20.09.2002
Владимир Белоголовский //
Новое Русское Слово, 20.09.2002
В архитектуру приходят женщины
Тошико Мори - человек, открывший мне окно в удивительный мир архитектуры. Она была моим первым учителем в архитектурной школе Купер Юнион. Именно она, японка, впервые поведала мне о русских конструктивистах. Имена братьев Весниных, Константина Мельникова и Ивана Леонидова я впервые услышал по-английски с японским акцентом.
Пишу же я о ней как о преуспевающем архитекторе и исследователе. Ее экспериментальные архитектурные проекты и преподавательская деятельность в ведущих университетах мира давно уже привлекают внимание в профессиональных кругах. Работы Мори отмечены победами в международных конкурсах и многочисленными наградами. Среди осуществленных ею проектов - музеи, галереи, корпоративные интерьеры, бутики, выставочные экспозиции и односемейные дома в США и Израиле. Она - инициатор целого ряда важных симпозиумов и семинаров. Ее часто приглашают в состав жюри престижных международных конкурсов. Тошико Мори регулярно публикуется и читает лекции в США, Японии и Европе.
Говоря об архитекторе женщине, задумываешься о других женщинах в этой сфере. Какой след они оставили в архитектуре? Откройте один из наиболее популярных учебников истории архитектуры Спиро Костофа - из женских имен вы найдете там лишь имена богинь Афины, Минервы и царицы Хатчепсут. Так уж сложилось, что талантливые женщины-архитекторы веками оставались в тени архитекторов-мужчин.
Между тем, они все чаще прорываются в архитектуру своим ярким талантом. В 1982 году престижный международный конкурс на создание Вьетнамского мемориала в Вашингтоне выиграла хрупкая 21-летняя студентка Йельского университета Майя Лин. Сегодня ее мемориалы, садово-парковая архитектура и интерьеры по праву считаются одними из самых прекрасных и поэтичных. С 1980-х годов один за другим престижные международные конкурсы стала выигрывать родившаяся в Ираке и живущая в Лондоне Заха Хадид. Уникальная геометрия Хадид, рвущиеся вперед прямые линии и угловатые формы, навеянные проектами русских конструктивистов, катапультировали ее в разряд звезд первой величины. По ее проекту подымается сейчас огромный многоярусный Национальный центр современных искусств в Риме.
Убедительным свидетельством утверждения женщин в архитекторе явилось недавнее назначение Тошико Мори на должность заведующей кафедрой архитектуры в одном из мировых лидеров высшего образования - Graduate School of Design (GSD) Гарвардского университета. Мори стала первой женщиной, возглавившей эту прославленную школу. В разные годы на этом посту были выдающиеся архитекторы Вальтер Гропиус (автор здания Bauhaus в Дессау, 1926), Марсель Брюер (Whitney Museum в Нью-Йорке, 1966) и Рафаэль Монео (Cathedral of Our Lady of the Angels в Лос-Анджелесе, 2002).
Наша беседа состоялась в офисе Тошико на Хадсон-стрит в Трайбеке. Здесь же, дверь в дверь с ней соседствует офис ее мужа - известного скульптора и архитектора Джеймса Карпентера. Они ведут совершенно независимые друг от друга практики, хотя нередко участвуют в совместных проектах.
Тошико выросла в Японии, ее семья переехала в США в 1966 году. После школы она поступила на художественный факультет в Купер Юнион. Уже на первом курсе с Тошико произошел занимательный случай. Она и еще несколько студентов-художников, готовя инсталляцию, решили перекрасить коридорные стены в белое. На свой вкус. Никого не спросив. За этим занятием экспериментаторов заметил декан архитектурной школы Джон Хейдук. Всячески оказывающий поддержку любой смелой творческой инициативе, он одобрил такой бунтующий шаг. С этого началось знакомство между Тошико и Джоном, которое в последствии переросло в крепкую многолетнюю дружбу. Знакомство с Хейдуком в значительной степени повлияло на выбор, который вскоре сделала Тошико. Уже на следующий год она перевелась на архитектурный факультет.
"Джон Хейдук оказал на меня неоценимое влияние. Он заразил меня самым главным - любовью к архитектуре". "Он был моим ментором ", - рассказывает Тошико, указывая на обрамленную акварель Хейдука, которая как икона занимает самое видное место в ее офисе. В эти дни Мори готовит выставку "Sanctuaries" - последние работы Джона Хейдука. Выставка откроется в музее Уитни 21 сентября. Тошико также работает над основанием стипендии имени Хейдука в Гарвардском университете и пишет предисловие к новой книге его работ.
После университета Тошико несколько лет работала в офисах Нью-Йорка. Она основала свою собственную практику в 1981 году. Первым ее проектом стал бутик Comme des Garsons в несуществующем ныне универмаге Henri Bendel, в верхнем Манхэттене. Над этим проектом Тошико работала вместе со всемирно известной кутюрье Рей Кавакубо. С этого началось многолетнее сотрудничество с Кавакубо и позднее с Иссэ Мияки. Все эти годы Тошико не перестает преподавать. Четырнадцать лет она работала в своем alma mater, затем преподавала в Колумбийском и Йельском университетах, а с 1995 года Мори преподает в Гарвардском университете, где ей была присвоена почетная степень магистра.
На мой вопрос о том, что входит в обязанности руководителя кафедры архитектуры в GSD, Тошико рассказывает, что помимо преподавательской работы она занимается привлечением новых преподавателей, вырабатывает учебную программу, приглашает лекторов и курирует выставки. Ее расписанию не позавидуешь: семья и офис в Нью-Йорке, университет и студенты в Бостоне.
В GSD Тошико ведет семинар под названием "Нематериальное/ ультроматериальное." В рамках этого семинара студенты экспериментируют с использующимися в строительстве материалами, постигают их характеристики, свойства и разрабатывают новые методы строительства. Тошико считает, что изучение материалов заслуживает не меньшего внимания, чем дизайн форм и пространств. "Материал универсален и тактилен, он понятен всем. Если вы начинаете работу над проектом с теории, это мало понятно и не увлекательно, но если вы начинаете с конкретного материала, то сразу возникают мысли о возможных вариантах", рассказывает Тошико.
Что такое ультроматериалы? Ультроматериалы - результат манипуляций с такими статическими, широко используемыми в строительстве материалами как прессованная бумага, тонкая фанера, резина, пенопласт, фетр и стальные сетки. Путем их соединения, вплетения, расслоения, расщепления или отливки студенты создают новые уникальные сочетания. Эти эксперименты раскрывают новые тактильные качества материалов. К примеру, в работе над изучением зависимости между структурой и поверхностью, жидкая резина была залита в пенопластовую форму с каркасом из оргстекла. В результате дизайнеры изобрели набор новых панелей - прозрачные резиновые плиты с проглядывающимся каркасом. Это своеобразный железобетон будущего. Такие странные, но очень красивые плиты могут быть использованы как интерьерные декоративные перегородки или наружные структурные блоки в самых суровых климатических условиях.
Несмотря на большую занятость в Гарварде, Тошико по-прежнему очень много работает в своем офисе. Она без всяких колебаний заявляет, что работа над проектами приносит ей еще большее удовлетворение, чем преподавание. "Я прежде всего творец", говорит Тошико.
Существует ли разница между тем, как над архитектурными проектами работают мужчины и женщины? "Женщин в архитектуре меньшинство. Но будет ошибочно искать различие в работе женщин и мужчин. Прежде всего разницу нужно видеть в индивидуальности таланта, а не в том какого пола, расы или веры является та или иная личность." Конечно Тошико абсолютно права в своих утверждениях, однако женское мировосприятие и присущее естественное ощущение красоты оставляет определенный след на выразительности архитектурного языка. Чаще всего интерьерная часть проектов, где требуется способность чутко подобрать сочетание палитры и материалов, поручается женщине. Мне кажется, не случайно, что именно архитектурные коллективы, возглавляемые мужем и женой, такие как Тод Вильямс с Билли Тсиен и Рикардо Скофидио с Элизабет Диллер, признаны одними из наиболее прогрессивных.
На мою просьбу назвать самые любимые из своих проектов, Мори с удовольствием вспомнила о выставке - Structure and Surface (Структура и поверхность): современный японский текстиль. Выставка прошла в МоМА в 1999 году. Она продемонстрировала революционные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в дизайне текстиля. Сотрудничество дизайнеров с учеными и объединение традиционного текстильного производства, индустриальных материалов и самых современных технологий привели к созданию текстиля с уникальной структурой, фактурой и отделкой, что оказало необычайное влияние на текстильный дизайн, интерьерный дизайн и мировую моду. На выставке можно было увидеть такие сочетания, как газетная бумага и перья с шелком, медь с полиэстером и банановое волокно с шерстью.
Среди других любимых своих детищ Тошико называет бутик Comme des Garsons Shirt, построенный в середине 80-х годов в Сохо. Его прямые и волнистые, вытянутые во всю длину узкого объема линии создают необыкновенно сильный образ кажущейся невесомости и стремительного полета вперед. Увы, интерьеры бутиков живут недолго. Сегодня красоту этого несуществующего больше футуристического пространства передают лишь редкие фотографии.
Особое удовлетворение Тошико испытывает при работе над отдельно стоящими односемейными домами. Ей особенно дорога резиденция Сильверстина во Флориде, где кульминацией явилась лестница с расположенным над ней стеклянным потолком, который был создан вместе с Джеймсом Карпентером. Мори говорит, что односемейный дом является точкой отсчета в архитектуре. Именно такой дом включает в себя все основные элементы архитектурного проектирования.
Семейные дома Мори охватывают специфику контекста с концептуальной ясностью и приводят к решениям, сочетающим баланс между интерьером и экстерьером. Тошико сотрудничает с художниками, дизайнерами и архитекторами садово-парковой архитектуры, чтобы добиться артистического диалога между своими проектами и их окружением. Ее новаторские проекты интегрируют архитектуру, свет и место.
Среди проектов других архитекторов Мори интересны те, которые искусно построены, умело сочетают различные материалы и используют натуральный свет. Именно к таким работам Мори причисляет проекты архитекторов Карло Скарпа (Музей Castelveccio в Вероне, 1973 год), Альвара Сиза (Португальский павильон на международной выставке Expo'98 в Лиссабоне) и Херцога и де Мерона (Tate Modern в Лондоне, 2000 год). Наиболее интересным нью-йоркским проектом она почти не задумываясь называет Австрийский форум Рэймунда Абрахама. Мори даже заявляет, что раньше ее любимым проектом в Манхэттене был Сигрэм билдинг великого Миса ван дер Роэ, но Форум ей симпатизирует своими футуристическими чертами и сюрпризами в планировке, которая, несмотря на миниатюрность участка, кажется просторной.
Сейчас Тошико работает над несколькими проектами, в том числе над новым зданием Craft Museum в Манхэттене. А о каком проекте мечтает Тошико Мори? "Я не мечтаю о большом героическом проекте", говорит архитектор. "Я просто хочу каждый свой проект делать хорошо и стремиться обращать внимание на самые мелкие детали."
Возвращаясь из офиса Тошико, я не мог отказать себе в удовольствии заглянуть в бутик Pleats Please в Сохо, созданный ею в 1998 году. Этот крошечный магазинчик на углу улиц Вустер и Принс производит какое-то эфемерное впечатление. Находясь в типичном для Сохо историческом здании, он заключен в упрощенный стеклянный объем, грани которого расплываются в не обрамленных и близких по палитре поверхностях. Пол сливается со стенами, а стены плавно переходят в потолок. Такой эффект помогает мысленно раздвинуть границы ограниченного пространства магазина. В состоянии невесомости пребывает ярко- зеленая конструкция, где спрятан кассовый аппарат. Бутик Pleats Please буквально растворяется в дымке с помощью специальной полимерной пленки, нанесенной на внутреннюю сторону витринного стекла. Лишь при прямом взгляде на витрины интерьер оказывается в фокусе. Но стоит заглянуть сюда под небольшим углом, и изображение превращается в затуманенное и интригующее.
Имена самых знаменитых архитекторов, толкают нас к мысли, что архитектура - дело мужское. Но судя по тому, сколько талантливых женщин приходит в профессию в последние годы, уже в ближайшее время можно ожидать свежие идеи в зодчестве.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Говоря об архитекторе женщине, задумываешься о других женщинах в этой сфере. Какой след они оставили в архитектуре? Откройте один из наиболее популярных учебников истории архитектуры Спиро Костофа - из женских имен вы найдете там лишь имена богинь Афины, Минервы и царицы Хатчепсут. Так уж сложилось, что талантливые женщины-архитекторы веками оставались в тени архитекторов-мужчин.
Между тем, они все чаще прорываются в архитектуру своим ярким талантом. В 1982 году престижный международный конкурс на создание Вьетнамского мемориала в Вашингтоне выиграла хрупкая 21-летняя студентка Йельского университета Майя Лин. Сегодня ее мемориалы, садово-парковая архитектура и интерьеры по праву считаются одними из самых прекрасных и поэтичных. С 1980-х годов один за другим престижные международные конкурсы стала выигрывать родившаяся в Ираке и живущая в Лондоне Заха Хадид. Уникальная геометрия Хадид, рвущиеся вперед прямые линии и угловатые формы, навеянные проектами русских конструктивистов, катапультировали ее в разряд звезд первой величины. По ее проекту подымается сейчас огромный многоярусный Национальный центр современных искусств в Риме.
Убедительным свидетельством утверждения женщин в архитекторе явилось недавнее назначение Тошико Мори на должность заведующей кафедрой архитектуры в одном из мировых лидеров высшего образования - Graduate School of Design (GSD) Гарвардского университета. Мори стала первой женщиной, возглавившей эту прославленную школу. В разные годы на этом посту были выдающиеся архитекторы Вальтер Гропиус (автор здания Bauhaus в Дессау, 1926), Марсель Брюер (Whitney Museum в Нью-Йорке, 1966) и Рафаэль Монео (Cathedral of Our Lady of the Angels в Лос-Анджелесе, 2002).
Наша беседа состоялась в офисе Тошико на Хадсон-стрит в Трайбеке. Здесь же, дверь в дверь с ней соседствует офис ее мужа - известного скульптора и архитектора Джеймса Карпентера. Они ведут совершенно независимые друг от друга практики, хотя нередко участвуют в совместных проектах.
Тошико выросла в Японии, ее семья переехала в США в 1966 году. После школы она поступила на художественный факультет в Купер Юнион. Уже на первом курсе с Тошико произошел занимательный случай. Она и еще несколько студентов-художников, готовя инсталляцию, решили перекрасить коридорные стены в белое. На свой вкус. Никого не спросив. За этим занятием экспериментаторов заметил декан архитектурной школы Джон Хейдук. Всячески оказывающий поддержку любой смелой творческой инициативе, он одобрил такой бунтующий шаг. С этого началось знакомство между Тошико и Джоном, которое в последствии переросло в крепкую многолетнюю дружбу. Знакомство с Хейдуком в значительной степени повлияло на выбор, который вскоре сделала Тошико. Уже на следующий год она перевелась на архитектурный факультет.
"Джон Хейдук оказал на меня неоценимое влияние. Он заразил меня самым главным - любовью к архитектуре". "Он был моим ментором ", - рассказывает Тошико, указывая на обрамленную акварель Хейдука, которая как икона занимает самое видное место в ее офисе. В эти дни Мори готовит выставку "Sanctuaries" - последние работы Джона Хейдука. Выставка откроется в музее Уитни 21 сентября. Тошико также работает над основанием стипендии имени Хейдука в Гарвардском университете и пишет предисловие к новой книге его работ.
После университета Тошико несколько лет работала в офисах Нью-Йорка. Она основала свою собственную практику в 1981 году. Первым ее проектом стал бутик Comme des Garsons в несуществующем ныне универмаге Henri Bendel, в верхнем Манхэттене. Над этим проектом Тошико работала вместе со всемирно известной кутюрье Рей Кавакубо. С этого началось многолетнее сотрудничество с Кавакубо и позднее с Иссэ Мияки. Все эти годы Тошико не перестает преподавать. Четырнадцать лет она работала в своем alma mater, затем преподавала в Колумбийском и Йельском университетах, а с 1995 года Мори преподает в Гарвардском университете, где ей была присвоена почетная степень магистра.
На мой вопрос о том, что входит в обязанности руководителя кафедры архитектуры в GSD, Тошико рассказывает, что помимо преподавательской работы она занимается привлечением новых преподавателей, вырабатывает учебную программу, приглашает лекторов и курирует выставки. Ее расписанию не позавидуешь: семья и офис в Нью-Йорке, университет и студенты в Бостоне.
В GSD Тошико ведет семинар под названием "Нематериальное/ ультроматериальное." В рамках этого семинара студенты экспериментируют с использующимися в строительстве материалами, постигают их характеристики, свойства и разрабатывают новые методы строительства. Тошико считает, что изучение материалов заслуживает не меньшего внимания, чем дизайн форм и пространств. "Материал универсален и тактилен, он понятен всем. Если вы начинаете работу над проектом с теории, это мало понятно и не увлекательно, но если вы начинаете с конкретного материала, то сразу возникают мысли о возможных вариантах", рассказывает Тошико.
Что такое ультроматериалы? Ультроматериалы - результат манипуляций с такими статическими, широко используемыми в строительстве материалами как прессованная бумага, тонкая фанера, резина, пенопласт, фетр и стальные сетки. Путем их соединения, вплетения, расслоения, расщепления или отливки студенты создают новые уникальные сочетания. Эти эксперименты раскрывают новые тактильные качества материалов. К примеру, в работе над изучением зависимости между структурой и поверхностью, жидкая резина была залита в пенопластовую форму с каркасом из оргстекла. В результате дизайнеры изобрели набор новых панелей - прозрачные резиновые плиты с проглядывающимся каркасом. Это своеобразный железобетон будущего. Такие странные, но очень красивые плиты могут быть использованы как интерьерные декоративные перегородки или наружные структурные блоки в самых суровых климатических условиях.
Несмотря на большую занятость в Гарварде, Тошико по-прежнему очень много работает в своем офисе. Она без всяких колебаний заявляет, что работа над проектами приносит ей еще большее удовлетворение, чем преподавание. "Я прежде всего творец", говорит Тошико.
Существует ли разница между тем, как над архитектурными проектами работают мужчины и женщины? "Женщин в архитектуре меньшинство. Но будет ошибочно искать различие в работе женщин и мужчин. Прежде всего разницу нужно видеть в индивидуальности таланта, а не в том какого пола, расы или веры является та или иная личность." Конечно Тошико абсолютно права в своих утверждениях, однако женское мировосприятие и присущее естественное ощущение красоты оставляет определенный след на выразительности архитектурного языка. Чаще всего интерьерная часть проектов, где требуется способность чутко подобрать сочетание палитры и материалов, поручается женщине. Мне кажется, не случайно, что именно архитектурные коллективы, возглавляемые мужем и женой, такие как Тод Вильямс с Билли Тсиен и Рикардо Скофидио с Элизабет Диллер, признаны одними из наиболее прогрессивных.
На мою просьбу назвать самые любимые из своих проектов, Мори с удовольствием вспомнила о выставке - Structure and Surface (Структура и поверхность): современный японский текстиль. Выставка прошла в МоМА в 1999 году. Она продемонстрировала революционные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в дизайне текстиля. Сотрудничество дизайнеров с учеными и объединение традиционного текстильного производства, индустриальных материалов и самых современных технологий привели к созданию текстиля с уникальной структурой, фактурой и отделкой, что оказало необычайное влияние на текстильный дизайн, интерьерный дизайн и мировую моду. На выставке можно было увидеть такие сочетания, как газетная бумага и перья с шелком, медь с полиэстером и банановое волокно с шерстью.
Среди других любимых своих детищ Тошико называет бутик Comme des Garsons Shirt, построенный в середине 80-х годов в Сохо. Его прямые и волнистые, вытянутые во всю длину узкого объема линии создают необыкновенно сильный образ кажущейся невесомости и стремительного полета вперед. Увы, интерьеры бутиков живут недолго. Сегодня красоту этого несуществующего больше футуристического пространства передают лишь редкие фотографии.
Особое удовлетворение Тошико испытывает при работе над отдельно стоящими односемейными домами. Ей особенно дорога резиденция Сильверстина во Флориде, где кульминацией явилась лестница с расположенным над ней стеклянным потолком, который был создан вместе с Джеймсом Карпентером. Мори говорит, что односемейный дом является точкой отсчета в архитектуре. Именно такой дом включает в себя все основные элементы архитектурного проектирования.
Семейные дома Мори охватывают специфику контекста с концептуальной ясностью и приводят к решениям, сочетающим баланс между интерьером и экстерьером. Тошико сотрудничает с художниками, дизайнерами и архитекторами садово-парковой архитектуры, чтобы добиться артистического диалога между своими проектами и их окружением. Ее новаторские проекты интегрируют архитектуру, свет и место.
Среди проектов других архитекторов Мори интересны те, которые искусно построены, умело сочетают различные материалы и используют натуральный свет. Именно к таким работам Мори причисляет проекты архитекторов Карло Скарпа (Музей Castelveccio в Вероне, 1973 год), Альвара Сиза (Португальский павильон на международной выставке Expo'98 в Лиссабоне) и Херцога и де Мерона (Tate Modern в Лондоне, 2000 год). Наиболее интересным нью-йоркским проектом она почти не задумываясь называет Австрийский форум Рэймунда Абрахама. Мори даже заявляет, что раньше ее любимым проектом в Манхэттене был Сигрэм билдинг великого Миса ван дер Роэ, но Форум ей симпатизирует своими футуристическими чертами и сюрпризами в планировке, которая, несмотря на миниатюрность участка, кажется просторной.
Сейчас Тошико работает над несколькими проектами, в том числе над новым зданием Craft Museum в Манхэттене. А о каком проекте мечтает Тошико Мори? "Я не мечтаю о большом героическом проекте", говорит архитектор. "Я просто хочу каждый свой проект делать хорошо и стремиться обращать внимание на самые мелкие детали."
Возвращаясь из офиса Тошико, я не мог отказать себе в удовольствии заглянуть в бутик Pleats Please в Сохо, созданный ею в 1998 году. Этот крошечный магазинчик на углу улиц Вустер и Принс производит какое-то эфемерное впечатление. Находясь в типичном для Сохо историческом здании, он заключен в упрощенный стеклянный объем, грани которого расплываются в не обрамленных и близких по палитре поверхностях. Пол сливается со стенами, а стены плавно переходят в потолок. Такой эффект помогает мысленно раздвинуть границы ограниченного пространства магазина. В состоянии невесомости пребывает ярко- зеленая конструкция, где спрятан кассовый аппарат. Бутик Pleats Please буквально растворяется в дымке с помощью специальной полимерной пленки, нанесенной на внутреннюю сторону витринного стекла. Лишь при прямом взгляде на витрины интерьер оказывается в фокусе. Но стоит заглянуть сюда под небольшим углом, и изображение превращается в затуманенное и интригующее.
Имена самых знаменитых архитекторов, толкают нас к мысли, что архитектура - дело мужское. Но судя по тому, сколько талантливых женщин приходит в профессию в последние годы, уже в ближайшее время можно ожидать свежие идеи в зодчестве.