RSS
07.10.2004

«Лихтвиц»: простые мегасистемы. Сложной архитектуре – простой дизайн

  • Репортаж
  • конкурс

информация:

«Лихтвиц»: простые мегасистемы. Сложной архитектуре – простой дизайн. Таким девизом руководствовалась венская студия «Лихтвиц», разрабатывая фирменный стиль и систему навигации для нового Дома искусств в австрийском городе Граце.

Три автора одного дома
Грац, второй по величине город Австрии, в 2003 году был объявлен культурной столицей Европы. Для проведения десятков «столичных» выставок в самом центре спокойного го-рода вздыбилось необычное здание — Дом искусств, имеющий трех равноценных авторов: архитекторов, построивших оригинальное здание, музеологов, придумавших концепцию выставочного пространства, и дизайнеров, разработавших систему визуализации.

Международный конкурс на постройку выставочного зала современного искусства выиграли британские архитекторы Питер Кук и Колин Фурье. Питер Кук — «гуру современной архитектуры», один из участников знаменитого объединения «Архигрэм». В 60-е годы молодые британцы взбудоражили мир футуристическими проектами шагающих городов. Особенно отличился Кук, предложивший идею города, в котором функциональные ячейки могли свободно перемещаться и подключаться друг к другу.

Дом искусств в Граце стал первым крупным реально воплощенным проектом Кука, в котором он реализовал часть своих идей. Биоморфное здание, одновременно похожее и на живое существо, и на гигантский пузырь, и на желудок, сам архитектор назвал «дружелюбным инопланетянином». Но главное — он создал универсальное выставочное пространство с залами-трансформерами и сложным световым решением. Здание может все время меняться, его структура очень подвижна. Определены лишь функциональные зоны и разработаны примерные маршруты движения посетителей. Еще одна идея пересечения и наложения различных территорий осуществлена с помощью 925 флуоресцентных трубок. Они размещены на фасаде здания и работают как экран с низким разрешением, который служит «выставочным пространством» для мультимедийных экспериментов.

Другой автор Дома искусств — известный австрийский куратор и музейный проектировщик Дитер Богнер. На его счету десятки музейных проектов, самый знаменитый из которых — музейный квартал в Вене. Для Граца он предложил нетривиальную идею. У Дома искусств нет и не будет собственной коллекции, он станет лишь площадкой для временных выставок. Также там не ведут научную и исследовательскую деятельность, столь характерную для институций, занимающихся современным искусством. Вместо этого все сосредоточено на проведении различных интерактивных программ для детей и молодежи.

Третий автор — наши герои, венская студия «Лихтвитц», выигравшая тендер на создание корпоративного стиля Дома искусств. Они не просто разработали фирменный стиль, систему навигации, сайт и дизайн кафе и магазина. Они связали воедино архи-тектуру и концепцию здания, сделав их легкодоступными посетителям.

Дизайн без крика
В том, что бюро визуального дизайна «Лихтвитц» выиграло тендер, нет ничего удивительного. Их кредо — «дизайн должен говорить, а не кричать». Графический дизайн призван создавать порядок, структурировать среду, отвечать на вопросы и решать проблемы. За плечами у студии большой опыт работы: оформление журналов и книг, создание сайтов, дизайн плакатов, флаеров и обложек для музыкальных компакт-дисков. Но основная область деятель ости — это создание фирменного стиля для предприятий и учреждений.

Минималистский и сдержанный стиль «Лихтвитц» стал преимуществом в решении поставленных задач. Помимо этого, в своей работе дизайнеры студии (кстати, по образованию архитекторы) всегда ищут точки соприкосновения с музыкой, искусством, архитектурой, что тоже определило выбор. Мыслят они трехмерно, а работают в 3D. Словом, то, что им удалось идеально связать воедино архитектуру и концепцию здания, скорее закономерность, а не везение и удача.

Идея корпоративного стиля Дома искусств строится на диалоге со зданием. Образ здания настолько ярок и закончен, что его невозможно было интерпретировать, а тем более с ним было бесполезно соревноваться. Поэтому было решено сделать своеобразную «ссылку» на здание Кука.

Логотип представляет собой три линии, выходящие из одной точки, и символизирует систему координат трехмерного пространства. «Трехстволка» очень точно передает суть «безумного здания» и в то же время упрощает восприятие, как бы говоря: все эти чудеса можно объяснить просто, на пальцах.

Стиль, предложенный «Лихтвитц», не только минималистичен, но еще и нейтрален. Логотип может быть использован только в белом, черном или прозрачном вариантах. Так, на бланках и в буклетах прозрачность достигается за счет выборочного УФ-лака. Авторы особо подчеркивали, что знак не может быть раскрашен ни в какой другой цвет, кроме белого и черного. Его нейтральность вполне соответствует «нейтральной» концепции Дома искусств — никакой коллекции и никаких исследований. По большому счету, в логотипе нашли отражение две любимейшие европейские идеи — прозрачность и толерантность. Логотип себя не навязывает. Под одним углом зрения его видно, под другим — он растворяется на бумаге.

Стиль, разработанный студией, задает зданию Дома искусств некое человеческое начало. Система навигации очень дружелюбна, она помогает людям быстро ориентироваться внутри «пузыря». Дизайн указателей в рекреационных зонах ненавязчив: откровенно примитивные рисунки и пиктограммы, легко читаемый шрифт. Часть указателей размещена на полу и ступеньках. В экспозиционных пространствах экспликации размещены только на полу на прозрачных листах. Это сделано по двум причинам: в гигантских выставочных залах нет внутренних перегородок, но главное — такие экспликации не мешают рассматривать экспонаты. В самой полной мере идея «не мешать» реализована на сайте Дома искусств: www.kunsthausgraz.at. Опять минималистский дизайн, опять черно-белая гамма, опять немешающие картинки, которые «выплывают» по желанию посетителя.

Не так сдержанны интерьеры бара, ресторана и кафе «Les Viperes» (Гадюки). С одной стороны, кафе и ресторан являются зоной отдыха для посетителей, желающих перекусить до или после осмотра экспозиции. С другой стороны — это модное, круглосуточно работающее место в центре города. Стиль — Fusion. Пластиковая мебель а-ля 60-е годы, смешанная кухня. Здесь и вправду все смешалось: французское кафе в здании британских архитекторов в австрийском городе. Кстати, на вопрос, почему кафе французское, путеводитель по Дому искусств отвечает просто: «до этого в Граце не было французского кафе». Логотип оказался очень удачным и превратился в откровенно модный лейбл. В магазине Дома искусств можно купить не только каталоги, книги и буклеты, но и футболки, и шоколад, и спички, и прочие сувениры и подарки с «трехстволкой».

***
Название венского бюро визуального дизайна «Лихтвитц» основано на игре слов. Licht — это свет, а значение слова Witz простирается от шутки и анекдота до остроумия и живости ума. В общем, многозначительное название, которое можно трактовать по-разному, так же как и логотип Дома искусств. Скромная «трехстволка» может быть воспринята как капитуляция перед шедевром культового архитектора. С другой стороны — этот логотип является своеобразной «распальцовкой». Дизайнеры просто перехитрили сложносочиненное здание Питера Кука, ведь лаконичный логотип оказался таким же запоминающимся, как и здание. А что касается названия студии, то, судя по тому, что делают ее дизайнеры, «Лихтвитц» означает «остроумно проливающий свет».
Комментарии
comments powered by HyperComments