RSS
07.05.2002

Deco Delights

Фотоколлаж автора Фотоколлаж автора

информация:

  • где:
    США. Майами

Когда становится невыносимо от нескончаемой беготни, шума, скопления людей и транспорта, первое, что приходит в голову ньюйоркцу - солнечная и романтическая Флорида. Сказано - сделано, все дела откладываются и наша молодая семья летит в сказочный Майами, чтобы провести здесь несколько деньков в свое удовольствие.

Майами-Бич встретил нас теплой океанской водой и палящим солнцем в безоблачном небе. Но какой архитектор может продержаться хотя бы день вне рукотворной среды, или по крайней мере, разговоров о ней. К счастью, прекрасный климат, далеко не единственное, что может предложить этот энергичный южный город. Майами-Бич известен уникальным скоплением зданий в архитектурном стиле Арт Деко. Здесь, в районе South Beach, прозванном ласково SoBe, находится крупнейший в мире Арт Деко дистрикт. На одной квадратной миле разместились около 800 гостиничных, жилых и коммерческих зданий, построенных в 20-е - 40-е годы прошлого века. Самые примечательные из них радужной лентой выстроились на Оушен-драйв, тянущейся вдоль роскошного песчаного пляжа.

SoBe еще называют "Американской Ривьерой". И действительно, как хочется сравнить красочные, утопающие в тропической зелени здания, обращенные к Атлантике, с берегом Монте-Карло, Ниццы или Каннами. Однако у SoBe особый колорит, встретить который можно только здесь.

Deco Delights - так называется шоколадный торт, украшенный свежим воздушным кремом и шариками мороженого - фирменное блюдо в ресторане одного из самых элегантных отелей на Оушен-драйв - "Кардозо". Этот вкусный тортик, как ничто другое, олицетворяет сладкий мир сказки, придуманной и осуществленной на белоснежном песчаном берегу.

До 1910 года Майами-Бич представлял собой пустынную прибрежную гряду, утопающую в тропической зелени. А затем, за несколько лет перед Первой мировой войной, этот продолговатый остров превращается в пляжный курорт. Северная часть острова была задумана как райский уголок для богатых, а южная, SoBe, стала развиваться как место отдыха для среднего класса. На волне небывалого экономического взлета 20-х годов и с развитием туристической индустрии один за другим возникают ресторанчики, гостиницы, клубы, театры и подпольные игорные дома. В эти годы в Америке действует Сухой закон, но в ресторанах SoBe можно достать все. В них нередко появляются Аль Капоне и его друзья-гангстеры.

В 1926 году в Майами-Бич проносится небывалой силы ураган, который, не разбирая, сносит все постройки, пощадив лишь одно здание. Даже суда, стоявшие на рейде, оказываются разбросанными по улицам острова. Все приходится начинать заново. Новые здания строятся исключительно из бетона. Проходит еще три года и обваливается финансовая биржа на Уолл-стрит. Вскоре страну затягивает Великая депрессия. Именно на эти трудные годы приходится самое активное строительство в Майами-Бич. Яркие, причудливые постройки, большинство из которых строились в модном стиле Арт Деко, призывали к душевному подъему Америки. Они отвлекали американцев от суровой реальности и помогали им хотя бы ненадолго погрузиться в утопические мечты о прекрасном будущем.

Арт Деко зародился на рубеже 19-20-го веков в Париже и развился на основе более ажурного французского Арт Нуво. Новый стиль был навеян балетными "Русскими сезонами" Дягилева и со временем заимствовал элементы кубизма, футуризма и конструктивизма а также голландского движения "Де Стейл" и немецкой школы "Баухауз". Постепенно он распространил свою эстетику во все области дизайна, включая архитектуру, интерьер, мебель, промышленный дизайн, моду, керамику, графику и ювелирные украшения.

Впервые широко Арт Деко был представлен на парижской выставке Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes. Сокращенное название Арт Деко прозвучало лишь в конце 60-х годов, во время ретроспективы этой знаменитой выставки. Так этот стиль обрел имя для истории.

В 1922 году археологи открывают могилу Тутанхамона. Египетская тематика быстро проникает в Арт Деко, как и декоративные элементы древних цивилизаций майа, ацтеков, ассирийцев, мавров и африканских племен. Также большое влияние на богатый европейский стиль оказывает американская культура 20-х и 30-х годов. Неотъемлемой частью прогрессивного американского образа жизни становятся новые формы коммуникации: радио, телефон, журналы, кино и путешествия. Огромную популярность приобретает динамичный джаз. Все это находит отражение в тематическом оформлении интерьеров и экстерьеров зданий SoBe.

В прогулке по прямым как стрелы улочкам SoBe перед глазами оживает целая энциклопедия элементов Арт Деко: плоские крыши, ступенчатые силуэты фасадов, горизонтальные и вертикальные линии молдингов, закругленные углы, геометрические орнаменты и стилизованная графика вывесок. Многие постройки копируют аэродинамические формы и детали океанских лайнеров, локомотивов и спортивных автомобилей. Частенько горизонтальные постройки венчаются конструкциями, напоминающими коммуникационные мачты, заимствованные с верхушек ступенчатых небоскребов Нью-Йорка. Эти конструкции украшаются дисплеем из неоновых огней - техническая новинка, впервые появившаяся в SoBe. В Арт Деко, пришедший из больших северных городов, добавляются тропические растения, русалки, дельфины, солнечные лучи, зигзаги молний, фламинго, пеликаны, аллигаторы, ракушки, пальмовые ветви и волны. Так в Майами-Бич зарождается очень индивидуальный стиль - тропический Арт Деко, отмеченный пастельными тонами. Особое внимание уделяется мотиву фонтанов (не забудем, что именно в эти края в поисках источника вечной молодости в начале 16-го века отправился испанский конквистадор Понсе де Леон, которому и принадлежит открытие Флориды).

Несмотря на эту эклектику, складывается определенное единство стиля. Здания SoBe отмечены лишь ограниченным числом прототипов построек и декоративных элементов, которые с незначительными изменениями от здания к зданию образуют гармоничную симфонию: небольшая этажность, простота линий и смешивание жесткой геометрии интернационального стиля с мягкими аэродинамическими и экспрессивными формами и горизонтальными линиями, создающие иллюзию движения. Здания в стиле Арт Деко демонстрируют новые материалы того времени: нержавеющая сталь, хром, стеклоблоки, напольные мозаики террацо, полированная бронза, пластик. Все это, вместе с зеркалами и черным стеклом, создает ощущение эффектности, элегантности, роскоши и энтузиазма. Нас не покидает чувство театральности и анимации. Кажется, что эта архитектура была создана лишь для того, чтобы вызывать восторг.

Недаром именно здесь разворачиваются действия множества зачаровывающих голливудских мюзиклов. Где еще можно представить беззаботно танцующих Фрэда Астера и Джинжер Роджерс, кроме как не на крыше какого нибудь здешнего отеля - в свете луны и под пальмами на пляже?

Кто создавал фантастические постройки на Майами-Бич? Большинство наиболее интересных зданий построено несколькими, работавшими бок о бок архитекторами. В эту группу входили Мори Диксон, Генри Хохаузер, Альберт Анис, Рой Франс, Игорь Полевитский и Антон Скислевич. Они были очарованы новыми материалами и стремились превзойти друг друга в своих тропических фантазиях.

С началом Второй мировой войны большинство отелей освобождается для проходящих здесь подготовку солдат перед уходом на фронт. Строительные материалы используются исключительно в военных целях. Так заканчивается удивительное оптимистическое время.

В конце 50-х годов северный Майами-Бич активно застраивается десятками больших комфортабельных и более современных отелей. Постепенно маленькие отели SoBe перестают пользоваться популярностью и район быстро приходит в упадок. К середине 70-х годов многие отели были превращены в отели резиденции, в окнах которых были выставлены объявления: "комнаты $5 в неделю". Тогда-то крупные землевладельцы и застройщики северного Майами-Бич проявляют повышенный интерес к преобразованию низкорослого и заброшенного SoBe в новый район фешенебельных гостиничных комплексов. К некоторым из зданий подступились бульдозеры.

Известная общественная деятельница Барбара Капитман сумела привлечь внимание к разрушению зданий SoBe. В 1976-м году она основала Лигу борьбы за сохранение облика Майами. Это движение добилось признания культурно исторической ценности более тысячи зданий. А в 1979 году в SoBe был образован Арт Деко дистрикт. В 80-е годы здесь происходит беспрецедентное по своим масштабам восстановление. В реставрации некоторых зданий участвуют художники и дизайнеры, создававшие их пол века назад. В оригинале многие здания были окрашены преимущественно в белый цвет с использованием тропических оттенков, чтобы придать акцент деталям и орнаментам. При восстановлении была разработана палитра возрождения Арт Деко, куда вошли насыщенные пастельные цвета. Их функция была не только оживить исторические фасады, но и усилить стилистическое единство района. Так здания SoBe гримируются штукатуркой лимонно-желтого, океанской воды зеленого, небесно-синего, абрикосового, фиолетового и цвета фламинго розового.

Взгляните на отель Breakwater спроектированный Антоном Скислевичем. Он отличается строгой геометрией вертикальных линий и плоскостей, симметрично скомпонованных по обе стороны монументального центрального входа, который выделяется структурой-башней с вертикальными вывесками саморекламы в манере, присущей кинотеатрам. Использование белых и желтых плоскостей, голубых горизонтальных полос и белых трубчатых перил на крыше создают видимость пришвартованного корабля. Ночью башня и вывеска элегантно подсвечены неоновыми огнями. А вот отель Plymouth того же архитектора. Здесь главный вход расположен прямо на углу, где рвущаяся ввысь башня в форме египетского обелиска притягивает внимание потенциальных клиентов. Узкие окошки здания усиливают иллюзию высоты.

Отель Кардозо, архитектора Генри Хохаузера вобрал в себя многие черты часто повторяющиеся в архитектуре Майами-Бич. Это и типичная трехэтажность, и веранда с колоннами на уровне тротуара, напоминающая корабельную палубу, и большие угловые окна, и выпуклые декоративные медальоны, и так называемые брови над окнами, придающие объемность фасаду и дающие тень от палящего солнца. Особую элегантность отелю придает непрерывающийся плоский навес над верандой и повторяющий закругленные углы здания. Среди главных достопримечательностей холла - настенное панно-портрет судьи Бенжамина Кардозо и бронзовые двери лифта, украшенные рельефными тропическими птицами. Другое значительное здание Хохаузера - отель Park Central. Этот симметричный семиэтажный отель выделяется широкими вертикальными розоватыми и бледно-лиловыми полосами с узкими вертикальными и горизонтальными зелеными линиями на белом фоне. Плоский ступенчатый навес из жести поддерживает вывеску, над которой расположены три маленьких окошка иллюминатора. Большие угловые окна поделены на продолговатые форточки. Они придают ажурность и помогают доминирующему над соседними отелями зданию казаться меньше. Глубокая веранда, покрытая декоративным террацо с морской и навигационной символикой окружена перилами из нержавеющей стали. Арт Деко дистрикт располагает богатейшим в мире разнообразием террацо. Просторный холл Park Central покрыт террацо и вместе с зеркалами и светильниками демонстрирует чистую геометрию Арт Деко.

Сегодня Майами-Бич процветает. Он превратился в настоящую мекку для дизайнеров одежды, фотомоделей, кинозвезд, музыкальных и танцевальных фестивалей. А в родившихся заново отелях на Оушен-драйв не бывает недостатка в клиентах, готовых выложить полтысячи долларов и больше за ночь.

Отреставрированные здания не только превратили SoBe в самый шикарный район Майами, но и привлекли новый интерес к стилю Арт Деко. Здесь зародилось первое в мире общество любителей Арт Деко. В 1992 году в Майами-Бич прошел первый всемирный конгресс Арт Деко. А каждый январь здесь устраивают Арт Деко уикенд. Заканчивается наше путешествие. Сказочный Майами-Бич быстро удаляется и теряется где-то в пышных зефирных облаках. Проходит совсем немного времени и под нами уже совсем другая картина - искрящийся тысячами огнями могучий и гордый Нью-Йорк. Эмпайер, Крайслер и Рокфеллер-центр доминируют своими характерными для Арт Деко формами. Именно Нью-Йорк располагает богатейшей в мире коллекцией зданий, выполненных в этом фантастическом стиле. Но здесь совсем другой масштаб, энергия, смелость мысли. Великий город достойный великой архитектуры. Вот мы уже вливаемся в миллионные потоки быстротечного Нью-Йорка. Сказка тем и хороша, что она где-то далеко. О ней долго еще будет напоминать фотокарточка где мы наслаждаемся десертом Deco Delights в стильном Кардозо.
Комментарии
comments powered by HyperComments