05.09.2004
Петр Кудрявцев //
Современный дом, 05.09.2004, № 9
Фабрика утопий 2004. Россия на Девятой биеннале архитектуры в Венеции
- Репортаж
- выставка
Четыре года назад статью о Венецианской архитектурной биеннале я назвал “Футуроконцентрат”. И хотя тогда мне не удалось посетить это мероприятие, придуманный в его честь термин идеально подходит и для очередной, девятой выставки, открывшейся 9 сентября.
Концентрированное завтра подается в самом разном облике и с большим выбором гарниров — макеты, инсталляции, планшеты, фотографии и собственно сами архитекторы. Здесь их воспринимают как небожителей, строителей будущего, а они с удовольствием купаются в лучах славы, потому что простой народ все же больше интересуется политиками и кинозвездами.
В этом году, помимо звезд, живыми экспонатами выставки стали и молодые архитекторы, собранные куратором нашего павильона Евгением Ассом для работы в проекте “Мастерская — Россия”. Девять десятков студентов в ходе биеннале смогут придумывать будущее, причем чем утопичнее оно получится, тем лучше. Проекты для Венецианской лагуны, ставшие результатом работы первой группы под руководством архитекторов из голландского бюро West 8, оказались довольно дерзкими. Плавучие дома-зеркала, искусственный остров с пляжами, жилые здания на дамбе — похоже, зарубежные модераторы не ограничивают фантазии своих молодых коллег. Получилась настоящая фабрика утопий — так в 60-е годы американский футуролог Олвин Тоффлер назвал своеобразные научно-исследовательские институты, в которых представители разных профессий будут создавать будущее. Интересно, что в павильоне Франции показывали монолог основателя группы “Аркигрэм” и автора проекта Plug-in City Питера Кука на тему: “Почему архитекторы перестали производить утопии?” Знаменитый британец считает, что дело в коллективном страхе, желании быть “как все”. Одетый в рубашку цвета кумача, отец архитектурной революции 60-х еще не знал, что будет происходить в российском павильоне на Девятой биеннале.
Тема нынешней выставки — “Метаморфозы”, самые разные эксперименты, которые проделывают архитекторы с пространством. Швейцарцы ответили на нее проектом четырех искусственных спутников Земли, которые смогут решить проблему перенаселенности планеты. Японцы показали мир аниме и манга — мультфильмов и комиксов, в которых соблазнительные большеглазые девушки вдохновляют супергероев, а те решают проблемы вселенского масштаба метким выстрелом из бластера. Датчане продемонстрировали потенциал своих молодых архитектурных бюро, в частности, проект Hy Society — несколько прозрачных мегаструктур, формально напоминающих египетские пирамиды. Весь цивилизованный мир думает о будущем и, кажется, уже увидел его очертания. То, что в нашем павильоне располагается “Мастерская — Россия”, объясняется очень просто: русские просто не знают, что будет дальше, через 10, 20, 50 лет. Мы даже не уверены в завтрашнем дне. Этот проект — честный ответ на то, что происходит в государстве, в котором официальная идеология была написана на дачах в Барвихе, а дезориентация стала определяющим словом для восприятия мира каждым из нас.
Поколение, представляющее Россию на нынешней биеннале, первым сможет предсказать будущее страны и скорректировать его. По словам известного архитектурного визионера Грэга Линна, интервью с которым будет опубликовано в следующем номере журнала, технологически сегодня возможно все — прогресс в строительной индустрии уже давно обогнал архитектуру. Речь может идти только о нехватке идей.
Неважно, насколько реальны проекты, созданные “Мастерской — Россия”. Ее “сотрудники” пока учатся жить в мире, где время еще не подвластно человеку и поэтому течет все быстрее, а мечта становится реальностью слишком стремительно. Поэтому они просто должны научиться мечтать. К сожалению, мы потеряли этот навык после краха русского авангарда — и это остро чувствуется на экспозиции московского Центра современной архитектуры, посвященной Ивану Леонидову, идеи которого до сих пор поражают воображение.
Мне кажется, через десять лет большинство студентов из “Мастерской — Россия” станут скучными практиками, несколько человек войдут в когорту российских архитектурных звезд, а один представит на 13-й Венецианской биеннале проект, который перевернет мир. И это будет не пространственная, а временная “метаморфоза”. Архитекторы по всему миру начнут проектировать время. На мой взгляд, неплохая перспектива.
О Девятой архитектурной биеннале в Венеции читайте в ближайших номерах “Современного дома”.
Комментарии
comments powered by HyperComments
В этом году, помимо звезд, живыми экспонатами выставки стали и молодые архитекторы, собранные куратором нашего павильона Евгением Ассом для работы в проекте “Мастерская — Россия”. Девять десятков студентов в ходе биеннале смогут придумывать будущее, причем чем утопичнее оно получится, тем лучше. Проекты для Венецианской лагуны, ставшие результатом работы первой группы под руководством архитекторов из голландского бюро West 8, оказались довольно дерзкими. Плавучие дома-зеркала, искусственный остров с пляжами, жилые здания на дамбе — похоже, зарубежные модераторы не ограничивают фантазии своих молодых коллег. Получилась настоящая фабрика утопий — так в 60-е годы американский футуролог Олвин Тоффлер назвал своеобразные научно-исследовательские институты, в которых представители разных профессий будут создавать будущее. Интересно, что в павильоне Франции показывали монолог основателя группы “Аркигрэм” и автора проекта Plug-in City Питера Кука на тему: “Почему архитекторы перестали производить утопии?” Знаменитый британец считает, что дело в коллективном страхе, желании быть “как все”. Одетый в рубашку цвета кумача, отец архитектурной революции 60-х еще не знал, что будет происходить в российском павильоне на Девятой биеннале.
Тема нынешней выставки — “Метаморфозы”, самые разные эксперименты, которые проделывают архитекторы с пространством. Швейцарцы ответили на нее проектом четырех искусственных спутников Земли, которые смогут решить проблему перенаселенности планеты. Японцы показали мир аниме и манга — мультфильмов и комиксов, в которых соблазнительные большеглазые девушки вдохновляют супергероев, а те решают проблемы вселенского масштаба метким выстрелом из бластера. Датчане продемонстрировали потенциал своих молодых архитектурных бюро, в частности, проект Hy Society — несколько прозрачных мегаструктур, формально напоминающих египетские пирамиды. Весь цивилизованный мир думает о будущем и, кажется, уже увидел его очертания. То, что в нашем павильоне располагается “Мастерская — Россия”, объясняется очень просто: русские просто не знают, что будет дальше, через 10, 20, 50 лет. Мы даже не уверены в завтрашнем дне. Этот проект — честный ответ на то, что происходит в государстве, в котором официальная идеология была написана на дачах в Барвихе, а дезориентация стала определяющим словом для восприятия мира каждым из нас.
Поколение, представляющее Россию на нынешней биеннале, первым сможет предсказать будущее страны и скорректировать его. По словам известного архитектурного визионера Грэга Линна, интервью с которым будет опубликовано в следующем номере журнала, технологически сегодня возможно все — прогресс в строительной индустрии уже давно обогнал архитектуру. Речь может идти только о нехватке идей.
Неважно, насколько реальны проекты, созданные “Мастерской — Россия”. Ее “сотрудники” пока учатся жить в мире, где время еще не подвластно человеку и поэтому течет все быстрее, а мечта становится реальностью слишком стремительно. Поэтому они просто должны научиться мечтать. К сожалению, мы потеряли этот навык после краха русского авангарда — и это остро чувствуется на экспозиции московского Центра современной архитектуры, посвященной Ивану Леонидову, идеи которого до сих пор поражают воображение.
Мне кажется, через десять лет большинство студентов из “Мастерской — Россия” станут скучными практиками, несколько человек войдут в когорту российских архитектурных звезд, а один представит на 13-й Венецианской биеннале проект, который перевернет мир. И это будет не пространственная, а временная “метаморфоза”. Архитекторы по всему миру начнут проектировать время. На мой взгляд, неплохая перспектива.
О Девятой архитектурной биеннале в Венеции читайте в ближайших номерах “Современного дома”.