Недремлющее око
- Архитектура
- Объект
информация:
-
что:
Музей Оскара Нимейера -
где:
Бразилия. Куритиба -
архитектор:
Оскар Нимейер
Этот музей видеоарта, архитектуры и дизайна носит имя его автора, архитектора Оскара Нимейера. Веселая экстравагантная форма возвышается на фоне самого молодого города Бразилии. Гигантский «глаз» стал символом Куритибы
Куритиба
Экологическая столица Бразилии. 1,8 млн жителей. По версии «Нью-Йорк таймс», самый зеленый город мира. Простые туристы и правительственные делегации едут сюда смотреть, как современная архитектура может быть органично вписана в рукотворные и природные ландшафты. В Куритибе идеальная транспортная инфраструктура. Мимо наиболее интересных объектов проходит специальный автобусный маршрут Turist Line. С 1971 года городом руководят мэры-архитекторы... В бывших каменоломнях построены уникальные здания: Оперный театр, Университет окружающей среды. По образцу Куритибы разрабатывается генплан развития Перми.
Oscar Niemeyer
Бразильский архитектор-модернист. Поступил на арх. факультет в 1927-м. В 1936-м работал под начальством Ле Корбюзье над зданием одного из министерств Бразилии. Вел концептуальные споры с мэтром, спустя два года занял его место. В 1957-м
возглавил строительство новой столицы, г. Бразилиа. В 1960-х из-за приверженности коммунизму отправился в парижское изгнание. Строил по всему миру. В 1963-м получил Ленинскую премию, в 1988-м — Притцкеровскую. Важнейшие проекты:
комплекс зданий на оз. Пампулья, кафедральный собор и Национальный Конгресс в Бразилиа, штаб- квартира французской компартии в Париже и др.
Музей в Куритибе сначала был назван «Новым», а год спустя, в 2003-м, получил имя своего автора. Общая площадь выставочных залов в двух зданиях — 19 тыс. кв. м. На «глаз» приходится 2,1 тыс. Здесь есть все необходимое для современных аудиовизуальных шоу.
На десятом десятке жизни Нимейер так и не сделался пенсионером. Продолжил работу, поражая всех новаторскими формами. В 97 лет издал роман, посвященный судьбе коммуниста. В 99 — женился на собственной 60-летней ассистентке. В год своего столетия показал миру «язык». Именно так выглядит взметнувшийся ввысь алый козырек концертного зала в парке Ибирапуэра (см. «И+Д» № 3/2007). Пятью годами раньше в бразильской Куритибе появился другой «орган», ставший эмблемой города. «Всевидящее око», «глаз Оскара» — Музей видеоарта, архитектуры и дизайна имени Нимейера как только не называют. Его история началась в 1967 году. Тогда архитектор построил модернистское здание из бетона в духе тех лет. В нем находился один из вузов. Но неутомимый Оскар снова вернулся к проекту и полностью его преобразил. Гигантская пристройка из белого бетона, стальной сетки и зеркального стекла невозмутимо смотрит на горожан и многочисленных туристов. Днем отражает небо, ночью светится огнями. Внутри — два выставочных зала. На верхнем есть еще бар. Высота потолков варьируется от 3 до 12 метров. «Око» стоит на постаменте, отделанном ярко-желтой керамической плиткой, в центре искусственного водоема. Вокруг, объединяя старую и новую часть, вьются два пандуса — одна из характерных деталей нимейеровского стиля, лейтмотив которого — жизненная сила и изобилие Бразилии.