RSS
04.09.2003

Все выше, и выше, и выше…

  • Наследие Архитектура
  • Объект

информация:

    Отдельные даты:
    1930г. - 102 этажный небоскреб Empire State Building высотой 381 м (плюс шпиль-52м) построен в Нью - Йорке.
    1931г., декабрь - взорван храм Христа Спасителя.
    1932 г, февраль - принято постановление об открытом конкурсе на здание Дворца Советов. Был одобрен проект Б.Иофана : 415-метровая ступенчатая башня.
    1933 г.- на экраны выходит фильм "Кинг Конг", в котором мохнатый герой, сидя на шпиле небоскреба, разгоняет самолеты. В том же году было принято решение об установке на Дворец Советов стометровой статуи Ленина.
    1934 г., ноябрь - сразу после утверждения принципов социалистического реализма, собравшиеся на всесоюзное совещание советские архитекторы приветствовали тов. Сталина как "первого архитектора и строителя нашей социалистической родины". В 1946 г Съезд архитекторов провозгласил "Великого Вождя всех народов" " отцом и другом всех советских архитекторов".
    1946г., март.- Черчилль напишет: "От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес".
    13 января 1947 г - Сталин подписал специальное постановление N 53 Совета министров СССР " О строительстве в Москве многоэтажных зданий".
    7 сентября 1947 г. в день 800-летия Москвы состоялась закладка всех восьми высотных зданий.

    Состоявшееся:
    Д.Чечулин, А.Ростовский, инженер Л.Гохман. Жилой дом на Котельнической наб. 1948- 1951гг.
    В.Гельфрейх, М.Минкус, инженер Г.Лимановский. Здание Министерства иностранных дел на Смоленской пл. 1948- 1953гг.
    А.Душкин, Б.Мезенцев, инженер В.Абрамов. Административное и жилое здание на площади у Красных ворот. 1948- 1953 гг.
    Л.Поляков, А. Борецкий, инженер Е.Метлюк. Здание гостиницы "Ленинградской" 1953
    Л.Руднев, С.Чернышев. П.Абросимов, А.Хряков, инженер В.Насонов. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. 1949-1955гг
    М.Посохин, А.Мндоянц, инженер М.Вохомский. Жилое здание на Кудринской пл. 1950- 1954гг.
    А.Мордвинов, В.Олтаржевский, инженер П.Красильников. Здание гостиницы "Украина". 1950-1955гг.

    Несостоявшееся:
    Проект восьмой высотки, 32 - этажного административного здания в Зарядье, был создан мастерской Д.Чечулина. Уже возведенные конструкции были разобраны. На фундаментах так и не появившегося высотного здания в 1967 г была построена гостиница "Россия" по проекту того же Чечулина.
    Начавшиеся в 1937 г. работы по строительству Дворца Советов были прерваны. На месте вырытого котлована 1958-60 гг. по проекту Д.Чечулина, В.Лукьянова, Н.Молокова строится открытый бассейн "Москва".

Образец

Надменный нью-йоркский гигант - небоскреб Empire State Building (арх. Р.Шрю, У.Демб, А.Хермон) более 40 лет обладал славой самого высокого здания мира. Советские инженеры- строители А.Воронков и С. Балашев подвергли это и ему подобные сооружения гневной критике:
"История современного строительства за рубежом знает ни один случай возведения больших зданий. Но как отличаются от наших сооружений не только сами эти здания, но и их "окружение"! Словно в ущельях, стоят в Нью-Йорке и Чикаго небоскребы. Вокруг них грязь и плесень, самый воздух как бы пропитан миазмами.

Узкая утилитарность, стремление выжить из каждого доллара, вложенного в постройку, максимальный барыш, наибольшую выгоду - вот что движет владельцами строительных компаний Америки. Пусть вокруг небоскребов стоят грязнейшие лачуги, пусть его окружает захламленная, покрытая грязью территория - все это мало тревожит бизнесменов. Они не потратят и цента на то, что не принесет им дивидендов!"

Однако, в создавшейся ситуации нам отставать от США было никак невозможно.

Идея небоскребостроения в Советской стране приобрела особенно глубокий идеологический смысл. Дворец Советов претендовал на роль нового чуда света, замахнувшегося на египетские пирамиды, Эйфелеву башню, и уж конечно на все американские небоскребы вместе взятые.

Сооружение проектировалось как храм новой религии, противостоящей прежним верованиям, как " памятник великому гению человечества - В.И.Ленину". На шести его пилонах планировалось начертать слова "шести заповедей клятвы товарища Сталина, данной после смерти Ленина". Внутри гиганта должны были расположиться роскошно оформленный зал Заседаний Верховного Совета, Залы героики гражданской войны и героики строительства социализма, Орденский Зал и Зал Конституции. Всякую возможность сохранения исторической застройки города исключала ширина подводящих к Дворцу магистралей и эспланад. Архитекторы, приступая к проектированию будущих зданий, обязательно учитывали доминирующую роль будущего колосса в панораме города.

Вот как бывший нарком просвещения А.В.Луначарский объяснял мегаломанию, возобладавшую в проектировании Дворца Советов: "Прежде всего, сама громадность размера - это пролетарский стиль. Мы стремимся к грандиозным размерам не потому, почему добивался громадных масштабов какой-нибудь безумный император вроде Нерона или американские капиталисты…. У нас одновременно утилитарные задачи (ибо мы в Москве не можем жить без зала на 20 тыс. человек, потому что негде видеть и слышать вождей), но в то же время самая грандиозность размеров присуща зданиям пролетариата".

Дворец Советов непрерывно проектировался. Тем временем, Сталин явно терял интерес к реализации своей затеи. Многократные изменения, вносимые в проект, оттягивали начало строительства - не было ни технического проекта, ни сметы. Вождь раздумывал, не добавить ли ему к фигуре Ленина еще и собственную фигуру, или первую убрать вовсе…

По окончании войны, высшая точка высшего совершенства, обернулась впадиной бассейна. "Центр мира" распался на кольцо высотных зданий, наделенных теми же чертами - ступенчатостью, устремленностью ввысь - что и их несостоявшийся образец.

Высокая точка зрения

Эйфория победы связывалась с социальным оптимизмом и верой в светлое будущее. Народ возвращался к мирному труду. Вновь была озвучена мысль о Москве как о Третьем Риме: "…Непосредственными преемниками Рима являемся только мы, только в социалистическом обществе при социалистической технике возможно строительство в еще больших масштабах и еще большего художественного совершенства".

Относительная терпимость 30-х годов к разнообразным профессиональным подходам сменилась жесткой унификацией, предписанной "сверху". В данный момент на повестке дня стояли мажорный историзм и жизнерадостная декоративность.

Д. Чечулин, бывший тогда главным архитектором Москвы разработал схему расположения высотных зданий: под самую высокую высотку (32 этажа) отвадилось место у кремлевских стен, в Зарядье; на излучинах рек решено было возвести две постройки - гостиницу "Украина" и жилой дом на Котельнической набережной; на Садовом кольце должны были быть построены три объекта - здание МИДа на Смоленской площади, жилые дома у Красных ворот (Лермонтовская площадь) и на площади Восстания; в непосредственной близости от площади трех вокзалов -гостиницу "Ленинградская". Одно лишь единственное здание предполагалось возвести в некотором отдалении от центра, на Воробьевых горах - там, где некогда, крепко обнявшись, Герцен и Огарев дали нерушимую клятву - отчизне посвятить души прекрасные порывы. Для нового здания Московского Университета была выбрана самая высокая точка Москвы.

Группу разработчиков проектов первых высотных зданий, возглавляли В.Гельфрейх и А.Минкус. Они предложили несколько вариантов "высоток" с характерными признаками, роднящими их со славными памятниками древнерусского зодчества, точнее, образцами пятиглавого нарышкинского барокко. Кроме того, по указаниям партийно-государственнного аппарата большинство вертикалей города - храмов с колокольнями, к этому времени было снесено Богатство силуэтов угасло, пространство Москвы становилось аморфным. К концу 1948 года проекты всех восьми высотных зданий были завершены и отмечены Сталинской премией.

Бытует легенда, будто Сталин, проезжая как-то мимо одной из строящихся высоток, пробормотал себе под нос нечто вроде "шпил". Неизвестно, что имел в виду отец народов, но расторопная челядь подхватила оброненное слово, и спешно притворила в жизнь негласное пожелание вождя. Потому шпили венчают все семь московских высотных здания. В кругу архитекторов поговаривали, будто Сталину нравились сооружения в готическом стиле….

Первое из построенных зданий - на Смоленской площади - в сентябре 1952 г стало предметом детального обсуждения ведущими мастерами архитектуры: достаточно ли в художественном образе здания отразилось чувство гордости советских людей за свою социалистическую державу. Окончательный вердикт вынес архитектор А.Мордвинов: "Авторам удалось найти новый образ административного здания и создать сооружение, соответствующее духу нашего времени- эпохе великого Сталина".

Здания возводились в самые рекордные сроки. Перед коллективом строителей, рабочими (а ими были по преимуществу - заключенные и военнопленные) к примеру, здания у Красных ворот, стояла задача: возвести объект за 4 года, и эта задача была выполнена. Хотя данное строительство имело особенность, заключающаяся в том, то высотная его часть монтировалась не вертикально, а с наклоном.

Этажность высоток менялась с момента закладки и до окончания строительства. Решения принимались на ходу, проектирование велось вместе со строительством. Сегодня уже можно привести окончательные цифры: здание у Красных ворот 24 этажа (высота - 134м), гостиница "Ленинградская" - 26 этажей (высота 138 м), здание на площади Восстания - 22 этажа (156 м), гостиница "Украина" - 29 этажей, (высота 170 м), здание МИДа - 27 этажей (высота-172м), здание на Котельнической набережной - 32 этажа (высота- 176м), МГУ- 36 этажей (высота 240 м). По легенде, где-то в подвалах МГУ по сей день замурована золотая статуя вождя народов, которую должны были установить на башне главного здания, но после смерти этого не сделали.

Специально для московских высоток инженеры Велихов, Щипакин, Гитман и Соколова сконструировали самоподъемные краны, цеплявшихся за уже построенные этажи и ползущие вверх по строящемуся дому. Разработчиков отметили Сталинской премией. В дальнейшем эти механизмы стали обычным явлением на стройке.

У неба отвоевывался метр за метром, символы-ориентиры пышно облицовывались (преимущественно гранитом, искусственным мрамором или белой керамической плиткой), обильно декорировались (кроме аллегорических скульптур, излюбленными мотивами служили - пятиконечные звезды и снопы пшеницы). Утопический образ города - мечты постепенно овеществлялся.

Восторги критиков по этому поводу были безграничны: "Воздвигаемые в Москве здания являются крупнейшим событием в мировой современной архитектуре. Эти здания формируют новый выразительный силуэт столицы и создают основу построения новых архитектурных ансамблей, отвечающих великому значению Москвы - светоча передового человечества".

Художник, готовивший для Чечулина отмывки здания на Котельнической, изобразил стройную башню со шпилем, поднимающуюся в небеса. Сквозь просвет в облаках пробивались солнечные лучи. Подрамник предстояло везти на утверждение "в верхах". Показали Чечулину: "Смыть облака! Там не любят облаков!"
Комментарии
comments powered by HyperComments
 

статьи на эту тему: