RSS
28.01.2002

Shopping: дорога к искусству

информация:

С некоторых пор Нью-Йорк превратился в настоящую лабораторию архитектурного дела. Реальные, а не бумажные проекты ведущих архитекторов мира создаются в различных районах города. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на то, что архитекторы самого высокого калибра все чаще берутся за небольшие, преимущественно интерьерные проекты.

Среди построенных за последние годы проектов, демонстрирующих высокий уровень дизайна, хочется выделить отель Hudson, где эксцентричный француз Филипп Старк соединяет в неожиданные эклектические композиции мебель и аксессуары разных эпох, стилей и масштабов, комбинируя при этом контрастные цвета и материалы. А в провокационном баре Glass в Chelsea происходящее в совместной для обоих полов умывальной комнате выставлено на показ, как театральное зрелище, прямо на фасадную стенку. Причем стенка эта изнутри является обычным зеркалом, перед которым и наводят на себя "красоту" посетители.

Однако самые интересные и новаторские проекты - это бутики. Так, косметический салон Qiora, на Мэдисон авеню, окруженный слоями голубой вуали, создает атмосферу погружения под воду или полета сквозь облака. А оказавшись в новом бутике Cartier в SoHo, целиком выполненном в оранжевом цвете, где дорогостоящие колье, кольца и браслеты под колбами окружены горстками леденцов в оранжевых фантиках вы почувствуете, что очутились в доброй сказке. Но о двух недавно открывшихся в нижнем Манхэттене магазинах Prada и Issey Miyake стоит рассказать подробнее.

Открытие Issey Miyake было запланировано на 11 сентября, но по известным причинам не состоялось. Магазин был открыт в октябре в отреставрированном историческом здании по адресу 119 Hudson стрит в TriВeСa.

Это первый магазин Issey Miyake в мире, собравший все дизайнерские линии этого изобретательного японского кутюрье под одной крышей. TriВeСa Issey Miyake - это три этажа, на которых располагаются магазин, офисы и демонстрационный зал.

Достаточно сказать, что архитектором этого проекта является Фрэнк Гери, и читатель сразу представит себе образы, знакомые всем по музею Гюггенхайма в Бильбао. Я сам дважды совершил паломничество в этот, мало чем примечательный индустриальный город на севере Испании - лишь за тем, чтобы воочию ознакомиться с архитектурой уникального здания, построенное по проекту Гери в 1997 году. Многие критики окрестили его самым влиятельным зданием века. Появилось даже выражение - эффект Бильбао. Теперь и большие и малые города по всему миру стремятся пригласить Фрэнка Гери или другого знаменитого архитектора, чтобы тот реализовал у них проект фантастического музея, театра или вокзала. Так, подобно шахматному турниру в Новых Васюках, происходит привлечение нескончаемых потоков туристов, а с ними и столь необходимого капитала.

Сотрудничество Мияки и Гери неслучайно. Хотя это их первый совместный проект, они знакомы много лет и постоянно черпают новые идеи в работах друг друга. Главное, что привлекает Мияки в проектах Гери, это способность порождать движение, свет и энергию.

Дизайн нового магазина отмечен абстрактной угловатостью, как бы подражая знаменитым pleats (складкам) ассоциирующимися с именем Мияки. Главный элемент интерьера - скульптура, вырастающая над кассовыми аппаратами. Напоминая вихрь, она подымает и разбрасывает множество титановых панелей по всему объему магазина, застилая потолок, обволакивая чугунные колонны и перила лестницы, уходящей в более спокойный, строго разграниченный стеклянными плоскостями и напоминающий лабораторию подвал. Подвальное помещение раскрывается сразу же после того, как вы оказывайтесь в магазине. Оно просматривается сквозь структурное стекло, по которому вы проходите, словно по воздуху, разглядывая легкие, светящиеся материи элегантных одежд. В глубине магазина, ваше внимание привлекут две настенные росписи. Первоначально здесь предполагалось разместить множество плоских видеомониторов, создав анимацию из ярких красок и образов коллекции кутюрье, но это сильно увеличило бы стоимость проекта. Тогда архитектор обратился за помощью к сыну Алехандро, молодому иллюстратору, живущему сейчас в Бруклине. Он и создал росписи: обнаженные фигуры на фоне фрагментов большого города.

Разглядев особенности интерьера, отправляйтесь в отдел новой дизайнерской линии под названием A-POC. Это аббревиатура от A Piece Of Cloth, т.е. отрез материи. Здесь вам продемонстрируют уникальные образцы коллекции, особенность которой состоит в том, что каждая ее модель сделана из одного трубчатого отреза материи наделенной надрезанными линиями. Приобретя такой отрез и вооружившись ножницами, вы можете довести его до того вида, который позволит вам ваша фантазия. A-POC подсказывает бесконечное число вариаций и олицетворяет изобретательность и радость, свойственные стилю Мияки. Получается, что вы участвуете в процессе дизайна на равных с самим модельером и прямо на ваших глазах, поточное платье превращается в единственный в своем роде дизайн от знаменитого кутюрье.

Цены на продукцию фирмы Мияки варьируются от 60 долларов за крошечный кошелечек до 5,000 за роскошное платье. Модели линии A-POC стоят от 90 до 1,000 долларов. Оказавшись в этом бутике, вы не почувствуете никакого давления со стороны обслуживающего персонала. Они давно уже привыкли к любопытству гостей, задающих много вопросов и тратящих мало долларов. Сам Мияки увлечен своим творчеством и не позволяет вовлекать себя в экономические подробности собственной фирмы. Он специально нанял финансового директора, в задачу которого входит просто держать компанию на плаву, а не зарабатывать большие деньги.

Творчество Иссэ Мияки привлекает внимание не только потребителя, но и ведущих музеев мира. Несколько лет назад состоялась персональная выставка его новаторских работ в престижном Fondation Cartier в Париже, а совсем недавно они стали частью большой выставки ведущих модельеров мира в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Интерес ведущих музеев мира к высокой моде в последние годы становится традицией. Напомню о двух монументальных выставках: Армани в музее Гюггенхайма и Версаче в музее Метрополитен. Эти выставки привлекли беспрецедентное количество посетителей. Что же если всемирно-известные музеи посвящают свои выставки дизайну одежды, и это пользуется такой популярностью, то почему не превратить магазин по продаже высокой моды в музей?

Именно это и пытается сделать Prada. Весь артистический Нью-Йорк в течении более чем двух лет с любопытством ждал, когда же распахнутся двери нового магазина известнейшего итальянского дома моды. В середине декабря в SoHo, на пересечении Бродвея и Принс стрит состоялось помпезное открытие нового показательного магазина, в задачи которого входит не столько продажа своей продукции, сколько популяризация марки и демонстрация особой эстетики и взгляда на мир. Здесь стирается граница между такими понятиями, как мода и искусство. Неслучайно выбрано место в здании, где находился музей Гюггенхайма SoHo. А чтобы избежать излишней рекламы и привлечь к себе ауру эсклюзивности, у этого помещения отсутствует название. Да и вывеска совсем недавно закрывшегося музея все еще находится на своем привычном месте. Она полностью накрывает новый магазин, как бы взяв его под свою опеку и выписав ему статус музея.

Желание дизайнера Мучии Прада концептуально революционизировать облик и сущность своих бутиков, подтверждается выбором архитектора. Это голландец Рэм Кулхаас. Именно он получил заказ по созданию трех из четырех новых мега-магазинов Prada под кодовым названием "эпицентры". Нью-йоркский магазин - первый, на очереди - открытия в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Кулхаас, обладатель самой престижной премии в мире архитектуры - Pritzker Prize, пользуется огромным уважением. В отличии от Гери, который работает интуитивно, как скульптор, Кулхаас прежде всего мыслитель и концептуалист. Его новая книга - "Harvard Design School Guide to Shopping"- результат семинара, проведенного несколько лет назад со студентами Гарвардского Университета. Среди множества заключений, сделанных на 800 страницах этого пособия, выделяется наблюдение за тем, что наибольшую активность покупатели проявляют в магазинах при музеях. Скорее всего это происходит потому, что в музеях shopping поднят до уровня культурного развлечения и именно в местах, которые не являются чисто коммерческими, люди охотнее тратят деньги. Именно такую атмосферу призван создать новый магазин, где будет происходить слияние между потребительством и искусством.

Осмотрим интерьер, на который было потрачено 40 миллионов долларов. Бросается в глаза это простор огромного помещения, всегда полного посетителей - не примеряющих одежду и смотрящихся в зеркала, а просто беседующих и жестикулирующих. Кажется, что эти люди совсем не обращают внимания на жиденько размещенные товары. Они пришли сюда встретиться с друзьями, обсудить свежие новости и сплетни из мира архитектуры, дизайна и моды.

Большую часть двухэтажного пространства занимает простирающаяся на всю длину магазина волна, напоминающая рампу для skateboarding. Это не просто визуальный мотив. Это арена для культурных форумов и презентаций. Один из ее склонов поделен на маленькие ступеньки. Днем они используются для демонстрации сумочек и туфель. Ночью становятся трибуной, способной вместить до 200 зрителей. На противоположном склоне небольшая платформа, поворачиваясь, превращается в сцену или экран. Осталось только потушить свет и можно начинать творческий вечер вашего любимого поэта или эксклюзивный просмотр фильма.

Над волной, под самым потолком, подвешены металлические контейнеры-клетки разных размеров. Они могут легко перемещаться по рельсам и создавать скученные или разбросанные композиции, демонстрируя находящиеся внутри дизайнерские новинки. Все это вызывает ассоциацию с выдуманным перевернутым городом, в котором волна - небосклон, а контейнеры - здания. По всему магазину точно и продуманно используются законченные и незаконченные поверхности, дорогие и каждодневные материалы. Пространство активизируется игрой зажатых и открытых объемов.

Спустившись в подвальное помещение на огромном цилиндрическом лифте, вы столкнетесь с "гостьей из будущего" - просторной кабинкой для примерки одежды. Забудьте про одежду и зайдите сюда ради интереса. Легкое прикосновение к напольной кнопке - и за вами бесшумно закроется стеклянная дверь. Прикоснитесь к соседней кнопке - и прозрачное стекло, мгновенно электризуясь, заполнится белым облаком - теперь вас никто не видит. Находящееся перед вами чудо-зеркало, при помощи расположенных вокруг камер и встроенного видеомонитора, не только продемонстрирует, как сидит на вас примеряемая вещь под всевозможными углами, но и покажет ваши движения в замедленном режиме. А замысловатая система освещения поможет представить вам, как будет выглядеть эта вещь при самом различном освещении. Все еще нуждаетесь в совете? Пожалуйста, нажмите уже упомянутую кнопку и ваши друзья, ожидаемые снаружи одобрительно кивнут, или пожмут плечами, увидев показавшееся вновь ваше изображение. Расположенный здесь же компьютер даст вам полную информацию обо всем, что может заинтересовать покупателя.

В разных отделах магазина вы каждый раз наталкивайтесь на видео-инсталляции и индивидуальные мониторы, то нарочно весящие на одной перекладине с пиджаками, то лежащие укутанные среди свитеров и кофточек. Образы и клипы пропагандирующие эстетику Prada, чередуются с картинками работниц в производственных цехах и сценами из фильма Антониони "Красная пустыня". Все это совсем не похоже на поход в магазин, а напоминает посещение храма искусств, где на пьедестал поставлена сама фирма, а покупатели становятся...меценатами, воспринимающими процесс покупки, как искусство.

Что же касается меня, так заходя в Prada или Issey Miyake, я получаю истинное удовольствие от всех новшеств этих магазинов, даже не доставая кошелек. Для таких, как я, эти новые магазины действительно являются истинными музеями. Так хочется, чтобы каким-то чудом они оставались на плаву: либо за счет других прибыльных магазинов этих фирм, либо просто за счет любви Мучии Прада и Иссэ Мияки к настоящему искусству.
Комментарии
comments powered by HyperComments