04.05.2003
Евгения Гершкович //
Мезонин, 04.05.2003
Сады и парки. Немного истории…
- Ландшафт Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Международная
Начнем с самого начала, то есть с того момента, как Бог сотворил сад и назвал его Эдемом. Цветы там дивно благоухали, а деревья росли без всякого орошения. По слухам, Эдем расстилался где-то на севере Месопотамии…
Древний Восток
С появлением первых государств на этой территории ассирийцы пытались воссоздать мифический рай. Правящий в 3 тыс. до н. э. царь Гильгамеш весьма гордился роскошными садами города Урука. Там произрастали не одни только пальмы с платанами, но миндаль, инжир, шелковица и виноград.
Разбивка садов в странах с засушливым климатом была необходима даже из-за той тени, которые они отбрасывали. Отсутствие последней являлось признаком материального неблагополучия. Тех, кто не смог обзавестись собственным садиком древние тексты клеймили позором: "Он беден, у него нет тени".
Царь Навуходоносор II (605-562 гг.до н.э.) разбил на берегах Евфрата сад в виде лесистых террас, дабы тем самым подбодрить свою любимую жену - мидийку, глубоко тосковавшую по холмистости родной страны. Увидев это грандиозное 4-этажное сооружение, засаженное деревьями и кустарниками, при помощи водяного колеса орошаемое, греческие историки Страбон и Геродот поспешили занести висячие сады Семирамиды в список семи чудес света.
Египетская правительница, единственная в мире женщина-фараон, была заядлой садовницей и коллекционершей растений - экзотов. В 1495 г до н.э. Хатшепсут инициировала экспедицию в сопредельную страну Пунт (нынешняя Сомали) за бальзамическими деревьями. Взрослые экземпляры этой культуры бережные рабы потом высаживали в кадках на храмовых террасах Дейр-эль-Бахари. Садики египтян, что попроще, подражали царициным садам. Их планировка была в целом такова: непременный пруд с утками и лилиями, по периметру обсаженный пальмами, от песчаных бурь окружался высокой стеной с калиточкой.
Корни развития садово-паркового искусства Китая уходят в XII в до н э (время расцвета ассирийских городов). Китайцы ввели в оборот два типа: камерные садики при жилищах или монастырях, и императорские парки необозримых размеров. В центре парка был довольно глубокий водоем, откуда вода растекалась в пяти направлениях, напоминающих пять когтей леопарда. Крутая скала с легкой беседкой нависала над прудом - оттуда можно было созерцать восход солнца. Другие павильончики, обычно именуемые "Беседкой, омываемой ароматом леса" или "Беседкой ожидания инея" были в избытке разбросаны по парку. На лужайках росли душистые цветы и целебные травы. Через речки были перекинуты горбатые или "верблюжьи" мостики, с которых арка вместе с отражением составляла замкнутый круг.
Японские сады, ничуть не менее древние, ввели моду на малые садовые формы, то есть невеликие по площади, где каждая деталь имела сложный внутренний смысл. Это были изображения природы в уменьшенном виде.
Сложение общей картины такого сада не обошлось без участия последователей учения дзен, согласно которому длительное созерцание и самоуглубление способно привести к внезапному озарению. Основой каждой японской садовой композиции служили камни: озерные и речные, лежащие и делящие потоки воды. К примеру, высокий камень символизировал активное начало, лежащий - пассивное. В японском садике присутствовали мхи, кустарники, клен, вишня сакура, персик, а также ручьи или водопады. Иногда волны имитировались при помощи песка или гравия.
Древние индусы, также большие ценители природы, придумали оригинальный вариант плавучего сада. Растущую на дне озера траву они срезали косой и связывали в узкие платы, чтобы потом прикрепить к шестам, вбитым в дно. Края окружали и тростниковым зборчиком. оты покрывали речным грунтом и там на грядках выращивали огурцы, дыни и прочие полезные овощи.
Античность
Древнегреческая мифология изобилует упоминаниями о прекрасных садах Гесперид, о розариях царя Мидаса. Однако на деле, сильно пересеченный рельеф Греции особым плодородием почв не отличался. Специальное развитие здесь нашел тип общественного сада - так называемой священной рощи с посадкой, чаще всего искусственной, кипариса, лавра, фисташки и мирта в честь какого-нибудь, местночтимого героя. В этих местах, называемых "героонами", частенько устраивались спортивные состязания. Эпикур, философ-пессимист (341-271гг до н. э) основал философскую школу "Сад Эпикура", где под сенью деревьев, среди фонтанов и гротов читал свои публичные лекции на свежем воздухе.
Римляне I в до н.э подвели подо все научную базу, когда один за другим стали появляться трактаты по земледелию и садоводству. Бессмертный Вергилий посвятил садам свое сочинение "Георгика", Плинии Младший классифицировал типы пейзажей, созданных вокруг вилл, первой среди которых считалась вилла императора Адриана в Тиволи.
Исламские сады
Ислам ввел свою традицию садов - с каналами, отделанными тесаным камнем и небольшими квадратными площадками с деревьями, кустами и травянистыми растениями. Цветники намеренно удалялись друг от друга ровно настолько, насколько ароматы цветов могли плавно смешиваться между собой. Рай роскошный и зеленый, "щедро тенистый", с бьющими прохладными струями фонтанов был символом жизни и надежды. Стоит ли удивляться тому, что зеленый стал символическим цветом ислама.
Первые исламские сады возникли в Европе в 8 в. Тем временем, арабы вовсе не желали ограничиваться примитивной разбивкой садов. Они стремились привнести в их создание обширные знания в области ботаники, прививая вкус к сеянию семян различных сортов на цветочной лужайке - теперь она называется "мавританским газоном". Чтобы увидеть самый роскошный образец мавританского садового наследия, стоит отправиться в испанскую Альгамбру.
Средневековье
Садовая практика сохранялась в эту эпоху преимущественно в монастырях. Когда средневековый монах трудился в саду, считалось, что он очищает душу земным видением потерянного сада. Церковь выбрала своим символом так называемый "закрытый сад" - спрятанный от людского глаза за монастырской оградой, в замкнутом дворике клуатре. Собственно говоря, традиционно там помещалось целых три сада: сад лекарственных трав, огород с овощными культурами и кладбище с фруктовыми деревьями, посаженными шпалерами.
Властелины Каролингской династии противопоставляли монастырским - публичные сады для развлечений: увеселительные рощи и сады любви. Прелюбопытно, но по садовой части императоров консультировали все те же аббаты монастырских орденов.
Ренессанс. Сад по-итальянски
На смену суровому Средневековью пришла счастливая пора Возрождения. Ее благотворное влияние вполне ощутило на себе и садово-парковое искусство. То было временем зарождения так называемой схемы итальянского регулярного парка, возводимого на крутом рельефе, связываемого террасами, лестницами, баллюстрадами и системой каскадов. Центральное место в этой композиции занимал дворец или вилла. Центральной темой этих парков была вода. Она ниспадала, бурлила, текла, пела и искрилась в лучах солнца. Шуточные фонтаны приводились в действие гидравлическими устройствами и забавляли публику.
Впервые в парковый репертуар был включен принцип анфиладности и разделения сада стеной из стриженой зелени. Таковы виллы д,Эсте в Тиволи, вилла Ланте в Витербо, сады Боболи, виллы Боргезе, Капрарола, Альдобрандини… В тоже время во многих городах начали появляться вполне себе серьезные сады, где выращивали целебные травы. Первым подобный "медицинский" сад был разбит в 1543 г в Пизе.
Сад по-французски
Во Франции преобладали равнины, преимущественно покрытые лиственной растительностью. Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильнейшим влияние культуры Итальянского Ренессанса. Эти два обстоятельства направили ход развития французского паркового искусства по особому пути.
В век короля - Солнца, Людовика XIV зародился французский регулярный парк, разбитый на равнине. Замок более не возвышается над садами и не подавляет их. Напротив дворца следовало пробить осевую аллею с четырьмя рядами лип и кипарисов, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название "ах-ах", позволял неожиданно открыть вид на окружающий ландшафт.
Водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженые боскеты и боковые аллеи, на пересечении оформленные скульптурами и фонтанами дополняли картину.
По такому принципу молодой король Франции и перестраивает маленькое охотничье угодье своего отца, и создает из Версаля новую столицу королевства, резиденцию правительства и двора. Славу Версаля целиком разделил величайший садовник Андре Ленотр.
Сад по-английски
XVIII век был отмечен поворотом к греческой Аркадии, римскому пейзажу. Как раз тогда в Англии появляется романтический стиль, вновь открывающий природу через живопись. Возникает пейзажный сад.
Серьезную роль в этом сыграла патологическая любовь англичан к природе и времяпровождению в сельской местности. Основоположниками движения, сперва начавшегося в литературе считаются граф Шефстбери, государственный деятель Джозеф Аддисон, и поэт Александр Поп, поднявшие на смех искусственность французского паркостроения. В 1715 года они выпустили в свет практическое пособие садовника "Садовая иконография", пользовавшееся большой популярностью.
Прекрасной иллюстрацией идеи пейзажного сада стало поместье Стоу в Букенгемшире. В плане парк со свободным размещением растительности имел форму неправильной трапеции. Благодаря разрывам в стенах, окружающих парк, был использован прием оптического сочетания парка с окружающим ландшафтом. За дворцом располагались большой зеленый луг и озеро. Было создано дикое и первозданное впечатление, будто все вокруг выросло само по себе. А между тем над парком Стоу трудился Бриджмен, гений ландшафтной архитектуры.
Cовременность
Cад ХХ века стал садом индивидуального выбора, но в тоже время эклектическим отражением всей садовой истории. Это может быть сочетание "искусственного" и "естественного", как это было в саду великой дамы английского сада- мисс Гертруды Джекилл; или простой смесью разных многолетних цветов, как это сделала Вита Сэквилл-Вест, или интерпретация взаимосвязи четырех главнейших принципов: Природы, Движения, Архитектуры и Искусства- как это видно в парке Андре-Ситроен в Париже.
В современных любительских садах часто используют деление на зеленые комнаты и применяют несколько стилей на разных участках, или набор из разных стилевых направлений. По сути дела - каждый сад в любом из городов и в любой стране сегодня, прежде всего творческое решение его автора. Для того, чтобы держать руку на пульсе садовой моды и быть в курсе последних ее веяний и свежих идей существуют международные фестивали садов, ежегодно проходящие во Франции, популярные выставки в Челси или Боскоопе.
Комментарии
comments powered by HyperComments
С появлением первых государств на этой территории ассирийцы пытались воссоздать мифический рай. Правящий в 3 тыс. до н. э. царь Гильгамеш весьма гордился роскошными садами города Урука. Там произрастали не одни только пальмы с платанами, но миндаль, инжир, шелковица и виноград.
Разбивка садов в странах с засушливым климатом была необходима даже из-за той тени, которые они отбрасывали. Отсутствие последней являлось признаком материального неблагополучия. Тех, кто не смог обзавестись собственным садиком древние тексты клеймили позором: "Он беден, у него нет тени".
Царь Навуходоносор II (605-562 гг.до н.э.) разбил на берегах Евфрата сад в виде лесистых террас, дабы тем самым подбодрить свою любимую жену - мидийку, глубоко тосковавшую по холмистости родной страны. Увидев это грандиозное 4-этажное сооружение, засаженное деревьями и кустарниками, при помощи водяного колеса орошаемое, греческие историки Страбон и Геродот поспешили занести висячие сады Семирамиды в список семи чудес света.
Египетская правительница, единственная в мире женщина-фараон, была заядлой садовницей и коллекционершей растений - экзотов. В 1495 г до н.э. Хатшепсут инициировала экспедицию в сопредельную страну Пунт (нынешняя Сомали) за бальзамическими деревьями. Взрослые экземпляры этой культуры бережные рабы потом высаживали в кадках на храмовых террасах Дейр-эль-Бахари. Садики египтян, что попроще, подражали царициным садам. Их планировка была в целом такова: непременный пруд с утками и лилиями, по периметру обсаженный пальмами, от песчаных бурь окружался высокой стеной с калиточкой.
Корни развития садово-паркового искусства Китая уходят в XII в до н э (время расцвета ассирийских городов). Китайцы ввели в оборот два типа: камерные садики при жилищах или монастырях, и императорские парки необозримых размеров. В центре парка был довольно глубокий водоем, откуда вода растекалась в пяти направлениях, напоминающих пять когтей леопарда. Крутая скала с легкой беседкой нависала над прудом - оттуда можно было созерцать восход солнца. Другие павильончики, обычно именуемые "Беседкой, омываемой ароматом леса" или "Беседкой ожидания инея" были в избытке разбросаны по парку. На лужайках росли душистые цветы и целебные травы. Через речки были перекинуты горбатые или "верблюжьи" мостики, с которых арка вместе с отражением составляла замкнутый круг.
Японские сады, ничуть не менее древние, ввели моду на малые садовые формы, то есть невеликие по площади, где каждая деталь имела сложный внутренний смысл. Это были изображения природы в уменьшенном виде.
Сложение общей картины такого сада не обошлось без участия последователей учения дзен, согласно которому длительное созерцание и самоуглубление способно привести к внезапному озарению. Основой каждой японской садовой композиции служили камни: озерные и речные, лежащие и делящие потоки воды. К примеру, высокий камень символизировал активное начало, лежащий - пассивное. В японском садике присутствовали мхи, кустарники, клен, вишня сакура, персик, а также ручьи или водопады. Иногда волны имитировались при помощи песка или гравия.
Древние индусы, также большие ценители природы, придумали оригинальный вариант плавучего сада. Растущую на дне озера траву они срезали косой и связывали в узкие платы, чтобы потом прикрепить к шестам, вбитым в дно. Края окружали и тростниковым зборчиком. оты покрывали речным грунтом и там на грядках выращивали огурцы, дыни и прочие полезные овощи.
Античность
Древнегреческая мифология изобилует упоминаниями о прекрасных садах Гесперид, о розариях царя Мидаса. Однако на деле, сильно пересеченный рельеф Греции особым плодородием почв не отличался. Специальное развитие здесь нашел тип общественного сада - так называемой священной рощи с посадкой, чаще всего искусственной, кипариса, лавра, фисташки и мирта в честь какого-нибудь, местночтимого героя. В этих местах, называемых "героонами", частенько устраивались спортивные состязания. Эпикур, философ-пессимист (341-271гг до н. э) основал философскую школу "Сад Эпикура", где под сенью деревьев, среди фонтанов и гротов читал свои публичные лекции на свежем воздухе.
Римляне I в до н.э подвели подо все научную базу, когда один за другим стали появляться трактаты по земледелию и садоводству. Бессмертный Вергилий посвятил садам свое сочинение "Георгика", Плинии Младший классифицировал типы пейзажей, созданных вокруг вилл, первой среди которых считалась вилла императора Адриана в Тиволи.
Исламские сады
Ислам ввел свою традицию садов - с каналами, отделанными тесаным камнем и небольшими квадратными площадками с деревьями, кустами и травянистыми растениями. Цветники намеренно удалялись друг от друга ровно настолько, насколько ароматы цветов могли плавно смешиваться между собой. Рай роскошный и зеленый, "щедро тенистый", с бьющими прохладными струями фонтанов был символом жизни и надежды. Стоит ли удивляться тому, что зеленый стал символическим цветом ислама.
Первые исламские сады возникли в Европе в 8 в. Тем временем, арабы вовсе не желали ограничиваться примитивной разбивкой садов. Они стремились привнести в их создание обширные знания в области ботаники, прививая вкус к сеянию семян различных сортов на цветочной лужайке - теперь она называется "мавританским газоном". Чтобы увидеть самый роскошный образец мавританского садового наследия, стоит отправиться в испанскую Альгамбру.
Средневековье
Садовая практика сохранялась в эту эпоху преимущественно в монастырях. Когда средневековый монах трудился в саду, считалось, что он очищает душу земным видением потерянного сада. Церковь выбрала своим символом так называемый "закрытый сад" - спрятанный от людского глаза за монастырской оградой, в замкнутом дворике клуатре. Собственно говоря, традиционно там помещалось целых три сада: сад лекарственных трав, огород с овощными культурами и кладбище с фруктовыми деревьями, посаженными шпалерами.
Властелины Каролингской династии противопоставляли монастырским - публичные сады для развлечений: увеселительные рощи и сады любви. Прелюбопытно, но по садовой части императоров консультировали все те же аббаты монастырских орденов.
Ренессанс. Сад по-итальянски
На смену суровому Средневековью пришла счастливая пора Возрождения. Ее благотворное влияние вполне ощутило на себе и садово-парковое искусство. То было временем зарождения так называемой схемы итальянского регулярного парка, возводимого на крутом рельефе, связываемого террасами, лестницами, баллюстрадами и системой каскадов. Центральное место в этой композиции занимал дворец или вилла. Центральной темой этих парков была вода. Она ниспадала, бурлила, текла, пела и искрилась в лучах солнца. Шуточные фонтаны приводились в действие гидравлическими устройствами и забавляли публику.
Впервые в парковый репертуар был включен принцип анфиладности и разделения сада стеной из стриженой зелени. Таковы виллы д,Эсте в Тиволи, вилла Ланте в Витербо, сады Боболи, виллы Боргезе, Капрарола, Альдобрандини… В тоже время во многих городах начали появляться вполне себе серьезные сады, где выращивали целебные травы. Первым подобный "медицинский" сад был разбит в 1543 г в Пизе.
Сад по-французски
Во Франции преобладали равнины, преимущественно покрытые лиственной растительностью. Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильнейшим влияние культуры Итальянского Ренессанса. Эти два обстоятельства направили ход развития французского паркового искусства по особому пути.
В век короля - Солнца, Людовика XIV зародился французский регулярный парк, разбитый на равнине. Замок более не возвышается над садами и не подавляет их. Напротив дворца следовало пробить осевую аллею с четырьмя рядами лип и кипарисов, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название "ах-ах", позволял неожиданно открыть вид на окружающий ландшафт.
Водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженые боскеты и боковые аллеи, на пересечении оформленные скульптурами и фонтанами дополняли картину.
По такому принципу молодой король Франции и перестраивает маленькое охотничье угодье своего отца, и создает из Версаля новую столицу королевства, резиденцию правительства и двора. Славу Версаля целиком разделил величайший садовник Андре Ленотр.
Сад по-английски
XVIII век был отмечен поворотом к греческой Аркадии, римскому пейзажу. Как раз тогда в Англии появляется романтический стиль, вновь открывающий природу через живопись. Возникает пейзажный сад.
Серьезную роль в этом сыграла патологическая любовь англичан к природе и времяпровождению в сельской местности. Основоположниками движения, сперва начавшегося в литературе считаются граф Шефстбери, государственный деятель Джозеф Аддисон, и поэт Александр Поп, поднявшие на смех искусственность французского паркостроения. В 1715 года они выпустили в свет практическое пособие садовника "Садовая иконография", пользовавшееся большой популярностью.
Прекрасной иллюстрацией идеи пейзажного сада стало поместье Стоу в Букенгемшире. В плане парк со свободным размещением растительности имел форму неправильной трапеции. Благодаря разрывам в стенах, окружающих парк, был использован прием оптического сочетания парка с окружающим ландшафтом. За дворцом располагались большой зеленый луг и озеро. Было создано дикое и первозданное впечатление, будто все вокруг выросло само по себе. А между тем над парком Стоу трудился Бриджмен, гений ландшафтной архитектуры.
Cовременность
Cад ХХ века стал садом индивидуального выбора, но в тоже время эклектическим отражением всей садовой истории. Это может быть сочетание "искусственного" и "естественного", как это было в саду великой дамы английского сада- мисс Гертруды Джекилл; или простой смесью разных многолетних цветов, как это сделала Вита Сэквилл-Вест, или интерпретация взаимосвязи четырех главнейших принципов: Природы, Движения, Архитектуры и Искусства- как это видно в парке Андре-Ситроен в Париже.
В современных любительских садах часто используют деление на зеленые комнаты и применяют несколько стилей на разных участках, или набор из разных стилевых направлений. По сути дела - каждый сад в любом из городов и в любой стране сегодня, прежде всего творческое решение его автора. Для того, чтобы держать руку на пульсе садовой моды и быть в курсе последних ее веяний и свежих идей существуют международные фестивали садов, ежегодно проходящие во Франции, популярные выставки в Челси или Боскоопе.