Выплыл
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Германия. Дрезден
Реконструкция дрезденского Альбертинума, пострадавшего от наводнения 2002 года, завершена. Музей скульптуры и нового искусства наконец открылся для посетителей.
Для нашей культуры этот музей в столице Саксонии имеет символическое значение. «Устроить в Москве маленький Альбертинум» решил в свое время Иван Цветаев – и в залах основанного филологом-классиком Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) не только появились выполненные в Дрездене гипсовые слепки с античной скульптуры, но и само их расположение повторило экспозицию Альбертинума. По всем вопросам Цветаев старательно консультировался со своим немецким коллегой Георгом Треем, первым директором Альбертинума и, кстати, уроженцем Санкт-Петербурга.
Музей скульптур, возведенный (точнее, перестроенный Карлом Адольфом Канцлером из здания старого арсенала XVI века) в 1887 году, получил свое название в честь тогдашнего короля Саксонии Альберта. От арсенала сохранился зал длиной 75 м, разделенный тосканскими колоннами. Собрание сильно пострадало в ночь с 13 на 14 мая 1945 года при воздушной атаке на Дрезден. Второй этаж частично выгорел, но драгоценные слепки и скульптуру XIX века удалось сохранить. После войны Альбертинум оказался местом «на все случаи жизни»: начиная с 1959 года в нем выставляли то фрагменты Собрания фарфора, то Гравюрного и Нумизматического кабинета, то Оружейной палаты. Очередная напасть – природная стихия. В августе 2002 года из-за ливней Эльба вышла из берегов и поднялась на 9,4 метра, вал понесся к Дрездену. Музейные подвалы, а с ними и художественные сокровища оказались под водой. Насосы откачивали 3 500 литров в минуту, сотрудникам Альбертинума и волонтерам удалось вынести на руках и поднять на верхние этажи 11 000 скульптур.
Был объявлен архитектурный конкурс на проект реконструкции музея, в котором учитывались бы насущные проблемы хранения экспонатов. Именно реконструкции, ибо строить новый депозитарий в историческом центре казалось кощунственным, а уносить его в пригород – нецелесообразным. Среди участников конкурса был сам сэр Норман Фостер, но жюри отдало предпочтение соотечественнику, берлинцу Фолькеру Штаабу. Архитектор предложил перекрыть П-образный внутренний двор Альбертинума, благодаря чему город вместо тупика приобретал гостеприимное светлое пространство «под открытым небом». Как объясняет Штааб, «дневной свет в атриум проникает через зазор между старой и новой частями здания. Находясь внутри, можно наблюдать мягкую игру света от движения облаков». В этом дворе теперь назначаются свидания, устраиваются симфонические концерты и балетные спектакли. Но главное – благодаря новой крыше, длиной 60 метров и весом 2 400 тонн, покоящейся на мощных опорах (шахта лифта для подъема скульптур и колонны при входе во двор), появилось дополнительное место для депозитария и реставрационных мастерских. «Ковчег для искусства», как назвал его сам Штааб, парит над двором на высоте 17 метров.
Прежний облик здания при реконструкции ничуть не пострадал, панорама Дрездена не нарушена. Крыша, почти невидимая из города, стала символом гармоничного сосуществования старого и нового искусства в едином пространстве. В состав коллекции Альбертинума помимо Собрания скульптуры отныне вошла Галерея новых мастеров с коллекцией немецкой романтической живописи полотен импрессионистов, представителей югендстиля и актуального искусства от Каспара Давида Фридриха до Герхарда Рихтера и Георга Базелица. Кстати, последние пожертвовали свои произведения на благотворительный аукцион, который в помещении Новой национальной галереи в Берлине провел «Sothbey's», собрав 3,4 млн евро. Эта сумма в числе прочих средств пошла на реконструкцию. Всего, с учетом денег, выделенных правительством Германии, грандиозный проект Федеральной земли Саксонии обошелся в 50 млн евро. Работы продолжались пять лет, и вот наконец Альбертинум открыт, так что с точки зрения интереса для любителей искусства у «Сикстинской мадонны» или «Шоколадницы» появилась мощная поддержка.