Амбиции нуворишей
- Наследие
- Интервью
информация:
-
где:
Армения. Ереван
Ломая рынок на проспекте Маштоца, мы уничтожаем наши национальные ценности, считает КАРЕН БАЛЬЯН, профессор Международной академии архитектуры (МААМ), председатель Российского отделения союза архитекторов Армении.
- Горько сознавать, что наша достопримечательность - рынок на проспекте Маштоца, который ереванцы с гордостью демонстрировали гостям города, перестал существовать.
-Это был блистательный пример армянской архитектуры стиля арт-деко, воплощенный в жизнь талантливым архитектором Григором Агабабяном. Фасад рынка – витраж золотистого цвета - являл собой шедевр этого стиля (витраж прорисовывал ученик Агабабяна будущий знаменитый модернист Ф.Дарбинян), прекрасные высокие своды были созвучны духу классической армянской архитектуры, его образности, а сам рынок создавал атмосферу праздничного театрального действа. Памятник республиканского значения, ставший своего рода символом Еревана, он присутствовал во всех путеводителях по Армении и ее столице. Наверное, нет в мире армянина, который, находясь в Ереване, не побывал бы здесь. Именно поэтому вопрос его слома перерос рамки профессиональной архитектуры, стал общенациональной проблемой.
- Сарафанное радио тиражировало, что на месте рынка будет возведен безликий стандартный супермаркет. В цивилизованных странах принято вывешивать планшет с общим видом будущего строения, здесь его нет...
- Думаю, это сделано сознательно, из опасения вызвать протестные акции. В духе тех, что прошли при попытке снести другой шедевр - летний кинотеатр "Москва". Сегодня, заглядывая за высокий забор, огородивший строение знаменитого рынка, видим, что великолепные своды уже уничтожены, а значит, на эту территорию воздуха, придающую объекту особую красоту, будут втиснуты магазинные секции. Этого нельзя допустить, это такое же кощунство, как если бы под сводами храма Рипсиме решили построить новые этажи, разделив их на кабинеты для священнослужителей или мелкие храмики для личного пользования выкупивших их частных лиц. Я, конечно, утрирую ситуацию, но единственный путь остановить архитектурное варварство, лишить его будущего - это заставить восстановить рынок в его первоначальном виде. Причем расходы по его восстановлению должен нести не только тот, кто разрушил, но и тот, кто разрешил это сделать, и тот, кто обязан был вмешаться, но смолчал. Тогда впредь никто больше не посмеет посягнуть на национальное достояние. Нынешние нувориши умеют только считать деньги. Всеостальное - культура, архитектура, национальные символы - для них пустой звон. Они издеваются над ними и отдают себе в этом отчет. А такое издевательство должно быть наказано звонкой монетой, если иным путем пресечь его не получается. Взывать к их совести - пустая трата времени и сил.
- Но существует такое понятие, как мировое наследие, а значит должны быть списки памятников, находящихся под охраной государства.
- В 80-е годы в Армении был образован специальный орган по охране памятников с высоким статусом (он подчинялся непосредственно правительству республики; так было только в Армении и в Грузии). Были созданы списки памятников союзного и республиканского значения, в число которых входили не только церкви, но и современные постройки, в том числе летний кинотеатр "Москва", гостиница "Севан" и рынок, о котором мы ведем речь. Любопытно узнать, есть ли эти списки сегодня. И если есть, опубликовать, чтобы общественность знала в лицо эти памятники. Это было бы неплохо и для общего образования населения. Если же списков нет или их не захотят обнародовать, значит кто-то, превышая свои полномочия, стремится таким путем расчистить себе поле деятельности. Нет списков - нет и памятников.
Разрушения, которые стали нормой нашей сегодняшней жизни, лежат за пределами логики и здравого смысла. Слом Дворца молодежи объясняли слабыми конструкциями здания и не очень большими номерами. Уничтожая шедевр армянского конструктивизма, гостиницу "Севан", также ссылались на небольшую площадь номеров. Но почему в не самой богатой стране нельзя сохранить уже существующую гостиницу с небольшими номерами. Есть амбиции, есть средства - строй другую, больше, богаче. Зачем ломать построенное трудом людей.
- Отвоевал лакомое место, есть чем гордиться. Этакий снобизм провинциального масштаба.
- В Ереване постоянно оглядываются на то, что происходит в гигантской Москве. Лужковское время в прямом смысле отразилось на Ереване. Строительство Северного проспекта в его уродливых формах, несуразном масштабе - явный тому пример. Задумывая этот проспект с направленностью на Арарат, Таманян планировал возвести строгие равновысокие здания (прообразом, скорее всего, служила улица зодчего Росси в Петербурге), а не громоздкие высотки, напоминающие театральные декорации, которые мы сегодня видим. В Москве была разрушена гостиница "Москва". И хотя под давлением общественного мнения здание были вынуждены восстановить, прекрасные интерьеры были уже потеряны. Наш соотечественник, ныне покойный Давид Саркисян, самолично спасал фрагменты интерьера, вывозя их в московский Музей архитектуры, которым тогда руководил. В Ереване такие сломы повторяют один в один. Но никто их не восстанавливает, хотя разрушают лучшее. Рядом с гостиницей "Севан" была высотка, которую в принципе нельзя было там строить и которую при первой возможности надо было снести, но снесли абсолютно надежное сооружение "Севан", оставив возвышаться уродливое и ненадежное здание.
- Восстановить гостиницу "Севан", скорее всего, уже невозможно. От нее не осталось даже руин.
- Восстановить можно, хотя это и будет новодел. И тем не менее восстановить гостиницу необходимо, иначе мы теряем Ереван в том национальном смысле, который был задуман Таманяном и осуществлен разными поколениями архитекторов, честными в своем патриотизме и стремлении сохранять и развивать целостную идею города. При том это происходило вне зависимости от того, исповедовали они эстетические концепты Таманяна, или были других взглядов (в данном случае – модернистских). Сегодня же мы наблюдаем лишь антипатриотичные и нелогичные деяния.
- Но ведь есть ведомство по охране памятников...
- Сегодня охрана памятников находится в структуре министерства культуры. Но вопрос в том, что министерство культуры - затратная организация, его объекты в основном не самоокупаемы, они находятся на финансировании государства. Претендент же на строение-памятник хочет инвестировать в него деньги и получить доход в виде новых денег. А это уже совершенно другой механизм. Поэтому я и считаю, что эти две сферы деятельности надо отделить друг от друга – как это было раньше.
- Протестные акции вызвал и проект по строительству башни на Доме правительства. Между тем в службе главного архитектора города говорят, что они просто следуют проекту самого Таманяна.
- Это такое же сознательное искажение проекта Таманяна, как и его гениальной идеи Северного проспекта. Предлагаемый сегодня проект башни - чистая фальшивка. Если какой-то неуч напишет картину под Сарьяна, вы же не станете убеждать общество, что она столь же ценна, как и произведение самого Сарьяна. Построить башню по этому проекту - значит исказить архитектуру площади Республики, опорочить00 Таманяна как архитектора. К величайшему сожалению, ни одна из затронутых нами сегодня тем не закрыта. Ни тема разрушения летнего кинотеатра "Москва", ни тема строительства башни. Нет решения об отказе от башни, строительный кран по-прежнему высится рядом. Люди, лоббирующие эти стройки, занимают все те же посты, и не думаю, что они отказались от своих целей. Скорее, заняли выжидательную позицию.
- Значит, никакой надежды?
- Если сформулировать ситуацию, связанную с рынком, то, думаю, это та последняя капля, которая может переполнить всю чашу. Нам пора определиться, продолжателями чего и кого мы являемся. Первая Республика была построена на национальных идеях. На смену ей пришла Советская Армения, вошедшая в нашу историю под названием Вторая Республика. Но, на мой взгляд, она являет собой две республики. Их граница определена 1937 годом, когда вслед за убийством руководителя республики А.Ханджяна (летом 1936-го), произошло уничтожение всей ультурной национальной среды Армении. И тогда же с окончательной победой тоталитаризма появилась сталинская республика, которую я бы назвал третьей армянской республикой. Она просуществовала с 1937 по 1991 год. Нынешняя, четвертаяреспублика, должна сориентироваться, чьи архитектурные идеи она наследует: первой, второй или третьей. Пока что мы продолжаем традиции третьей, сталинской республики. Но я уверен: наша молодежь сможет противостоять амбициям как нуворишей, так и тех архитекторов, кто, прикрываясь идеями Таманяна, стремится любой ценой оставить себя в истории. Тем более в истории с рынком, представляющим, повторюсь, общенациональное достояние.