RSS
04.09.2012
Евгения Гершкович // Мезонин, 03.09.2012, №144 сентябрь 2012

«Дрова»?

  • Дизайн Архитектура
  • Объект
Стул «Кирх». Бук, лак. Фото предоставлено Евгенией Гершкович Стул «Кирх». Бук, лак. Фото предоставлено Евгенией Гершкович

информация:

  • где:
    Украина. Харьков

- «У меня сейчас только юбилей на уме. В феврале - шестьдесят!». - «Да ладно!!!»: верить этой цифре не хочется, Володя Бондаренко всегда такой, как будто ему двадцать, ну, двадцать пять.

Архитектурное бюро "Arte"
Руководители: Владимир Бондаренко, Елена Кудинова, Дмитрий Фоменко
Год основания: 1997
Официальный сайт www.arte.net.ua

Ни разу не бизнесмен, щедрая душа, весельчак и балагур, чья прямая речь, смесь русского и украинского, ароматно пересыпается только ему присущими смачными выражениями. К счастью друзья додумались собрать их все и издать цитатник к прошлой круглой дате.

Интервью с Бондаренко, признаюсь, всегда требуют некоторой адаптации для читателя. Произведения собственного мебельного дизайна Вова называет не иначе как «дрова». Ну что это на самом деле за «дрова», вы и сами видите!

Ханс Холляйн как-то на одной из выставок, попробовав вещи Бондаренко на ощупь, не сдержал восторга: «Они как домашние животные, только их не надо кормить и выгуливать!». Мало того, что поверхности боковин этих кресел и плавные неровности дверок этих комодов приятны руке, они еще элегантны в своей естественной органичности, не говоря уже о качестве обработки клена, ясеня, бука, ореха, красного или розового дерева etc, и, само собой, утилитарной прочности. Все немного похожи на скульптуру.

Критики в один голов интерпретируют мебель Бондаренко как образец «полистилистики»  и «постмодернизма». Впрочем, дизайнерских идей у дизайнера  всегда было куда больше, чем возможностей для их реализации. Искупаться в первых лучах мировой славы Бондаренко довелось еще на заре творческой карьеры.

Выпускник Харьковского художественно-промышленного института (факультет декоративного искусства), он успел поработать «на северах», набить трудовые мозоли на монументалке, портретах Ленина и т.п. в Сургуте и Нижневартовске, оформить «раннеперестроечные» интерьеры дач и хуторов в Эстонии и на Украине, провести выставку авторской мебели в Дизайн-центре ВНИИТЭ в Москве (молодое дарование открыл Сергей Серов, ныне руководитель Высшей академической школы графического дизайна, тогда еще редактор журнала «Реклама»). В 1991 году Бондаренко метнулся в Вену, стал ходить по шоу-румам, на удачу показывая портфолио. Удача улыбнулась в представительстве легендарной марки «Thonet». «Главный кинул глаз на снимки: «О! Дас ист фантастиш!... Но это не наш стиль», вспоминает Бондаренко . «И тут же набрал хозяина салона по соседству». По соседству был шоу-рум «Wittmann», где гостю из СССР, тогда еще вызывавшего любопытство (а тут еще случился достопамятный августовский путч) с порога предложили показать коллекцию у них на ежегодной экспозиции «Design Saturday». Мало того, еще и предоставили цех на фабрике под Веной, чтоб коллекцию изготовить. «Я тогда попал на реальное производство, где технология, супер-материалы, лаки, оборудование!»

В сентябре 1991-го  в «Wittmann» открывается выставка: Владимир Бондаренко на втором этаже, знаменитый японец Ташика Кита на первом. «А на вернисаж еще и Марио Ботта пришел! Я тогда понял: это нормальные люди, а раньше думал - боги! ». Короче, полный успех, все вещи до одной продались еще до закрытия, Бондаренко на радостях закупил себе инструментов, а компания «Wittmann» подписала с ним контракт о запуске пробной серии мебели (правда, те диван и кресло со временем показались австрийцам слишком экстравагантными для массового производства), и в том же году участвует в совместной выставке украинского дизайна в Нюренберге. Там в Германии к Владимиру приходит идея «пьяного шара». «Оставались отходы ценных пород дерева, и я стал клеить из них кубики, а потом вырезать шарики. В чем прикол? У них не было центра тяжести. Ну, то есть начальная скорость задана, шар катился некоторое время, а потом начинал хаотично крутиться сам. Народ рыдал! ». На следующий день про «Kugel» Бондаренко написал «Stern».

Прогремел, одним словом! Однако, грома оказалось недостаточно для того, чтобы новаторский дизайн обернулся успешным бизнесом, концепция - реальным производством. И дизайнер уехал домой. А там работы хватало: Бондаренко организовал бюро, активно и с успехом занялся жилыми и общественными интерьерами на Украине и в Москве, стал помогать молодым дизайнерам, придумав ежегодный фестиваль «Водопарад», сделался член-корреспондентом Академии искусств Украины. Его ресторан «Портофино» удостоился Российского национального приза в области дизайна «Виктория» в 1998 году, «Музей старинных автомобилей Вадима Задорожного обошел всю профессиональную прессу. Для каждого интерьера Бордаренко непременно проектирует мебель. Пусть сегодня автора, казалось бы, не смущает, что его «дрова» существуют в единственном экземпляре: «Они уникальны, если их поставить на поток, потеряется смысл. Люди это ценят», уверена, он немножечко лукавит. И если бы это было не так, пресловутая фраза «У нас дизайна нет» лишилась актуальности.
Кресло “Lender”. Бук, лак, кожа. Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Кресло “Lender”. Бук, лак, кожа. Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Барный стул "Алексей I« из коллекции »Ампиры". Бук, лак, алюминий, сталь, струны бас-гитары. Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Барный стул "Алексей I« из коллекции »Ампиры". Бук, лак, алюминий, сталь, струны бас-гитары. Фото предоставлено Евгенией Гершкович
Комментарии
comments powered by HyperComments