детали незаметными, обойтись без приставных пандусов и бросающихся в глаза поручней.