10.02.2001

Владимир Седов. Джоттески. Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре

  • Наследие

информация:

  • где:
    Италия. Флоренция

Каждый, кто увидит здания тосканского проторенессанса вживую или только рассмотрит их в книжках с иллюстрациями, удивляется прежде всего тому, как эта архитектура, такая изящная и рациональная одновременно, могла возникнуть в период наивысшего расцвета романского стиля и продолжала существовать и в период готический. Повсюду в Европе от Португалии до Венгрии большие базилики простирают над нефами свои тяжелые своды, опирающиеся на массивные стены, прорезанные арочными окнами с тяжелыми обрамлениями и перспективными порталами с массивной резьбой. А в Тоскане какие-то раннехристианские по типу и по виду базилики без сводов украшены на фасадах драгоценным полированным мрамором, вызывающим ощущение легкости, бестелесности стены. Если же вглядеться в рисунок фасада, в мраморный орнамент, то обнаружится, что, помимо бесконечно повторяющихся прямоугольников, арочек, сеток и кругов, выделяющихся на фоне или образованных самим фоном, очерченным рамкой, на любом фасаде присутствует еще и ордер – или в виде реальных полуколонок, несущих глухую аркаду, или в виде плоских, декоративных пилястр, зрительно нагруженных плоскими фризами и чуть выступающими карнизами.

См. полный текст статьи на сайте издания