28.12.2012
Евгения Гершкович //
Мезонин, февраль 2013
Культурная джентрификация
- Урбанистика / Градостроительство
Фото предоставлено Евгенией Гершкович
информация:
-
где:
Нидерланды. Эйндховен
Культура всегда была «бедной родственницей» экономики, но отличалась большими способностями в захвате новых территорий. Изучаем процесс джентрификации (обновления заброшенных строений) на примере отдельно взятого постиндустриального города Голландии с населением в 250 тыс. человек, где творческая аура вернула престиж бывшим промзонам.
Это сейчас Эйндховен передовик в области дизайна, а в 1891 году о всемирной славе городок в Северном Брабанте, производящий сигары и текстиль, и мечтать не мог. Новая эра наступила, когда инженеры братья Филипс открыли здесь небольшую фабрику электроламп. Лампочка дала старт коммерческому успеху концерна, ныне крупнейшего производителя бытовой, аудио- и видеотехники. Однако столетие спустя, когда «Philips» перевел штаб-квартиру в Амстердам, а производственные мощности в южноазиатские страны, заводские территории пришли в запустение, а Эйндховен, лишившись градообразующего предприятия, утратил индустриальную мощь. Тогда же, в 1990-х, по инициативе Кееса Донкерса, главного архитектора города, власти устроили общественные дебаты, в ходе которых была выработана программа преобразования заброшенной промзоны, получившая название «Е+». Решено было ничего не сносить – сохранить историю, сделав ее живой.
Мозговой штурм, интеллектуальный порыв, или, как сейчас принято говорить, синергия нашла применение «остаткам» крупной индустрии. Эйндховен переориентировался на «индустрию мозгов и идей» и превратился в nerd city – «город ботаников». Каждая из фабрик обошлась муниципалитету в символическую сумму 1 евро. За весьма умеренные деньги часть цехов сдали в аренду дизайнерам с именами и новичкам. Другую часть девелоперы перестроили под жилье – лофты, разумеется, – а также под артхаусные кинотеатры и студии суперавангардных театральных компаний. Промышленная эстетика интерьеров (бетонные стены и металлические лестницы) бережно сохраняется и всячески подчеркивается. Процесс «reuse» бывших фабричных помещений в центры культуры и жилье начался с административного здания «Philips», что в самом центре Эйндховена. За выбеленный фасад горожане любовно называют здание «Witte Dame», то есть «Белой Дамой». Здесь получила прописку знаменитая Академия дизайна, средоточие творческих умов. Креативное же сердце города бьется на «Strijp-С» – гигантской территории некогда фабричных помещений концерна, ныне заполненных мастерскими дизайнеров, стилистов, художников и музыкантов. «Klokgebouw» – самая большая площадка, где молодежь шьет нечто дизайнерское, вручную льет бумагу и выдувает стекло, причем из сахара. Все это дополнено разнообразием ресторанов традиционной голландской кухни. Food design – распространенное направление, равно как и pop-up café – рестораны, открывающиеся только во время проведения каких-нибудь мероприятий, к примеру, ежегодной Недели дизайна.
Еще одна бывшая промзона, «Strijp-T», лежит несколько в стороне от центра, но именно здесь арендует студию знаменитая дизайнерская семейная пара Кики ван Эйк и Йост ван Блейсвик. «Strijp-R» – место уникальное, целиком оккупированное дизайнером Питом Ейн Хейком. Тут и производство, и шоу-рум, и мастерские, и выставочный зал, и магазин с рестораном. Многие говорят, что Пит сейчас больше бизнесмен, чем дизайнер.
Веселый балагур, предприниматель Роб ван дер Плуг за евро купил цеха «Sectie C», это в районе «Smalle Haven». На подконтрольной ему территории сейчас обитают шестьдесят дизайнеров, в том числе всемирно известный испанец Начо Карбанель. Атмосфера «Sectie C» более чем приветливая: что-то мастерит дизайнер с папироской во рту, из-за двери несется «тяжелый металл», мальчишки катаются на скейтбордах, прямо на улице студенты пьют вино за столом, накрытым вчерашней газетой… Вот так программа «Е+» за два десятилетия превратила город, прежде целиком зависящий от завода, в совершенно новое, независимое место.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Мозговой штурм, интеллектуальный порыв, или, как сейчас принято говорить, синергия нашла применение «остаткам» крупной индустрии. Эйндховен переориентировался на «индустрию мозгов и идей» и превратился в nerd city – «город ботаников». Каждая из фабрик обошлась муниципалитету в символическую сумму 1 евро. За весьма умеренные деньги часть цехов сдали в аренду дизайнерам с именами и новичкам. Другую часть девелоперы перестроили под жилье – лофты, разумеется, – а также под артхаусные кинотеатры и студии суперавангардных театральных компаний. Промышленная эстетика интерьеров (бетонные стены и металлические лестницы) бережно сохраняется и всячески подчеркивается. Процесс «reuse» бывших фабричных помещений в центры культуры и жилье начался с административного здания «Philips», что в самом центре Эйндховена. За выбеленный фасад горожане любовно называют здание «Witte Dame», то есть «Белой Дамой». Здесь получила прописку знаменитая Академия дизайна, средоточие творческих умов. Креативное же сердце города бьется на «Strijp-С» – гигантской территории некогда фабричных помещений концерна, ныне заполненных мастерскими дизайнеров, стилистов, художников и музыкантов. «Klokgebouw» – самая большая площадка, где молодежь шьет нечто дизайнерское, вручную льет бумагу и выдувает стекло, причем из сахара. Все это дополнено разнообразием ресторанов традиционной голландской кухни. Food design – распространенное направление, равно как и pop-up café – рестораны, открывающиеся только во время проведения каких-нибудь мероприятий, к примеру, ежегодной Недели дизайна.
Еще одна бывшая промзона, «Strijp-T», лежит несколько в стороне от центра, но именно здесь арендует студию знаменитая дизайнерская семейная пара Кики ван Эйк и Йост ван Блейсвик. «Strijp-R» – место уникальное, целиком оккупированное дизайнером Питом Ейн Хейком. Тут и производство, и шоу-рум, и мастерские, и выставочный зал, и магазин с рестораном. Многие говорят, что Пит сейчас больше бизнесмен, чем дизайнер.
Веселый балагур, предприниматель Роб ван дер Плуг за евро купил цеха «Sectie C», это в районе «Smalle Haven». На подконтрольной ему территории сейчас обитают шестьдесят дизайнеров, в том числе всемирно известный испанец Начо Карбанель. Атмосфера «Sectie C» более чем приветливая: что-то мастерит дизайнер с папироской во рту, из-за двери несется «тяжелый металл», мальчишки катаются на скейтбордах, прямо на улице студенты пьют вино за столом, накрытым вчерашней газетой… Вот так программа «Е+» за два десятилетия превратила город, прежде целиком зависящий от завода, в совершенно новое, независимое место.