20.12.2002
Новое Русское Слово, 20.12.2002
Бумажные мечты
- Репортаж
- выставка
Седрик Прайс - Генератор
информация:
-
где:
США. Нью-Йорк -
архитектор:
Питер Айзенман ; Рем Колхас ; Питер Кук
Любой архитектурный проект начинается с рисунка. Однако рисунок не всегда служит первым шагом к реализации архитектурной мысли. Очень часто, в своих рисунках архитектор стремится запечатлеть неосязаемую, неосуществимую мечту.
Такая концепция освобождает архитектора от всех ограничений физического мира и максимально сближает его искусство с искусством художника. Проекты-мечты создают идеальный мир, возможный только во снах, в кино или в будущем.
Фантастические архитектурные рисунки - тема важной выставки "The Changing of the Avant-Garde" (Изменение авангарда), которая проходит сейчас в Музее современного искусства (МоМА QNS), временно перебравшемся в Лонг-Айленд Сити в Квинсе.
В основе выставки - коллекция рисунков, подаренных музею промышленником Говардом Гилманом в 2000 году. Она представлена почти двумя сотнями рисунков и коллажей, в которых архитекторы мечтают о фантастических городах будущего, переосмысливают привычный уклад жизни и выдумывают поэтичные одинокие дома на далеких несуществующих островах.
В коллекцию Гилмана вошли преимущественно работы 60-х и 70-х годов прошлого века, когда в архитектуре произошла ярчайшая вспышка творческой энергии. Это было время радикальных политических и социальных потрясений. Волна студенческих протестов прокатившихся по всему миру не могла не повлиять на молодое поколение архитекторов. Неудовлетворенные функциональным модернизмом, они стремились изменить мир к лучшему своими героическими видениями, призванными заменить целые существующие города.
Среди представленных на выставке работ - одни из самых известных рисунков 20-го века. Перед нами - не только богатейшее собрание архитектурных фантазий в мире, но и иллюстрация зарождения наиболее важных архитектурных направлений нашего времени: мегаструктур, постмодернизма и деконструктивизма. Каждое из них изменяло авангард. Собранные в очень короткий срок (1976-1980 гг.), здесь - важнейшие ранние работы ставших в последствии всемирно известными архитекторов: Альдо Росси, Рэймунда Абрахама, Джона Хейдука, Арата Исодзаки, Пола Рудольфа, Рэма Кулхааса, Питера Айзенмана и других.
Суперстудио - самая поэтичная по стилю группа, работающая в направлении мегаструктур, образовалась в Италии в 60-е годы. Рисунки из серии The Continuous Monument (Продолжающийся монумент) иллюстрируют веру этих архитекторов в то, что единая, вечно растущая и охватывающая весь мир структура, смогла бы установить космический порядок на земле. Белые, клетчатые, монолитные структуры, подобно пролетам огромных мостов, перекрывают необъятные просторы живописных природных ландшафтов, подчиняя все вокруг своему рациональному порядку.
Другой проект этого направления - Plug-in City (Город-штепсель) Питера Кука, лидера и основателя радикального британского коллектива Архигрэм. Это самый яркий пример метаболической архитектуры. Город-штепсель - мобильная урбанистическая мегаструктура, согласно Куку должен был перестраиваться, реагируя на изменения в обществе. Новые жилища, офисы, супермаркеты, университеты, каждый с разным жизненным циклом нанизывались бы на своеобразный урбанистический скелет, образовывая узлы-перекрестки, позволяющие разрастаться или сокращаться в бесконечном разнообразии.
Работы Рэймунда Абрахама свидетельствуют о его увлечении в разные годы и мегаструктурами и более персональными, крошечными проектами, исследующими ритуал жилища. Один из его коллажей - гигантский, туннелеобразный город в стиле хай-тек. Этот летящий над океаном высокотехнологический корабль напоминает о "Звездных войнах" Джорджа Лукаса. Разглядывая рисунки Абрахама, нельзя не вспомнить построенный им в этом году в Манхэттене Форум австрийской культуры. Эта футуристическая башня - уникальная возможность окунуться в поэтичный мир так редко строящегося архитектора.
Итальянец Альдо Росси, трагически погибший в 1997 году - ключевая фигура переходного периода от мегаструктур к постмодернизму. Его раскрашенная крайонами перспектива конкурсного проекта Кладбища Св. Катальдо 1971 года, опирается на урбанистический рационализм и использование исторических форм. Заимствованные из прошлого архитектурные элементы легли в основу постмодернизма, однако сам Росси не отождествлялся с направлением, в котором историзм зачастую применялся поверхностно и буквально. Росси глубоко понимал роль памяти в архитектурной среде. Его работы напоминают сюрреалистические, пустынные полотна Де Кирико. Здание штаб-квартиры издательства "Сколастик" (того, что прославилось книгами о Гарри Поттере) - единственный осуществленный проект архитектора в Нью-Йорке. Удачно вписываясь в исторический Сохо, эта раскрашенная башня, в которой есть что-то детское, вносит ясность, спокойствие и благородство в многоликий квартал нижнего Бродвея.
Особый интерес представляют рисунки ньюйоркца Питера Айзенмана.
Сегодня он один из самых известных и продуктивных архитекторов в мире, по его проектам построены стадионы, офисные здания, музеи и выставочные комплексы в Америке, Европе и Азии. Однако прежде чем Айзенману представилась возможность построить свой первый проект, его увлечением была чистая теория. Он первый принес в архитектуру идеи деконструктивизма. Его дома исследуют принципы автономной архитектуры. Рисунок на шоу - "Дом IV" разъясняет фазы системы, где каждый следующий шаг является следствием предыдущего: абстрактный куб разрезается, удлиняется и поворачивается до тех пор, пока он не соответствует эстетическому вкусу архитектора. Этот процесс происходит независимо от функциональности, к которой архитектор и не стремится. Результат такого эксперимента - здание-скульптура, в которую должен вжиться ее будущий обитатель. Проекту "Дома IV" не суждено было реализоваться, еще одной жертвы айзенмановских экспериментов не будет.
Рисунок знаменитого голландца Рэма Кулхааса The City of the Captive Globe (Город плененного глобуса) прославляет манхэттенскую культуру скученности. Это интуитивная аппроксимация манхэттенской архитектуры, где жесткая клетка -наиболее важная характеристика. Каждый городской блок придуманного Кулхаасом города представлен как автономное целое, олицетворяющее разные философии. Среди двух десятков стилизованных под манхэттенские блоки фантазий вы узнаете Трибуну Ленина Эль Лисицкого, Супрематическую башню Малевича и проект реконструкции центра Парижа "План Вуазен" Ле Корбюзье. Метафора Кулхааса предлагает урбанистическую модель в которой единство достигается разнообразием.
Возможно, выставка фантастических архитектурных проектов не случайно проходит в это важное для профессии время, когда лучшие архитекторы планеты напрягают свои умы в поисках достойного решения застройки площади уничтоженного Всемирного торгового центра. Нью-Йорку как никогда нужна мощная, захватывающая дух архитектура. "Нельзя задумывать маленькие планы. Они не будоражат кровь", - предупреждал ровно сто лет назад Даниель Бурнхэм, архитектор Flat Iron Building (Здания-Утюга) - первого нью-йоркского небоскреба.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Фантастические архитектурные рисунки - тема важной выставки "The Changing of the Avant-Garde" (Изменение авангарда), которая проходит сейчас в Музее современного искусства (МоМА QNS), временно перебравшемся в Лонг-Айленд Сити в Квинсе.
В основе выставки - коллекция рисунков, подаренных музею промышленником Говардом Гилманом в 2000 году. Она представлена почти двумя сотнями рисунков и коллажей, в которых архитекторы мечтают о фантастических городах будущего, переосмысливают привычный уклад жизни и выдумывают поэтичные одинокие дома на далеких несуществующих островах.
В коллекцию Гилмана вошли преимущественно работы 60-х и 70-х годов прошлого века, когда в архитектуре произошла ярчайшая вспышка творческой энергии. Это было время радикальных политических и социальных потрясений. Волна студенческих протестов прокатившихся по всему миру не могла не повлиять на молодое поколение архитекторов. Неудовлетворенные функциональным модернизмом, они стремились изменить мир к лучшему своими героическими видениями, призванными заменить целые существующие города.
Среди представленных на выставке работ - одни из самых известных рисунков 20-го века. Перед нами - не только богатейшее собрание архитектурных фантазий в мире, но и иллюстрация зарождения наиболее важных архитектурных направлений нашего времени: мегаструктур, постмодернизма и деконструктивизма. Каждое из них изменяло авангард. Собранные в очень короткий срок (1976-1980 гг.), здесь - важнейшие ранние работы ставших в последствии всемирно известными архитекторов: Альдо Росси, Рэймунда Абрахама, Джона Хейдука, Арата Исодзаки, Пола Рудольфа, Рэма Кулхааса, Питера Айзенмана и других.
Суперстудио - самая поэтичная по стилю группа, работающая в направлении мегаструктур, образовалась в Италии в 60-е годы. Рисунки из серии The Continuous Monument (Продолжающийся монумент) иллюстрируют веру этих архитекторов в то, что единая, вечно растущая и охватывающая весь мир структура, смогла бы установить космический порядок на земле. Белые, клетчатые, монолитные структуры, подобно пролетам огромных мостов, перекрывают необъятные просторы живописных природных ландшафтов, подчиняя все вокруг своему рациональному порядку.
Другой проект этого направления - Plug-in City (Город-штепсель) Питера Кука, лидера и основателя радикального британского коллектива Архигрэм. Это самый яркий пример метаболической архитектуры. Город-штепсель - мобильная урбанистическая мегаструктура, согласно Куку должен был перестраиваться, реагируя на изменения в обществе. Новые жилища, офисы, супермаркеты, университеты, каждый с разным жизненным циклом нанизывались бы на своеобразный урбанистический скелет, образовывая узлы-перекрестки, позволяющие разрастаться или сокращаться в бесконечном разнообразии.
Работы Рэймунда Абрахама свидетельствуют о его увлечении в разные годы и мегаструктурами и более персональными, крошечными проектами, исследующими ритуал жилища. Один из его коллажей - гигантский, туннелеобразный город в стиле хай-тек. Этот летящий над океаном высокотехнологический корабль напоминает о "Звездных войнах" Джорджа Лукаса. Разглядывая рисунки Абрахама, нельзя не вспомнить построенный им в этом году в Манхэттене Форум австрийской культуры. Эта футуристическая башня - уникальная возможность окунуться в поэтичный мир так редко строящегося архитектора.
Итальянец Альдо Росси, трагически погибший в 1997 году - ключевая фигура переходного периода от мегаструктур к постмодернизму. Его раскрашенная крайонами перспектива конкурсного проекта Кладбища Св. Катальдо 1971 года, опирается на урбанистический рационализм и использование исторических форм. Заимствованные из прошлого архитектурные элементы легли в основу постмодернизма, однако сам Росси не отождествлялся с направлением, в котором историзм зачастую применялся поверхностно и буквально. Росси глубоко понимал роль памяти в архитектурной среде. Его работы напоминают сюрреалистические, пустынные полотна Де Кирико. Здание штаб-квартиры издательства "Сколастик" (того, что прославилось книгами о Гарри Поттере) - единственный осуществленный проект архитектора в Нью-Йорке. Удачно вписываясь в исторический Сохо, эта раскрашенная башня, в которой есть что-то детское, вносит ясность, спокойствие и благородство в многоликий квартал нижнего Бродвея.
Особый интерес представляют рисунки ньюйоркца Питера Айзенмана.
Сегодня он один из самых известных и продуктивных архитекторов в мире, по его проектам построены стадионы, офисные здания, музеи и выставочные комплексы в Америке, Европе и Азии. Однако прежде чем Айзенману представилась возможность построить свой первый проект, его увлечением была чистая теория. Он первый принес в архитектуру идеи деконструктивизма. Его дома исследуют принципы автономной архитектуры. Рисунок на шоу - "Дом IV" разъясняет фазы системы, где каждый следующий шаг является следствием предыдущего: абстрактный куб разрезается, удлиняется и поворачивается до тех пор, пока он не соответствует эстетическому вкусу архитектора. Этот процесс происходит независимо от функциональности, к которой архитектор и не стремится. Результат такого эксперимента - здание-скульптура, в которую должен вжиться ее будущий обитатель. Проекту "Дома IV" не суждено было реализоваться, еще одной жертвы айзенмановских экспериментов не будет.
Рисунок знаменитого голландца Рэма Кулхааса The City of the Captive Globe (Город плененного глобуса) прославляет манхэттенскую культуру скученности. Это интуитивная аппроксимация манхэттенской архитектуры, где жесткая клетка -наиболее важная характеристика. Каждый городской блок придуманного Кулхаасом города представлен как автономное целое, олицетворяющее разные философии. Среди двух десятков стилизованных под манхэттенские блоки фантазий вы узнаете Трибуну Ленина Эль Лисицкого, Супрематическую башню Малевича и проект реконструкции центра Парижа "План Вуазен" Ле Корбюзье. Метафора Кулхааса предлагает урбанистическую модель в которой единство достигается разнообразием.
Возможно, выставка фантастических архитектурных проектов не случайно проходит в это важное для профессии время, когда лучшие архитекторы планеты напрягают свои умы в поисках достойного решения застройки площади уничтоженного Всемирного торгового центра. Нью-Йорку как никогда нужна мощная, захватывающая дух архитектура. "Нельзя задумывать маленькие планы. Они не будоражат кровь", - предупреждал ровно сто лет назад Даниель Бурнхэм, архитектор Flat Iron Building (Здания-Утюга) - первого нью-йоркского небоскреба.