Баскетбольный апгрейд
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Китай. Пекин
Американцы поднаторели не только в баскетболе, но и в конверсии баскетбольных сооружений. они убеждены в этом сами и успешно убеждают китайских заказчиков: приспосабливать стадион BOBA (Beijing Olympic Basketball Arena) под нужды «мирной» жизни будет архитектор из Канзаса Дэвид Маника, возглавляющий одноименную специализированную мастерскую
В США имеется успешный опыт подобной трансформации — после Олимпиады в атланте ее перенес стадион Centennial. Согласно проекту, разработанному компанией Ellerbe Becket, его освободили от 85 тыс. кресел для зрителей, демонтировали северную стену, а затем соорудили новое поле и трибуны на 45 тыс. мест. но в атланте перестройка была запланирована заранее, хотя по тем временам такой подход казался революционным.
В Пекине ситуация сложилась по-другому: о будущем скромного баскетбольного зала на 18 тыс. мест никто не задумывался вплоть до 2006 года, когда BOBA приобрел китайский бизнесмен, у которого были крепкие деловые связи с NBA.
Естественно, он озаботился послеолимпиадной участью своей покупки и решил повысить класс сооружения так, чтобы оно впоследствии стало базой для команды, входящей в прославленную баскетбольную лигу. несмотря на то, что в Китае такой команды пока нет.
изначально здание снаружи напоминало гигантский телевизор — с «головы до пят» фасад был покрыт LED-экранами. Увы, они по большей части пришли в негодность, и Манике, трудившемуся в содружестве с пекинским институтом архитектуры и проектирования, пришлось искать альтернативное решение экстерьера.
Камнем преткновения стал вес, но в результате проектировщикам удалось додуматься до конструкции из алюминия, внешне напоминающей милые китайскому сердцу заросли бамбука.
На этом этапе Дэвид работал в составе компании HOK, однако вскоре цепкий зодчий решил, что справится самостоятельно, и организовал собственную фирму. Вероятно, заказчики знали архитектора лучше, чем его прежних боссов, так что те остались в стороне, а Маника — напротив, при деле.
Вдохновленный успехом, он вплотную занялся переделкой интерьера, в частности — подземного уровня. Дело в том, что местный олимпийский комитет в благородном стремлении снизить стоимость объектов свел к минимуму инфраструктуру здания. Что, разумеется, совершенно не соответствует аппетитам и стандартам NBA. Поэтому, по замыслу архитектора, все необходимое разместится в подвале: здесь будет небольшой погрузочный «терминал», трансляционные кабины, помещение для прессы, кухни, офисы и прочие зоны, обеспечивающие комфорт и успешное администрирование. Переделать нужно все, и Дэвид слегка сетует: «Это самая трудоемкая территория, хотя она останется невидимой для публики».
Кроме поучительного сюжета о хватке, проявить которую никогда не мешает, история с BOBA также небезынтересна как свежий пример сугубо американского подхода к переделке спортивных арен. Ставить можно не только на понижение, но и на повышение, выгодное и для владельца, и для развития отдельных видов спорта. Возможно, этот опыт будет уместен и в Сочи, где после Олимпиады также останутся строения с неясными перспективами.