28.06.2013
Тигран Мирзоян //
«Голос Армении», 27.06.2013, № 69 (20422)
Не муляжи, а подлинный Ереван
- Наследие
- Интервью
Фото Андрея Иванова
информация:
-
где:
Армения. Ереван -
событие:
Вопросы всеобщей истории архитектуры 2013
В Российской академии архитектуры и строительных наук прошла научная конференция на тему "Вопросы всеобщей истории архитектуры". На ней прозвучал обширный доклад профессора Международной академии архитектуры, советника Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, члена совета по территориальному планированию и градостроительству Союза архитекторов России Андрея ИВАНОВА "Вернакулярная архитектура Еревана XIX - середины XX века. Средовая ценность и необходимость сохранения".
Мы попросили господина Иванова поделиться впечатлениями об этом важном форуме.
- НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ ПО "ВОПРОСАМ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ" - дисциплины, столетия живущей в парадигме изучения избранных памятников и ансамблей с позиций эстетики, композиции, стиля, художественности, - я шел, чувствуя себя белой вороной. Доклад о ереванском вернакуляре, который я определил как индивидуальную жилую застройку периода 1830-1950-х годов, созданную без участия архитекторов в рамках устойчивых местных традиций (а до 1920-х годов - в условиях мультикультурного города, армяно-русско-тюркско-персидских взаимодействий) и общепринятых в то время строительных технологий, явно выпадал из общей тематики.
И тем волнительней было услышать теплые слова о верной направленности моего подхода и горькие - о невозвратимых утратах этой архитектуры в Ереване от мэтра российской архитектурной истории Евгении Ивановны КИРИЧЕНКО, которая еще в 1970-х стала одним из пионеров изучения "рядовой" исторической застройки.
Я показывал фото Конда, Старого Норка, Сари-Таха, улиц Пушкина и Арами и говорил о том, что ценность ереванского вернакуляра - в его аутентичности, ощутимой патине времени, рукодельности, сомасштабности человеку, тесной сращенности материальных компонентов среды с жителями, предметной выраженности процессов самоорганизации города. Что такая застройка - целый мир, созданный "снизу вверх" (bottom up) и доказывающий, что вовсе не обязательно архитектор, а буквально "неизвестно кто" может формировать живую, устойчивую, органичную и именно этим привлекательную среду. Что вернакуляр жизненно нужен Еревану - он скрепляет, "сшивает" его исторические слои, придает городу человеческое измерение, историческую преемственность, теплоту. Он отражает "горизонтальные" ценности ереванской среды: обжитость, срединность, семейность, диалог, равенство в противоположность и в дополнение "вертикальным" городским ценностям (столичность, амбициозность, индивидуализм). Такие качества всегда присутствовали в "естественном" историческом городе, но сегодня они все более дефицитны и потому крайне нужны современному человеку - урбанизированному, глобализированному, теряющему собственные корни.
ПОДВОДЯ ИТОГИ ЭТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВСТРЕЧИ, другой видный историк архитектуры, директор института - организатора конференции НИИТИАГ (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства) Игорь Андреевич БОНДАРЕНКО задал весьма существенный, на мой взгляд, вопрос: а ту ли историю архитектуры (про памятники и ансамбли) мы писали веками, если подавляющее большинство человечества до сих пор живет в совершенно иной среде, а именно - в вернакуляре разного типа? И не пора ли написать новую, альтернативную, правдивую историю архитектуры? Я не знаю, сможем ли мы, живущие сегодня исследователи, сочинить такую инновационную историю, но точно знаю, что допустить гибель одного из ее ярких потенциальных объектов - подлинной вернакулярной архитектуры Еревана - было бы преступлением.
А чтобы этого не случилось, ереванцы должны полюбить свой вернакуляр. Ну а если проще - свой Конд, свой дом Африкянов и начало своей улицы Пушкина, теперь уже только четную ее сторону... И не позволять превращать его в муляжи.
Для системного спасения ереванского вернакуляра нужно чудо побольше, чем явление в город принца Уэльского, - осознание его ценности как существенного и неотъемлемого компонента историко-культурного наследия города и страны всеми субъектами городской среды.
Вернакулярное наследие Еревана пока сохраняется в материальной субстанции, но, по сути, не существует в сознании простых горожан и властей предержащих. Его еще предстоит создать - на благо прежде всего будущих поколений горожан. Только б не опоздать.
Комментарии
comments powered by HyperComments
- НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ ПО "ВОПРОСАМ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ" - дисциплины, столетия живущей в парадигме изучения избранных памятников и ансамблей с позиций эстетики, композиции, стиля, художественности, - я шел, чувствуя себя белой вороной. Доклад о ереванском вернакуляре, который я определил как индивидуальную жилую застройку периода 1830-1950-х годов, созданную без участия архитекторов в рамках устойчивых местных традиций (а до 1920-х годов - в условиях мультикультурного города, армяно-русско-тюркско-персидских взаимодействий) и общепринятых в то время строительных технологий, явно выпадал из общей тематики.
И тем волнительней было услышать теплые слова о верной направленности моего подхода и горькие - о невозвратимых утратах этой архитектуры в Ереване от мэтра российской архитектурной истории Евгении Ивановны КИРИЧЕНКО, которая еще в 1970-х стала одним из пионеров изучения "рядовой" исторической застройки.
Я показывал фото Конда, Старого Норка, Сари-Таха, улиц Пушкина и Арами и говорил о том, что ценность ереванского вернакуляра - в его аутентичности, ощутимой патине времени, рукодельности, сомасштабности человеку, тесной сращенности материальных компонентов среды с жителями, предметной выраженности процессов самоорганизации города. Что такая застройка - целый мир, созданный "снизу вверх" (bottom up) и доказывающий, что вовсе не обязательно архитектор, а буквально "неизвестно кто" может формировать живую, устойчивую, органичную и именно этим привлекательную среду. Что вернакуляр жизненно нужен Еревану - он скрепляет, "сшивает" его исторические слои, придает городу человеческое измерение, историческую преемственность, теплоту. Он отражает "горизонтальные" ценности ереванской среды: обжитость, срединность, семейность, диалог, равенство в противоположность и в дополнение "вертикальным" городским ценностям (столичность, амбициозность, индивидуализм). Такие качества всегда присутствовали в "естественном" историческом городе, но сегодня они все более дефицитны и потому крайне нужны современному человеку - урбанизированному, глобализированному, теряющему собственные корни.
ПОДВОДЯ ИТОГИ ЭТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВСТРЕЧИ, другой видный историк архитектуры, директор института - организатора конференции НИИТИАГ (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства) Игорь Андреевич БОНДАРЕНКО задал весьма существенный, на мой взгляд, вопрос: а ту ли историю архитектуры (про памятники и ансамбли) мы писали веками, если подавляющее большинство человечества до сих пор живет в совершенно иной среде, а именно - в вернакуляре разного типа? И не пора ли написать новую, альтернативную, правдивую историю архитектуры? Я не знаю, сможем ли мы, живущие сегодня исследователи, сочинить такую инновационную историю, но точно знаю, что допустить гибель одного из ее ярких потенциальных объектов - подлинной вернакулярной архитектуры Еревана - было бы преступлением.
А чтобы этого не случилось, ереванцы должны полюбить свой вернакуляр. Ну а если проще - свой Конд, свой дом Африкянов и начало своей улицы Пушкина, теперь уже только четную ее сторону... И не позволять превращать его в муляжи.
Для системного спасения ереванского вернакуляра нужно чудо побольше, чем явление в город принца Уэльского, - осознание его ценности как существенного и неотъемлемого компонента историко-культурного наследия города и страны всеми субъектами городской среды.
Вернакулярное наследие Еревана пока сохраняется в материальной субстанции, но, по сути, не существует в сознании простых горожан и властей предержащих. Его еще предстоит создать - на благо прежде всего будущих поколений горожан. Только б не опоздать.