Английские борзые
- Дизайн Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Великобритания
Джаспер Моррисон, Том Диксон и Майкл Янг — чистокровные представители британской дизайнерской породы
Мне ужасно нравятся эти три парня. Мне нравится, что Майкл Янг везде ходит в шортах, Том Диксон — в деловых костюмах, а Джаспер Моррисон вообще никуда не ходит. А если говорить серьёзно, то именно эта троица определяет лицо современного британского индустриального дизайна, хотя самому молодому из них в этом году исполнилось 40 лет (молодой среди них, конечно, Янг). Но кого из дизайнеров новой волны можно поставить с ними в один ряд? Лично я ответа на этот вопрос пока не нашла. Моррисон и Диксон — люди одного поколения, но сделаны из абсолютно разного теста. Моррисон получил блестящее образование и подходит к работе с академических позиций. Диксон, наоборот, гениальный самоучка, мечтавший в юности о карьере рок-музыканта. Моррисон почти не общается с журналистами, а Диксон не скрывает, что немного завидует Филиппу Старку и хочет быть более популярным, чем он есть на сегодняшний день. Моррисон и Диксон давно обзавелись собственными компаниями, чтобы чувствовать себя более независимо. Янг же — ученик Диксона, о выглядит на фоне старших товарищей настоящим маргиналом: в то время как Лондон атакуют студенты со всего мира, чтобы приобщиться к Дизайну с большой буквы, Янг уезжает в Исландию, где открывает собственную студию и ещё одну — в Брюсселе, а потом и вовсе покидает Европу, решив завоёвывать Азию. Кажется, у него это неплохо получается. В Китае он уже самый известный британский дизайнер с собственной студией в Гонконге. Что же общего у Диксона, Моррисона и Янга? Molto di comune — все трое прошли хорошую школу на итальянских мануфактурах, где и оттачивали мастерство предметного дизайна. «Моррисон — мой любимый дизайнер, — говорит Эудженио Перацца, основатель и владелец итальянской мебельной компании Magis, — и не только потому, что создал иконические предметы для Magis. Моррисон верен себе и основополагающему принципу, что дизайн — не упражнения в стилистике». В честь Моррисона Перацца назвал даже собственную собаку. «У меня два самых верных друга — Джаспер-дизайнер и Джаспер-пёс, — объясняет синьор Перацца и продолжает: — Моррисон — создатель не бестселлеров, к которым в Magis относятся прохладно, а лонгселлеров». Действительно, пластиковые стулья Air chair встречаются в родном для Моррисона Лондоне на каждом шагу: от пресс-центра в Эрл Корте (место проведения выставки 100%Дизайн) до летних кафе в музее Тэйт Модерн. А что уж говорить об Италии! Хотя многие журналисты упорно называют Моррисона академическим дизайнером (за уровень его образования, включая учёбу в Королевской школе искусств), сам Моррисон считает свои студенческие годы настоящим мучением. Он даже не может вспомнить имён своих профессоров: «Главные навыки я получил, стажируясь в Берлинской высшей школе искусств, посещая ежегодно Миланский мебельный салон и общаясь с итальянскими мастерами ». В этом году Моррисон присоединился к дизайнерской команде британского бренда Established & Sons, представив в сентябре свою новую работу — столик The Crate. Лаконично простой предмет в виде самой обычной деревянной коробки. По-британски сдержанно. Пока Моррисон остаётся верен предметному дизайну, Диксон вовсю занят вопросами производства и продвижением собственного имени. Не зря коллеги по цеху называют Диксона «слишком умным, чтобы быть просто дизайнером». Ему мало создавать стулья или диваны — он заинтересован в изменении системы, максимальном охвате «дизайнерского поля». Его компания Tom Dixon набирает обороты, он реализовал свой первый архитектурный проект в Токио, стал совладельцем и креативным директором легендарного финнского Artek, чьи коллекции были настоящим откровением на последнем Миланском салоне (Wallpaper*, июнь-июль 2006). Но он не останавливается, продолжая популяризировать дизайн. Во время Лондонского фестиваля дизайна Диксон «захватил» Трафальгарскую площадь, чтобы продемонстрировать лондонцам преимущества полистирола (тот самый пластик, который используют для хранения и перевозки продуктов питания в супермаркетах), из которого он сделал 500 легчайших стульев. После окончания акции все дизайнерские стулья были розданы прохожим. Благодаря усилиям Диксона одна из самых известных британских декораторских компании Cole & Sons вступила на территорию высокого дизайна с коллекцией обоев по рисункам Диксона. Кажется, была б возможность, он всю Темзу покрыл бы своими узорами, также как Трафальгарскую площадь — стульями. Впрочем, Том Диксон видит и другие горизонты: «Чтобы добиться признания, настоящей известности, нужно сделать очень удачный гостиничный проект. Все известные дизайнеры прошли через это. И я бы хотел попробовать, скажем, в Москве». Тем временем Майкл Янг до сих пор увлечён корианом: для Established & Sons, с которыми сотрудничает уже второй год, он сделал лимитированную серию журнальных столиков Kog. Но жизнь в Азии не могла не повлиять на его интересы. Особое внимание — к техническим предметам и разнообразным гаджетам, которые очень востребованы, скажем, в Японии, но европейцам могут показаться немного странными, например USB-браслет. На 100% Дизайне в Лондоне Майкл Янг провёл ряд семинаров, рассказывая, как ему живётся в Китае. А заодно продемонстрировал новые разработки — городской велосипед City Storm (ещё бы, как же из Китая, да без велосипеда?!). На вопрос о планах на будущее Янг отвечает довольно неопределённо: «Мне бы хотелось иметь время просто поразмышлять ». Янг становится больше похож на азиата с буддийским мировоззрением. «В мире всё так преходяще. Все эти выставки дизайна превратились в поле боя, где сталкиваются корпоративные машины, которые вообще ничего не знают о дизайне». И тем не менее Майкл считает, что Лондон продолжает полностью соответствовать статусу очень креативного города. Возможно, поэтому именно здесь, в Лондоне, можно поймать их всех троих — Майкла Янга, Тома Диксона и Джаспера Моррисона.