10.07.2003
Лара Копылова //
Интерьер+Дизайн, 10.07.2003, №7
Развлекаясь, потребляй. Архитектура как трехмерная реклама
«Есть что-то фрейдистское в том, как ты тратишь деньги», — сказала мне подруга, когда я купила что-то ненужное. Удовлетворение «человека потребляющего» — причем, неважно что: материальные предметы или удовольствия (которые, в свою очередь, делятся на тонкие и грубые) — давно изучено.
За потребителем ведется наблюдение, его тайные желания угадываются, а поведение просчитывается армией психоаналитиков, маркетологов и бихевиористов. Архитектура долгое время оставалась вне этого процесса. Архитекторы, конечно, строили магазины и аттракционы, но делали вид, что шопинга и развлечений не существует и что их, во всяком случае, такие низменные вещи не интересуют. Сегодня ситуация изменилась. Архитектура становится средством, ввергающим человека в ураган потребления. Она становится трехмерной рекламой и, значит, обязана быть броской, попсовой, понятной, зовущей — что называется, attractive. Ей как бы не хватает своего языка — обязательно надо быть на что-то похожей. Мы выбрали четыре проекта, увидев в них общий «призывный» принцип. Хотя назначение проектов разное. «Четвертая грация Ливерпуля» (Alsop Architects) — е это многофункциональный центр, включающий офисы, отель, жилье, концертные залы, аудитории, музей, кафе, рестораны, обзорные площадки и т.д. Шопинг-центр в Берне Даниэля Либескинда — более традиционная типология: торговля плюс аттракционы. Ворота Экспо-2010 («4-е измерение») — всемирно-выставочная архитектура. Павильон Тойо Ито — временная постройка, оформлявшая галерею «Серпентайн» в 2002 году.
Олсоповский и либескиндовский центры устроены по одной модели. Это модель шопинг-молла — подземного торгового центра, представляющего собой улицу, вдоль которой расположены магазины и рестораны. Шопинг-молл имитирует исторический город. Его привлекательность именно в музейно-магазинно-ресторанной смеси. Центр «Четвертая грация» устроен так же, только добавились офисы и отели. В нем несколько частей: холм, облако, дом, набережная, парк скульптур. Все функции: работа и развлечения, отдых, культура, путешествие — здесь нарочно перемешаны, чтобы одна допоняла другую. И все они поддержаны попсовой архитектурой — е монстром на толстых ножках, обернутым в лоскутное одеяло. Лоскутный монстр — лучший пиарщик того, что находится внутри (а внутри — отель, музей, офисы, обзорная площадка). Заметьте, компании, арендующие офисы, не боятся столь легкомысленного имиджа. Цель «Грации» — оживить заброшенный район Ливерпуля. Чтобы набережная со старыми доками и зданиями морского ведомства, не приносящая дохода в городскую казну, стала его приносить. Рядом с монстром расположен восемнадцатиэтажный дом, завернутый в такое же лоскутное одеяло. Вариант нашего элитного жилья, только у нас это сказочные башни Дон-строя, а у английских архитекторов попса другая.
Шопинг-центр Либескинда замечателен тем, что впервые высоколобый стиль деконструкции употребили для низкого жанра магазина. Одно дело трагический Еврейский музей Либескинда в Берлине, и другое — магазин-аттракцион. Деконструкция перестала быть серьезной, «опопсовела». Потребление приспосабливает стиль как лейбл. Шопинг-центр эффектно перекрывает собой один из хайвеев. Внутреннее пространство превращено в «сцену для совершения покупок», в нечто вроде театральной декорации. В этом праздничном мире, утверждает архитектор, люди могут провести много часов подряд и не соскучиться.
«Космические врата», спроектированные молодым бюро для конкурса Экспо-2010, где Россия участвовала наряду с Китаем, Кореей, имеют более серьезное назначение. Врата, если бы конкурс был выигран, расположились бы на ВВЦ. Это информационный узел с административными помещениями и ресторанами. Здесь посетители регистрируются, получают информацию и разъезжаются по монорельсовым дорогам. Врата — в меньшей степени развлечение, в большей — «чистое искусство». Но и в попсовости им не откажешь. Достаточно сказать, что длинный козырек-экран транслирует заставку из фильма «Матрица». Которая, естественно, будет опознана публикой как символ будущего. Павильон Тойо Ито создан, чтобы привлечь внимание людей к галерее «Серпентайн» при помощи имени известного архитектора. Здесь архитектура эксплуатирует понятный неискушенному зрителю образ оригами.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Олсоповский и либескиндовский центры устроены по одной модели. Это модель шопинг-молла — подземного торгового центра, представляющего собой улицу, вдоль которой расположены магазины и рестораны. Шопинг-молл имитирует исторический город. Его привлекательность именно в музейно-магазинно-ресторанной смеси. Центр «Четвертая грация» устроен так же, только добавились офисы и отели. В нем несколько частей: холм, облако, дом, набережная, парк скульптур. Все функции: работа и развлечения, отдых, культура, путешествие — здесь нарочно перемешаны, чтобы одна допоняла другую. И все они поддержаны попсовой архитектурой — е монстром на толстых ножках, обернутым в лоскутное одеяло. Лоскутный монстр — лучший пиарщик того, что находится внутри (а внутри — отель, музей, офисы, обзорная площадка). Заметьте, компании, арендующие офисы, не боятся столь легкомысленного имиджа. Цель «Грации» — оживить заброшенный район Ливерпуля. Чтобы набережная со старыми доками и зданиями морского ведомства, не приносящая дохода в городскую казну, стала его приносить. Рядом с монстром расположен восемнадцатиэтажный дом, завернутый в такое же лоскутное одеяло. Вариант нашего элитного жилья, только у нас это сказочные башни Дон-строя, а у английских архитекторов попса другая.
Шопинг-центр Либескинда замечателен тем, что впервые высоколобый стиль деконструкции употребили для низкого жанра магазина. Одно дело трагический Еврейский музей Либескинда в Берлине, и другое — магазин-аттракцион. Деконструкция перестала быть серьезной, «опопсовела». Потребление приспосабливает стиль как лейбл. Шопинг-центр эффектно перекрывает собой один из хайвеев. Внутреннее пространство превращено в «сцену для совершения покупок», в нечто вроде театральной декорации. В этом праздничном мире, утверждает архитектор, люди могут провести много часов подряд и не соскучиться.
«Космические врата», спроектированные молодым бюро для конкурса Экспо-2010, где Россия участвовала наряду с Китаем, Кореей, имеют более серьезное назначение. Врата, если бы конкурс был выигран, расположились бы на ВВЦ. Это информационный узел с административными помещениями и ресторанами. Здесь посетители регистрируются, получают информацию и разъезжаются по монорельсовым дорогам. Врата — в меньшей степени развлечение, в большей — «чистое искусство». Но и в попсовости им не откажешь. Достаточно сказать, что длинный козырек-экран транслирует заставку из фильма «Матрица». Которая, естественно, будет опознана публикой как символ будущего. Павильон Тойо Ито создан, чтобы привлечь внимание людей к галерее «Серпентайн» при помощи имени известного архитектора. Здесь архитектура эксплуатирует понятный неискушенному зрителю образ оригами.