13.01.2005
Александр Змеул //
Радио Культура, 13.01.2005
«Небоскребы» без небоскребов
информация:
-
где:
США
Журнал National Geographic совместно с издательство АСТ выпустили книгу Антонино Терранова «Небоскребы». Шикарные постройки последнего десятилетия почти не оставили в этой книге места классическим небоскребам.
На обложке этого шикарного трехсотстраничного издания изображены две постройки - блестящий шпиль нью-йоркского Крайслер-билдинга и парные небоскребы "Петронас Тауэрс" в малазийском Куала Лампуре. То, что именно эти здания помещены на обложку – символично, ведь между их появлением 70 с лишним лет истории небоскребов. До Второй мировой войны небоскребы появлялись исключительно в США, в послевоенное время – и в Старом свете, а в последние два десятилетия – прежде всего в Юго-восточной Азии и на Ближнем Востоке. Все представленные небоскребы – это не просто очень высокие здания, а объекты, поражающие и своими инженерными решениями, и своим архитектурным образом, которой нередко врезается в память.
Образ нью-йоркских Крайслер –Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг, построенных в стиле ар-деко стал известен во всем мире, благодаря американским фильмам. Ведь почти в каждом фильме, действие которого происходит в Городе Большого яблока – хотя бы раз, но мелькнет одно из этих зданий. А семизвездочная гостиница, построенная в виде гигантского паруса на искусственном острове в Объединенных Арабских Эмиратов стала визитной карточкой этой страны. В любом буклете обязательно имеется фотография этой гостиницы.
Но среди нескольких десятков зданий нет построек архитектора Миса ван дер Роэ, который небезосновательно считается одним из главных идеологов строительства небоскребов. Его высотные жилые дома в Чикаго - Лейк-Шоо-Драйв или Коммонуэлс променад, офисный Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, построенные после Второй мировой войны считаются классическими небоскребами. Это предельно функциональные здания – стекло, бетон, правильные геометрические формы. Москвичи могут себе представить что такое небоскребы от Мис ван дер Роэ – ведь их уменьшенной и уцененной копии являлась гостиница «Интурист» в начале Тверской. Как известно гостиницы уже не существует.
То, что небоскребы Мис ван дер Роэ не попали в книгу может показаться удивительным, тем более, что имя великого архитектора упоминается чуть ли не в каждой второй статье книги. Но это не ошибка и не злой умысел автора. Ведь сегодня небоскребы строят не для того, чтобы выжать максимум квадратных метров из клочка земли, а исключительно для того, что бы доказать свое превосходство и могущество. Поэтому и приглашают власти азиатских и аравийских стран мировых архитектурных звезд, которые строят фантастические здания. Например, в аравийской пустыне можно наткнуться на мерцающее здание Национального коммерческого банка архитектора Нормана Фостера. Именно таким зданиям – аттракционам и посвящена большая часть книги Антонино Терранова «Небоскребы». Поэтому не случайно, что в этом блистательном контексте не нашлось места скучным стеклянным коробкам от Миса ван дер Роэ.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Образ нью-йоркских Крайслер –Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг, построенных в стиле ар-деко стал известен во всем мире, благодаря американским фильмам. Ведь почти в каждом фильме, действие которого происходит в Городе Большого яблока – хотя бы раз, но мелькнет одно из этих зданий. А семизвездочная гостиница, построенная в виде гигантского паруса на искусственном острове в Объединенных Арабских Эмиратов стала визитной карточкой этой страны. В любом буклете обязательно имеется фотография этой гостиницы.
Но среди нескольких десятков зданий нет построек архитектора Миса ван дер Роэ, который небезосновательно считается одним из главных идеологов строительства небоскребов. Его высотные жилые дома в Чикаго - Лейк-Шоо-Драйв или Коммонуэлс променад, офисный Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, построенные после Второй мировой войны считаются классическими небоскребами. Это предельно функциональные здания – стекло, бетон, правильные геометрические формы. Москвичи могут себе представить что такое небоскребы от Мис ван дер Роэ – ведь их уменьшенной и уцененной копии являлась гостиница «Интурист» в начале Тверской. Как известно гостиницы уже не существует.
То, что небоскребы Мис ван дер Роэ не попали в книгу может показаться удивительным, тем более, что имя великого архитектора упоминается чуть ли не в каждой второй статье книги. Но это не ошибка и не злой умысел автора. Ведь сегодня небоскребы строят не для того, чтобы выжать максимум квадратных метров из клочка земли, а исключительно для того, что бы доказать свое превосходство и могущество. Поэтому и приглашают власти азиатских и аравийских стран мировых архитектурных звезд, которые строят фантастические здания. Например, в аравийской пустыне можно наткнуться на мерцающее здание Национального коммерческого банка архитектора Нормана Фостера. Именно таким зданиям – аттракционам и посвящена большая часть книги Антонино Терранова «Небоскребы». Поэтому не случайно, что в этом блистательном контексте не нашлось места скучным стеклянным коробкам от Миса ван дер Роэ.