В столице Финляндии немало построек «отца модернизма» архитектора Алвара Аалто, и все ж интересно заглянуть в дом, где жил он сам.
Вопрос обретения собственной идентичности находит свое решение, когда независимый от воли заказчика архитектор, отпустив фантазию на свободу, строит дом для себя. Кроме того, любопытно наблюдать, как архитектурно отображается сам ход жизни автора, его творческие принципы. Алвар Аалто (1898–1976), адепт простых решений, чьи идеи и поныне не утратили актуальности. Функционалист, он сконструировал наш быт, от форм фанерных табуреток до четкой геометрии бетонных жилищ новых микрорайонов. Архитектор родился в Куортане, лесной провинции, в семье геодезиста и почтальонши. Детство прошло на фоне северной природы. Диплом об окончании Политехнического института Гельсингфорса (как тогда назывался Хельсинки) Аалто получил в 1921 году, и начал частную практику в Ювяскюля и Турку. В 1924 году его женой становится Айно Марсио, тоже архитектор, и самый близкий профессиональный советник. К тому времени, как семья решается переехать в Хельсинки, Аалто уже успевает приобрести определенную известность конструктивистскими постройками зданий газеты «Turun-Sanomat» в Турку, туберкулезного санатория в Паймио. Полным ходом шла стройка муниципальной библиотеки в Виипури (Выборг). Помимо архитектуры, Аалто занимается дизайном, внедряет серийное производство мебели (в том числе шедевр органического дизайна, знаменитое кресло из гнутой фанеры) по собственным эскизам и основывает мебельную компанию «Artek».
В поисках тихого места, где можно было бы растить детей, дочь Иоанну и сына Гамилькара, в 1935 году Аалто приобретает участок (1352 кв м) в Мунккиниеми, мастер-план которого, к слову, был нарисован архитектором Элиэлем Саариненом в 1912 году. Земли принадлежали акционерной компании M.G.Stenius Ab, застраивающей эту окраину Хельсинки частными домами. Модернистский проект штаб-квартиры этой компании, составленный Алваром Аалто, так и не был осуществлен. Зато на небольшом холме в том же Мунккиниеми, тогда представляющем собой идиллический деревенский пейзаж, он построил собственный дом. Г–образный в плане, выполненный, точно коллаж или пазл, из оштукатуренного камня, рифленой дощатой обшивки и неоштукатуренного кирпича, он представлял собой образ уютного жилища для семейной пары архитекторов. Как водиться в северном климате, фасад, окруженный скромным садом камней и плодовых деревьев, автор ориентирует на юг. Северная сторона, почеркнутая белизной однотонной поверхности, почти лишена окон. Ступени из дикого камня, вход – скромная деревянная дверь, за ней – пространство, разделенное на студию, предназначенную для сотрудников офиса Аалто, и приватную зону, где живет его семья. В 1955 году в том же поселке Аалто строит уже отдельное здание мастерской с внутренним двором в форме амфитеатра, ставший лекционным залом под открытым небом.
Итак, в 1936-м семья Аалто окончательно переезжает из Турку с детьми и няней. Дом они населяют своими «мыслями» и предметами. В гостиной под окном – ящики для цветов, большое кресло и диван из коллекции «Artek», по стенам – работы Фернана Леже, Ласло Мохой-Надя, на рояле – фотография Айно. В проектах, подписывая которые, Аалто всегда ставил имя супруги перед своим, она отвечала за дизайн интерьеров, но предпочитала оставаться в тени. В 1949 году, когда положение мужа как ведущего зодчего Финляндии было уже неоспоримым, Айно умирает. Через три года, оправившись от потери, Аалто вступает в новый брак. Избранница, архитектор Элисса Мякиниеми переживает супруга на восемнадцать лет. В 1998 году был основан Фонд Аалто, его дом и студия в Хельсинки, находящиеся в его ведомстве, превращены в музей, открытые для посетителей.
Музей Алвара Аалто: Riihitie 20, Helsinki, тел. +358(0)9480123350, www.alvaraalto.fi