26.11.2001
Владимир Белоголовский //
Новое Русское Слово, 26.11.2001
Прекратится ли движение вверх?
информация:
-
где:
США. Нью-Йорк
Наше сознание никогда не смирится со страшной трагедией, происшедшей утром 11 сентября 2001 года, когда два захваченных террористами - камикадзе коммерческих Боинга 767 были направлены в башни Всемирного торгового центра в нижнем Манхэттене.
Возникшие при столкновении пожары, в адском шторме пепла, стекла и дыма, разрушили свои цели до основания. Под руинами башен исчезли навсегда тысячи людей. Жертвами террора пали те, кто работал здесь много лет, и случайные посетители. Молодые энергичные американцы и люди из разных уголков света, у которых все еще было впереди. Мечты, планы и желания остались погребенными под завалами миллионов тонн стекла, бетона и стали. Смерть пришла в тысячи семей. Все ли лечит время? Эти раны не заживут никогда.
Две грациозные башни в 110 этажей каждая, никогда не исчезнут из нашего сознания. Мы всегда будем помнить об этом амбициозном урбанистическом комплексе, так изменившем панораму Манхэттена. Многим из нас, оказавшимся в Нью-Йорке уже после того, как башни близнецы были построены, представить город без них особенно трудно. Я никогда не забуду тех мгновений, на которые показались два, неправдоподобной высоты гиганта, увиденные впервые в иллюминатор садившегося в JFK самолета. Это были первые радостные ощущения обретения долгожданной свободы. Вот он город-мечта, в ногах стальных великанов, придающие чувство уверенности и даже гордости в надежде, что все это когда нибудь станет родным. Впоследствии, избрав архитектуру делом своей жизни, я неоднократно подымался на "крышу Нью-Йорка", приводя сюда гостей и родных, чтобы шокировать их и себя захватывающей дух панорамой. Не веря своим глазам, я в недоумении провожал глазами падающие башни из окна моего офиса. С падением небоскребов я утратил часть самого себя. Близнецы были столь же привычны, как заход солнца или появление луны, часто флиртовавшей с рукотворными гигантами. Башни Всемирного торгового центра были ярким символом свободного процветающего общества. Навсегда останутся в памяти силуэты сотен неоготических стальных арок, напоминающих элегантный Дворец дожей в Венеции, и бессчетное множество прямых линий, уходящих в бесконечность синего неба...
Нью-Йорк не раз оказывался перед сильнейшими потрясениями. Такими, как Война за независимость, Великая депрессия и финансовый крах середины 70-х годов ушедшего века. Город всегда находил в себе силы преодолеть очередной кризис и, словно феникс, воскресал из пепла, каждый раз становясь еще сильнее и еще прекраснее. Нужно иметь в виду, что Нью-Йорк - это хорошо отлаженный механизм, для которого существенно взаимодействие всех его частей. Именно поэтому город должен быть восстановлен.
Трагедия 11 сентября решающим образом связана с высотой разрушенных башен. Поэтому высота возрожденного Торгового центра имеет чрезвычайно важное значение. Многие сходятся на том, что едва ли приемлемо точное восстановление башен, хотя мысль об этом и диктуется чувством ностальгии по утраченному контуру Нью-Йорка. Тут нужно, во-первых, учитывать психологический фактор. Вряд ли после происшедшего люди захотят вернуться в копии разрушенных башен. Во-вторых, предпринимая полное восстановление Торгового центра, мы рискуем вычеркнуть из памяти совершенное преступление. Эти моменты напоминают нам ту универсальную истину, что архитектура должна отражать свое время.
В размышлениях о будущем облике возрожденного Торгового центра следует помнить, что наш Нью-Йорк не раз и не два утрачивал архитектурные шедевры - и отнюдь не при трагических обстоятельствах. Так, в 1970 году была разобрана 40-этажная красавица башня Singer Building, уступив свое место более высокому зданию. Singer Building, построенный в 1908 году, детище знаменитого рационализатора и производителя Исаака Зингера, на момент постройки был самым высоким зданием в мире и одним из самых любимых. По мере роста города вверх, были снесены множество роскошных особняков, экстравагантные театры и гостиницы, универмаги, банки, жилые здания и многое, что мешало более прибыльному строительству.
Возможно, не будь Нью-Йорк так безжалостен к своим старым шедеврам, не строились бы новые. Например, Empire State Building был построен на месте разрушенной гостиницы Waldorf-Astoria, излюбленного места Нью-йоркского высшего общества. А целая улица воздушных стеклянных башен, построенных в период офисного бума 50-х и 60-х годов, выросла на месте элегантного жилого бульвара Park Avenue.
Конечно, движение вперед - это непростой процесс, и противоборство тут порой принимает острые формы. Так, в 1963 году, вопреки многочисленным протестам, была разрушена всеми любимая грандиозная Penn Station, шедевр периода классического возрождения. Как известно, на этом месте построен исказивший целый район комплекс Madison Square Garden со спортивной ареной и офисным зданием. Именно уничтожение Penn Station положило началу движения за сохранение важных исторических и архитектурных зданий в Нью-Йорке. Это спасло от верной гибели такие символы, как офисное здание Chrysler Building, центральный железнодорожный вокзал Grand Central, всемирно известный концертный зал Карнеги-холл и собор Святого Патрика. Борьба за сохранение памятников архитектуры продолжается и сегодня.
С удовлетворением можно отметить, что планируется создание новой Penn Station внутри грациозного здания центрального почтамта, над которым поднимется легкий стеклянный свод из архитектуры будущего.
Говоря о будущем Нижнего Манхэттена, многие считают, что высота новых башен будет 50-70 этажей. Практика показала, что именно эта высота самая целесообразная. Ярким примером может служить жемчужина офисного планирования в условиях густонаселенного города - построенный в начале 30-х годов Рокфеллер-центр с самым высоким зданием в 70 этажей. Примерно на такой же площади что и Всемирный торговый центр, здесь работает много больше служащих и бывает еще больше туристов. В Рокфеллер-центре удачно сочетаются основные черты современного многоярусного города с вниманием к традиционной пешеходной улице. Всемирный же торговый центр был построен на придуманной огромной платформе - оторванной от характера прилегающего района, на месте сложившейся сети улиц. Возможно, эти улицы получат второе рождение и на их пересечениях поднимутся башни средней высоты, связанные с историей и топографией даунтауна.
Не означает ли это, что Нью-Йорк прекращает движение вверх? Отнюдь! Город уже полтора столетия стремится ввысь, и продолжит этот взлет, как большая и сильная птица. В архитектуре Нью-Йорка правят бал прагматизм и динамичность. Архитектурные ансамбли вырисовываются не только в замыслах проектировщиков, но прежде всего под влиянием экономических расчетов заказчиков.
Судьба распорядилась так, что Манхэттен, этот город-остров, складывался на ограниченной площади. Дороговизна земли рано привела к наращиванию этажей. Открытие возможности проката стали и изобретение электрического лифта в середине XIX века провоцируют строительство все более высоких зданий. Происходит настоящая революция. Возникает принципиально новый, американский тип здания - небоскреб. Стальной каркас открыл дорогу в небо. И если первые высотки зародились в Чикаго, то именно в Нью-Йорке они получили должное внимание и развитие. В конце XIX века здесь строится целый ряд высотных зданий. Рекорды высоты ставятся почти ежегодно. Самые высокие из зданий превзошли огромную пирамиду Хеопса в Египте. Число этажей начинает определять престиж известнейших компаний.
В начале XX века все больше возникает необходимость в строительстве офисных зданий. В 1902 году заканчивается строительство Fuller Building, прозванное flatiron (утюг). Это необычно узкое 20-этажное здание на пересечении Бродвея и Пятой авеню, у многих ассоциируется с первым небоскребом Нью-Йорка и инициирует настоящую гонку строительства все более высоких зданий. Изобретение воздушных вентиляционных трубопроводов в 1906 году приводит к возможности создавать еще более высокие здания. Так, в 1908 году строится уже упоминавшийся здесь Singer Building, а через год вырастает башня с часами высотой в 230 метров - Metropolitan Life Insurance Company Building. В 1913 году в небе Нью-Йорка появляется Woolworth Building, названный по фамилии владельца империи 5-и и 10-центовых магазинов. Башня, исполненная в неоготическом стиле, была прозвана собором коммерции. Высотой в 260 метров и целых 60 этажей, Woolworth Building стал самым высоким зданием в мире. Его электрическая подсветка, видимая изо всех уголков города, была зажжена из Вашингтона - из Белого дома - президентом Вудро Вильсоном. В 1915 году на нижнем Бродвее возник почти 40-этажный Equitable Building. Это здание, не отличавшееся выдающимся дизайном, тем не менее благотворно повлияло на облик всех будущих высоток. Никогда раньше земельный участок так не эксплуатировался. Словно монолит, Equitable вознесся по всему периметру квартала, навсегда оставив во мраке узенькие улочки вокруг. Последовавшие за этим многочисленные протесты привели к изданию первого в стране закона о так называемом зонинге. В соответствии с ним, построенные позже башни приобрели ступенчатые силуэты, что больше не закрывало солнечный свет на узких улицах.
Еще более активно строятся небоскребы в 20-е годы. Элегантные многоэтажные башни, как грибы после дождя, стали подниматься по всему городу.
В 1929 году одновременно строятся сразу два здания, конкурирующие в борьбе за звание самых высоких в мире. Первое - Bank of Manhattan по адресу 40 Уолл стрит. И второе, Chrysler Building на 42-й стрит, по заказу автомобильного магната Вальтера Крайслера. Детали строительства держались в строжайшей секретности. Здание банка, будучи на несколько десятков футов выше, было закончено раньше и объявлено самым высоким в мире. Однако, Вильям Ван Ален, архитектор Крайслера, приготовив остроумный трюк, вырвал победу и обеспечил своему детищу звание самого высокого здания в мире. В специально заготовленной шахте, внутри здания, Ван Ален смонтировал 60-метровый шпиль. Ко всеобщему удивлению, всего в течении полутора часов 30-тонный шпиль был поднят из своего хромового кокона и закреплен на вершине 77-этажного здания Крайслера, сделав его самым высоким в мире. При этом Chrysler Building превзошел по своей высоте Эйфелеву башню в Париже. Но и этому рекорду не суждено было продержаться долго. В августе 1929 года было объявлено о строительстве здания, названного Empire State Building - в честь штата Нью-Йорк. А в конце октября произошел крах на Фондовой бирже. Но Великая депрессия не остановила строительство на Пятой авеню и 34-й улице.
Во многих отношениях это было революционное здание. Впервые была использована механическая система охлаждения воздуха. Теперь помещения перестали зависеть от близости к окнам, и это позволило значительно увеличить объем здания. И поскольку здание было слишком большим для одной компании, Empire State Building стал первым вертикальным коммерческим городом, где разместились сотни компаний. Гордая башня высотой в 86 этажей с 16-этажным шпилем футуристической формы поднялась на немыслимую высоту в 102 этажа (380 метров). Фантастической казалась функция шпиля - он предназначался для швартовки трансатлантических дирижаблей. Empire State Building - воплощение человеческой мечты о покорении неба. Это огромный восклицательный знак, поставленный в конце небоскребного соперничества первой половины ХХ века.
Сейчас в Нью-Йорке свыше 1000 небоскребов. Более 20 из них входят в 100 самых высоких зданий в мире и они самые удивительные.
Отказ от строительства небоскребов означал бы капитуляцию перед попыткой террористов внести страх и панику в образ жизни свободного, демократического общества. Уверен, что будущее Нью-Йорка - светлое и прекрасное. Большие и малые компании возвращаются в район, пострадавший от трагедии 11 сентября. Хочется верить, что будет объявлен большой международный конкурс, который выявит достойный проект нового Всемирного торгового центра ХХI века.
Ничто не сможет остановить движение великого города к новым высотам и достижениям. Небоскреб - город в миниатюре, позволяет нам, словно сквозь увеличительное стекло, взглянуть на самих себя. Он больше других отображает новшества строительных технологий за последние 150 лет. Нет сомнения, что увлечение высотой будет продолжаться. Фантастические проекты, в духе башни высотой в одну милю, которую запроектировал Франк Ллойд Райт в 1956 году, будут возникать в мечтах будущих поколений архитекторов. Придет время и будет найдено место, возможно в водах Гудзона, для создания фантастической башни новой формы из новых материалов, с вертикальным бульваром, уходящим по спирали в небо, в котором будут проплывать мирные воздушные корабли будущего. Уж слишком заманчива эта идея - самое высокое здание в мире.
Высотные здания сейчас возводятся во многих странах. Новые технические возможности стимулируют постоянный процесс в этой сфере. Уже сегодня можно возводить здания в 500 и более этажей. В Чикаго идет монтаж здания высотой в 610 метров, что на 160 метров выше Petronas Towers, обладателей с 1998 года титула самых высоких башен в мире. И Нью-Йорк еще скажет свое слово в этой благородной гонке в небо!
Комментарии
comments powered by HyperComments
Две грациозные башни в 110 этажей каждая, никогда не исчезнут из нашего сознания. Мы всегда будем помнить об этом амбициозном урбанистическом комплексе, так изменившем панораму Манхэттена. Многим из нас, оказавшимся в Нью-Йорке уже после того, как башни близнецы были построены, представить город без них особенно трудно. Я никогда не забуду тех мгновений, на которые показались два, неправдоподобной высоты гиганта, увиденные впервые в иллюминатор садившегося в JFK самолета. Это были первые радостные ощущения обретения долгожданной свободы. Вот он город-мечта, в ногах стальных великанов, придающие чувство уверенности и даже гордости в надежде, что все это когда нибудь станет родным. Впоследствии, избрав архитектуру делом своей жизни, я неоднократно подымался на "крышу Нью-Йорка", приводя сюда гостей и родных, чтобы шокировать их и себя захватывающей дух панорамой. Не веря своим глазам, я в недоумении провожал глазами падающие башни из окна моего офиса. С падением небоскребов я утратил часть самого себя. Близнецы были столь же привычны, как заход солнца или появление луны, часто флиртовавшей с рукотворными гигантами. Башни Всемирного торгового центра были ярким символом свободного процветающего общества. Навсегда останутся в памяти силуэты сотен неоготических стальных арок, напоминающих элегантный Дворец дожей в Венеции, и бессчетное множество прямых линий, уходящих в бесконечность синего неба...
Нью-Йорк не раз оказывался перед сильнейшими потрясениями. Такими, как Война за независимость, Великая депрессия и финансовый крах середины 70-х годов ушедшего века. Город всегда находил в себе силы преодолеть очередной кризис и, словно феникс, воскресал из пепла, каждый раз становясь еще сильнее и еще прекраснее. Нужно иметь в виду, что Нью-Йорк - это хорошо отлаженный механизм, для которого существенно взаимодействие всех его частей. Именно поэтому город должен быть восстановлен.
Трагедия 11 сентября решающим образом связана с высотой разрушенных башен. Поэтому высота возрожденного Торгового центра имеет чрезвычайно важное значение. Многие сходятся на том, что едва ли приемлемо точное восстановление башен, хотя мысль об этом и диктуется чувством ностальгии по утраченному контуру Нью-Йорка. Тут нужно, во-первых, учитывать психологический фактор. Вряд ли после происшедшего люди захотят вернуться в копии разрушенных башен. Во-вторых, предпринимая полное восстановление Торгового центра, мы рискуем вычеркнуть из памяти совершенное преступление. Эти моменты напоминают нам ту универсальную истину, что архитектура должна отражать свое время.
В размышлениях о будущем облике возрожденного Торгового центра следует помнить, что наш Нью-Йорк не раз и не два утрачивал архитектурные шедевры - и отнюдь не при трагических обстоятельствах. Так, в 1970 году была разобрана 40-этажная красавица башня Singer Building, уступив свое место более высокому зданию. Singer Building, построенный в 1908 году, детище знаменитого рационализатора и производителя Исаака Зингера, на момент постройки был самым высоким зданием в мире и одним из самых любимых. По мере роста города вверх, были снесены множество роскошных особняков, экстравагантные театры и гостиницы, универмаги, банки, жилые здания и многое, что мешало более прибыльному строительству.
Возможно, не будь Нью-Йорк так безжалостен к своим старым шедеврам, не строились бы новые. Например, Empire State Building был построен на месте разрушенной гостиницы Waldorf-Astoria, излюбленного места Нью-йоркского высшего общества. А целая улица воздушных стеклянных башен, построенных в период офисного бума 50-х и 60-х годов, выросла на месте элегантного жилого бульвара Park Avenue.
Конечно, движение вперед - это непростой процесс, и противоборство тут порой принимает острые формы. Так, в 1963 году, вопреки многочисленным протестам, была разрушена всеми любимая грандиозная Penn Station, шедевр периода классического возрождения. Как известно, на этом месте построен исказивший целый район комплекс Madison Square Garden со спортивной ареной и офисным зданием. Именно уничтожение Penn Station положило началу движения за сохранение важных исторических и архитектурных зданий в Нью-Йорке. Это спасло от верной гибели такие символы, как офисное здание Chrysler Building, центральный железнодорожный вокзал Grand Central, всемирно известный концертный зал Карнеги-холл и собор Святого Патрика. Борьба за сохранение памятников архитектуры продолжается и сегодня.
С удовлетворением можно отметить, что планируется создание новой Penn Station внутри грациозного здания центрального почтамта, над которым поднимется легкий стеклянный свод из архитектуры будущего.
Говоря о будущем Нижнего Манхэттена, многие считают, что высота новых башен будет 50-70 этажей. Практика показала, что именно эта высота самая целесообразная. Ярким примером может служить жемчужина офисного планирования в условиях густонаселенного города - построенный в начале 30-х годов Рокфеллер-центр с самым высоким зданием в 70 этажей. Примерно на такой же площади что и Всемирный торговый центр, здесь работает много больше служащих и бывает еще больше туристов. В Рокфеллер-центре удачно сочетаются основные черты современного многоярусного города с вниманием к традиционной пешеходной улице. Всемирный же торговый центр был построен на придуманной огромной платформе - оторванной от характера прилегающего района, на месте сложившейся сети улиц. Возможно, эти улицы получат второе рождение и на их пересечениях поднимутся башни средней высоты, связанные с историей и топографией даунтауна.
Не означает ли это, что Нью-Йорк прекращает движение вверх? Отнюдь! Город уже полтора столетия стремится ввысь, и продолжит этот взлет, как большая и сильная птица. В архитектуре Нью-Йорка правят бал прагматизм и динамичность. Архитектурные ансамбли вырисовываются не только в замыслах проектировщиков, но прежде всего под влиянием экономических расчетов заказчиков.
Судьба распорядилась так, что Манхэттен, этот город-остров, складывался на ограниченной площади. Дороговизна земли рано привела к наращиванию этажей. Открытие возможности проката стали и изобретение электрического лифта в середине XIX века провоцируют строительство все более высоких зданий. Происходит настоящая революция. Возникает принципиально новый, американский тип здания - небоскреб. Стальной каркас открыл дорогу в небо. И если первые высотки зародились в Чикаго, то именно в Нью-Йорке они получили должное внимание и развитие. В конце XIX века здесь строится целый ряд высотных зданий. Рекорды высоты ставятся почти ежегодно. Самые высокие из зданий превзошли огромную пирамиду Хеопса в Египте. Число этажей начинает определять престиж известнейших компаний.
В начале XX века все больше возникает необходимость в строительстве офисных зданий. В 1902 году заканчивается строительство Fuller Building, прозванное flatiron (утюг). Это необычно узкое 20-этажное здание на пересечении Бродвея и Пятой авеню, у многих ассоциируется с первым небоскребом Нью-Йорка и инициирует настоящую гонку строительства все более высоких зданий. Изобретение воздушных вентиляционных трубопроводов в 1906 году приводит к возможности создавать еще более высокие здания. Так, в 1908 году строится уже упоминавшийся здесь Singer Building, а через год вырастает башня с часами высотой в 230 метров - Metropolitan Life Insurance Company Building. В 1913 году в небе Нью-Йорка появляется Woolworth Building, названный по фамилии владельца империи 5-и и 10-центовых магазинов. Башня, исполненная в неоготическом стиле, была прозвана собором коммерции. Высотой в 260 метров и целых 60 этажей, Woolworth Building стал самым высоким зданием в мире. Его электрическая подсветка, видимая изо всех уголков города, была зажжена из Вашингтона - из Белого дома - президентом Вудро Вильсоном. В 1915 году на нижнем Бродвее возник почти 40-этажный Equitable Building. Это здание, не отличавшееся выдающимся дизайном, тем не менее благотворно повлияло на облик всех будущих высоток. Никогда раньше земельный участок так не эксплуатировался. Словно монолит, Equitable вознесся по всему периметру квартала, навсегда оставив во мраке узенькие улочки вокруг. Последовавшие за этим многочисленные протесты привели к изданию первого в стране закона о так называемом зонинге. В соответствии с ним, построенные позже башни приобрели ступенчатые силуэты, что больше не закрывало солнечный свет на узких улицах.
Еще более активно строятся небоскребы в 20-е годы. Элегантные многоэтажные башни, как грибы после дождя, стали подниматься по всему городу.
В 1929 году одновременно строятся сразу два здания, конкурирующие в борьбе за звание самых высоких в мире. Первое - Bank of Manhattan по адресу 40 Уолл стрит. И второе, Chrysler Building на 42-й стрит, по заказу автомобильного магната Вальтера Крайслера. Детали строительства держались в строжайшей секретности. Здание банка, будучи на несколько десятков футов выше, было закончено раньше и объявлено самым высоким в мире. Однако, Вильям Ван Ален, архитектор Крайслера, приготовив остроумный трюк, вырвал победу и обеспечил своему детищу звание самого высокого здания в мире. В специально заготовленной шахте, внутри здания, Ван Ален смонтировал 60-метровый шпиль. Ко всеобщему удивлению, всего в течении полутора часов 30-тонный шпиль был поднят из своего хромового кокона и закреплен на вершине 77-этажного здания Крайслера, сделав его самым высоким в мире. При этом Chrysler Building превзошел по своей высоте Эйфелеву башню в Париже. Но и этому рекорду не суждено было продержаться долго. В августе 1929 года было объявлено о строительстве здания, названного Empire State Building - в честь штата Нью-Йорк. А в конце октября произошел крах на Фондовой бирже. Но Великая депрессия не остановила строительство на Пятой авеню и 34-й улице.
Во многих отношениях это было революционное здание. Впервые была использована механическая система охлаждения воздуха. Теперь помещения перестали зависеть от близости к окнам, и это позволило значительно увеличить объем здания. И поскольку здание было слишком большим для одной компании, Empire State Building стал первым вертикальным коммерческим городом, где разместились сотни компаний. Гордая башня высотой в 86 этажей с 16-этажным шпилем футуристической формы поднялась на немыслимую высоту в 102 этажа (380 метров). Фантастической казалась функция шпиля - он предназначался для швартовки трансатлантических дирижаблей. Empire State Building - воплощение человеческой мечты о покорении неба. Это огромный восклицательный знак, поставленный в конце небоскребного соперничества первой половины ХХ века.
Сейчас в Нью-Йорке свыше 1000 небоскребов. Более 20 из них входят в 100 самых высоких зданий в мире и они самые удивительные.
Отказ от строительства небоскребов означал бы капитуляцию перед попыткой террористов внести страх и панику в образ жизни свободного, демократического общества. Уверен, что будущее Нью-Йорка - светлое и прекрасное. Большие и малые компании возвращаются в район, пострадавший от трагедии 11 сентября. Хочется верить, что будет объявлен большой международный конкурс, который выявит достойный проект нового Всемирного торгового центра ХХI века.
Ничто не сможет остановить движение великого города к новым высотам и достижениям. Небоскреб - город в миниатюре, позволяет нам, словно сквозь увеличительное стекло, взглянуть на самих себя. Он больше других отображает новшества строительных технологий за последние 150 лет. Нет сомнения, что увлечение высотой будет продолжаться. Фантастические проекты, в духе башни высотой в одну милю, которую запроектировал Франк Ллойд Райт в 1956 году, будут возникать в мечтах будущих поколений архитекторов. Придет время и будет найдено место, возможно в водах Гудзона, для создания фантастической башни новой формы из новых материалов, с вертикальным бульваром, уходящим по спирали в небо, в котором будут проплывать мирные воздушные корабли будущего. Уж слишком заманчива эта идея - самое высокое здание в мире.
Высотные здания сейчас возводятся во многих странах. Новые технические возможности стимулируют постоянный процесс в этой сфере. Уже сегодня можно возводить здания в 500 и более этажей. В Чикаго идет монтаж здания высотой в 610 метров, что на 160 метров выше Petronas Towers, обладателей с 1998 года титула самых высоких башен в мире. И Нью-Йорк еще скажет свое слово в этой благородной гонке в небо!