После тринадцати лет реставрации открыта для публики вилла Кавруа, шедевр архитектора Робера Малле-Стивенса.
Вилла Кавруа – тот уникальный случай, когда архитектурный объект, возникший на перекрестке стилей, в данном случае, ар деко и модернизма и «геометрического» венского модерна, весьма затруднительно отнести к чему-то одному. Ричард Клейн, один из исследователей творчества архитектора Робера Малле-Стивенса рискнул назвать его постройку образцом «синтетического модернизма».
В начале XX века городок Рубе во французском регионе Нор-Па-де-Кале считался развитым центром текстильной промышленности. Его даже называли «городом тысячи труб». Компания «Cavrois-Mahieu», основанная в 1865 году и владевшая пятью заводами, производила ткани для лучших парижских домов моды. Поль Кавруа, владелец заводов, решив построить дом для своей семьи, покупает землю в кантоне Круа близ Рубе. В 1919 году текстильный магнат жениться на вдове своего брата, сложившего голову на войне в Сербии. Люси Ванутрив осталась с тремя детьми. В новом браке родилось еще четверо.
Вначале проектировать дом был призван архитектор Жак Гребе, обслуживающий местную элиту последователь традиционного стиля. Однако довольно скоро его место занял Робер Малле-Стивенс. Архитектором он стал под влиянием творчества Йозефа Хоффмана, звезды венского Сецессиона, построившего в Брюсселе знаменитый дворец для барона Адольфа Стокле, как раз приходящегося Малле-Стивенсу дядюшкой. Рожденный в семье интеллектуалов, Робер легко нашел общий язык с богатым промышленником Кавруа, с которым по всей вероятности познакомился в 1925 году в Париже на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности, впоследствии давшей название стилю ар деко. На этой выставке уже довольно известный архитектор Малле-Стивенс представлял зимний сад с кубистическими бетонными деревьями и башню павильона «Туризм».
Приступая к проекту виллы в Нор-Па-де-Кале в 1929 году, Малле-Стивенс, вслед за еще одним своим кумиром – Ле Корбюзье, превратившем виллу Савой в манифест, формулирует программу непременных требований к современному жилищу как к машине для жизни: воздух, свет, работа, спорт, гигиена, комфорт, эффективность. Постройка и отделка были завершены за два года. Заказчик торопился открыть дом к свадьбе дочери Женевьев, состоявшейся 6 июля 1932 года. Соседи скривили нос. Местным ретроградам вилла решительно не понравилась, зато адепты «Нового духа» признали ее шедевром. Снимки дома и интерьера обошли все тогдашние архитектурные журналы, «L’Archtecture d’aujourd’hui», «Building News», «L’habitation» и, к слову сказать, эти публикации очень помогли будущим реставраторам.
Фасад виллы Кавруа, имеющей каркас из армированного бетона, был, точно разлинованный нотный лист (Малле-Стивенс слыл меломаном), облицован трехслойным полым кирпичом, специально заказанным на заводе. К выбору материалов автор подошел с невероятной скрупулезностью, проектируя все, как Хоффман во дворце Стокле – от мебели до дверной ручки. В интерьере использовался шведский зеленый мрамор, мрамор сиенский, древесина светлой сикаморы, полированный алюминий. В доме был лифт, телефон, электрические часы, центральное отопление с термостатом, отдельные столовые для детей и родителей. В подвале, помимо винных погребов, имелся просторный отсек для чемоданов. Для хозяйки предусматривалась отдельная комната для составления букетов. Каждая комната была радиофицирована, правда, кухня слегка смахивала на больницу.
Мадам Кавруа надолго пережила своего супруга и скончалась в 1985 году. Вилла была сразу продана и стала жертвой вандалистских наклонностей нового владельца, мечтавшего построить на этой земле жилой кооператив. Но тут вступились соседи по поселку, призвав власти обратить внимание на уникальную постройку. В 1990 году вилла Кавруа была классифицирована как памятник архитектуры, в 2001 году ее приобрело государство и приступило к реставрации. Сегодня памятник восстановлен в первоначальном состоянии и представлен публике. Реставрация обошлась в 23 млн евро.