20.01.2003

BMW под крылом. Офис BMW группы Coop Himmelblau

  • Архитектура
  • Объект

информация:

Мятежная австрийская группа Coop Himmelblau проектирует демонстрационный офис BMW в Мюнхене. Конечно, мятежниками назвать «Куп Химмельблау» можно с известной оговоркой.

Они, так сказать, мятежники со стажем и со статусом. Группа была основана двадцатилетними Вольфом Дитером Приксом и Хельмутом Свисцински в революционном 1968 году. Тогда их проекты домов-пузырей для двоих, навеянные наркокультурой 60-х, произвели фурор. Группа исповедовала новый подход к архитектуре, которая должна была стать продолжением тела, уподобиться коже.

Прикс и Свисцински и сейчас, превратившись в солидную компанию с солидными заказами, считают, что их архитектура символизирует освобожденное сознание. За эти годы «Куп Химмельблау» построили не слишком много, но не забывали декларировать эмоциональность и неотразимость как главные качества архитектуры. Она должна «гореть, плакать, улыбаться, рваться и даже ломаться... быть мокрой, сухой, улыбчивой, жесткой, угловатой, пульсирующей». Причем неважно, в каком стиле она будет «гореть»: в постмодернизме или в деконструкции. «Химмельблау» за годы своей карьеры перепробовали много стилей. Ясно, что не стили их волновали, но эмоциональный принцип, который они и выдерживали.

Для «Мира БМВ» — так называется демонстрационное здание — придумана идея изогнутого и прозрачного двойного крыла. В первоначальном эскизе оно выглядело как крыло гигантской птицы, под которым спрятались три птенчика. Здесь можно увидеть отголоски модной в 60-е годы бионики, когда в архитектуру пытались перенести принципы работы живых организмов. В крыле и под ним находятся различные пространства сложной, неопределенной формы.

Фасад опирается на столбы высотой 7,5 м с пятнадцатиметровыми пролетами между ними. Опоры кажутся очень тонкими относительно высоты фасада, чтобы дух захватывало. Это и есть эмоциональное воздействие, которого добиваются архитекторы. Находясь в здании, посетитель должен переживать острые ощущения, как в дельтаплане. А все для того, чтобы ему захотелось покупать машины БМВ, выставленные в этом сногсшибательном пространстве. Это не столько магазин, сколько театр, концертный зал или музей или все они, вместе взятые. В центре здания расположена гигантская площадка, вмещающая до двухсот пятидесяти машин. По периметру площадки идут балкончики — так называемые места для отдыха. То есть образуется нечто вроде бельэтажа, откуда зрители могут любоваться стоящими в партере автомобилями. В последние годы тенденция сплава шопинга и культуры совершенно очевидна. Примером может служить офис-музей «Прада» в Нью-Йорке.

В «Мире БМВ» будут проходить научные коллоквиумы и технические презентации, художественные выставки и концертные представления. Никто больше не станет просто ходить в магазин. Потребление материальное должно сопровождаться потреблением культурным. А архитектура все это обслуживает. Предусмотрены офисы для шестисот сотрудников.

Новое здание будет расположено рядом с существующей башней, в которой находится офис BMW. Башня видна сквозь прозрачное крыло. Нижняя и верхняя оболочки «крыла» представляют собой сетки, состоящие из пятиметровых звеньев. Можно усмотреть нечто общее между этим перепончатым крылом и тем революционным пузырем, с которого начиналась карьера «Куп Химмельблау». Пожалуй, трудно найти в современной культуре область, где идеология хиппи реализовалась бы с такой последовательностью. Хиппи постарели, но покуривают иногда.
Комментарии
comments powered by HyperComments