07.07.2004
Владимир Белоголовский //
Современный дом, 07.07.2004, №7
Театр итальянского творчества
- Дизайн Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Италия. Милан
Когда речь заходит о дизайне, я мысленно перемещаюсь в Италию. Здесь, в этой сказочно красивой стране, родились многие великие дизайнеры второй половины XX века.
Недавно в манхэттенском музее-галерее Dia: Chelsea прошла небольшая, но очень яркая выставка “1950–2000: Theater of Italian Creativity”, или “Театр итальянского творчества”. Оформила и составила ее известный архитектор, дизайнер и сценограф 76-летняя Гае Ауленти.
На выставке были представлены работы знаменитых итальянских дизайнеров, художников, модельеров и архитекторов. Сотни предметов с маркой “Сделано в Италии” разместились на застеленных голубыми чертежами фанерных ступенях, которые Ауленти выстроила по периметру экспозиционного зала. Эти уступы походили на ленточные террасы знаменитого карьера в Карраре, где добывался белоснежный мрамор для шедевров великого Микеланджело. Под мелодичную итальянскую музыку в зале демонстрировались фильмы Феллини и Антониони, а на манекенах развевались платья от Версаче, Армани и Валентино. Здесь можно было увидеть макет миланского небоскреба Пирелли, спроектированного Джио Понти, лампы и мебель от Гаэтано Пеше, рисунки архитекторов Альдо Росси и Карло Скарпы, очаровательную кроху Fiat Nuova 500 — прародителя горбатого “Запорожца”, а также лихой мопед “Веспа”, на котором носились Грегори Пек и Одри Хепберн в “Римских каникулах”. Замыкал экспозицию чудо-двигатель легендарной “Феррари”.
В кругу этих стильных предметов мы и встретились с госпожой Ауленти. Наш разговор зашел о ее яркой карьере, которая коснулась многих сфер дизайна: архитектурного, промышленного, экспозиционного, графического и сценического. Она много преподавала, писала для двух ведущих архитектурных журналов Италии — “Casabella” и “Lotus”. В 60-е годы Ауленти входила в очень влиятельную группу дизайнеров в Милане, чьи работы стремительно отдалялись от популярного в 50-е годы функционализма в направлении инновационной и выразительной эстетики новой идеологии дизайна. Проекты Ауленти отличаются стремлением к синтезу, и даже ее светильники представляют собой не просто обособленные абстракции, а интегрированы в конкретную среду.
Как начиналось ваше увлечение архитектурой и дизайном?
Гае Ауленти: — Это было так давно, что я и не помню, с чего все начиналось. В 50-е годы изучала архитектуру в миланском Политехническом университете. Будучи студенткой, работала в “Casabella” вместе с маэстро Эрнесто Роджерсом и молодыми архитекторами Альдо Росси и Витторио Греготти. В те годы этот журнал был настоящим полем боя самых прогрессивных дизайнеров Италии. Вспоминаю это очень интересное время, когда архитекторы смело выходили за рамки проектирования и брались за все, что имеет отношение к дизайну. Я была единственной и, надо сказать, очень устремленной девушкой в архитектурной школе.
С каких проектов начиналась ваша карьера?
Г. А.: — Я делала небольшие инсталляции и оформляла выставки. В то время женщинам не поручали архитектурное проектирование. Свой первый заказ я получила лишь через десять лет после окончания института. Это был маленький домик недалеко от Милана, который, к сожалению, снесли пять лет назад.
Кто ваш кумир в архитектуре?
Г. А.: — Луис Кан.
А кого бы вы отметили среди современных архитекторов?
Г. А.: — Луис Кан — великий современный архитектор! Сегодня же архитектура слишком поверхностна.
За свою долгую карьеру Ауленти создала огромное количество красивых вещей: светильники, вазы, кофейники, чайники, столы, кресла и стулья. На выставке можно было увидеть ее элегантные настольные лампы и удивительный журнальный столик на четырех велосипедных колесах, смотрящих в разные стороны.
К сожалению, Ауленти не включила в экспозицию свои архитектурные произведения, посчитав их участие в выставке нескромным. Тем не менее по ее проектам построено множество вилл, магазинов, галерей, Студенческий центр под Турином, павильон Италии на выставке ЭКСПО-1992 в Севилье и железнодорожная станция Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Однако известность в архитектуре Ауленти принесли интерьеры. Ею создано просто несчетное количество известных проектов внутренних пространств. Среди них — Галерея современного искусства в Центре Помпиду в Париже, палаццо Грасси в Венеции, Национальный музей каталонского искусства в Барселоне, оформление выставок в Лувре и Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке. Стоит отметить и ее театральные декорации для спектаклей миланского театра “Ла Скала”.
Перестройка железнодорожной станции в центре Парижа в Музей д’Орсэ в 1980–1986 годах, где разместилась богатейшая коллекция импрессионистов, — самый значительный проект Ауленти. Он принес ей всемирную известность и орден Почетного легиона из рук Франсуа Миттерана.
Успех Музея д’Орсэ обусловлен мастерством Ауленти гармонично сочетать философию и принципы музейного дела. Музей для нее — место эффективного изучения, ускоритель накопления знаний, и его посещение — это работа. Задача же архитектора — найти принципы, стимулирующие восприятие человека. Д’Орсэ — один из наиболее удачных примеров использования таких принципов, как интеграция внутреннего и внешнего пространств и чередование зон отдыха с зонами движения.
Автор проекта отнеслась к историческому зданию, как к современному объекту. Композиционные принципы здесь базируются на контрастности, неожиданных противопоставлениях. Созданные Ауленти формы и элементы (башни, залы, лестницы, мостики, скамьи, светильники) — это не законченные образы, а скорее цепочка разрозненных частей. Все вместе они создают ощущение гармоничного целого.
Другая область дизайна, в которой Ауленти по праву считается непревзойденным мастером, — шоу-румы, которых она создала великое множество: в Брюсселе, Лондоне, Мадриде, Милане, Париже, Цюрихе, Буэнос-Айресе, Токио, Бостоне и Нью-Йорке. Их отличают смелые композиционные и экспозиционные эксперименты, где сам интерьер конкурирует с выставленными в нем предметами. В таких динамичных и многоплановых пространствах каждый экспонат возникает неожиданно и непредсказуемо, почти как мираж.
Ауленти по-прежнему много работает в своем собственном доме в Милане, где ей помогает коллектив архитекторов и дизайнеров, среди которых и ее внучка. В прошлом году Ауленти закончила реконструкцию Музея искусства Азии в Сан-Франциско, в котором раньше размещалась городская библиотека. Она решила отреставрировать ажурное барочное здание снаружи и использовать свою фантазию для радикальной реконструкции внутри. Мастер драматических интерьеров, подобно искусному хирургу, удалила блокирующие естественный свет перегородки и перекрытия, вызволив из полумрака замкнутый объем центрального холла. “Распоров” кровлю, Ауленти взгромоздила вдоль всего холла протяженный V-образный стеклянный плафон. Следуя собственной традиции, архитектор еще раз столкнула два разных мира, две разные эпохи, провоцируя нас на новое восприятие и полемику.
О чем еще мечтает архитектор Ауленти?
Г. А.: — Построить целый город. Но ведь это несбыточная мечта, не так ли?
Ауленти осуществила свою мечту — ее Музей д’Орсэ и есть целый город. Возможно, задумывая его интерьер, эта талантливая женщина решила взять реванш у архитекторов-мужчин и создать город в городе, где каждый проход — бульвар, а каждый зал — площадь. Роскошный стеклянный свод, возведенный в XIX веке, придает открытому интерьеру особую атмосферу театральности. Можно только гадать, каким был бы город, который мечтает построить Ауленти. Но тот, что она уже построила, не перестает удивлять.
Комментарии
comments powered by HyperComments
На выставке были представлены работы знаменитых итальянских дизайнеров, художников, модельеров и архитекторов. Сотни предметов с маркой “Сделано в Италии” разместились на застеленных голубыми чертежами фанерных ступенях, которые Ауленти выстроила по периметру экспозиционного зала. Эти уступы походили на ленточные террасы знаменитого карьера в Карраре, где добывался белоснежный мрамор для шедевров великого Микеланджело. Под мелодичную итальянскую музыку в зале демонстрировались фильмы Феллини и Антониони, а на манекенах развевались платья от Версаче, Армани и Валентино. Здесь можно было увидеть макет миланского небоскреба Пирелли, спроектированного Джио Понти, лампы и мебель от Гаэтано Пеше, рисунки архитекторов Альдо Росси и Карло Скарпы, очаровательную кроху Fiat Nuova 500 — прародителя горбатого “Запорожца”, а также лихой мопед “Веспа”, на котором носились Грегори Пек и Одри Хепберн в “Римских каникулах”. Замыкал экспозицию чудо-двигатель легендарной “Феррари”.
В кругу этих стильных предметов мы и встретились с госпожой Ауленти. Наш разговор зашел о ее яркой карьере, которая коснулась многих сфер дизайна: архитектурного, промышленного, экспозиционного, графического и сценического. Она много преподавала, писала для двух ведущих архитектурных журналов Италии — “Casabella” и “Lotus”. В 60-е годы Ауленти входила в очень влиятельную группу дизайнеров в Милане, чьи работы стремительно отдалялись от популярного в 50-е годы функционализма в направлении инновационной и выразительной эстетики новой идеологии дизайна. Проекты Ауленти отличаются стремлением к синтезу, и даже ее светильники представляют собой не просто обособленные абстракции, а интегрированы в конкретную среду.
Как начиналось ваше увлечение архитектурой и дизайном?
Гае Ауленти: — Это было так давно, что я и не помню, с чего все начиналось. В 50-е годы изучала архитектуру в миланском Политехническом университете. Будучи студенткой, работала в “Casabella” вместе с маэстро Эрнесто Роджерсом и молодыми архитекторами Альдо Росси и Витторио Греготти. В те годы этот журнал был настоящим полем боя самых прогрессивных дизайнеров Италии. Вспоминаю это очень интересное время, когда архитекторы смело выходили за рамки проектирования и брались за все, что имеет отношение к дизайну. Я была единственной и, надо сказать, очень устремленной девушкой в архитектурной школе.
С каких проектов начиналась ваша карьера?
Г. А.: — Я делала небольшие инсталляции и оформляла выставки. В то время женщинам не поручали архитектурное проектирование. Свой первый заказ я получила лишь через десять лет после окончания института. Это был маленький домик недалеко от Милана, который, к сожалению, снесли пять лет назад.
Кто ваш кумир в архитектуре?
Г. А.: — Луис Кан.
А кого бы вы отметили среди современных архитекторов?
Г. А.: — Луис Кан — великий современный архитектор! Сегодня же архитектура слишком поверхностна.
За свою долгую карьеру Ауленти создала огромное количество красивых вещей: светильники, вазы, кофейники, чайники, столы, кресла и стулья. На выставке можно было увидеть ее элегантные настольные лампы и удивительный журнальный столик на четырех велосипедных колесах, смотрящих в разные стороны.
К сожалению, Ауленти не включила в экспозицию свои архитектурные произведения, посчитав их участие в выставке нескромным. Тем не менее по ее проектам построено множество вилл, магазинов, галерей, Студенческий центр под Турином, павильон Италии на выставке ЭКСПО-1992 в Севилье и железнодорожная станция Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Однако известность в архитектуре Ауленти принесли интерьеры. Ею создано просто несчетное количество известных проектов внутренних пространств. Среди них — Галерея современного искусства в Центре Помпиду в Париже, палаццо Грасси в Венеции, Национальный музей каталонского искусства в Барселоне, оформление выставок в Лувре и Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке. Стоит отметить и ее театральные декорации для спектаклей миланского театра “Ла Скала”.
Перестройка железнодорожной станции в центре Парижа в Музей д’Орсэ в 1980–1986 годах, где разместилась богатейшая коллекция импрессионистов, — самый значительный проект Ауленти. Он принес ей всемирную известность и орден Почетного легиона из рук Франсуа Миттерана.
Успех Музея д’Орсэ обусловлен мастерством Ауленти гармонично сочетать философию и принципы музейного дела. Музей для нее — место эффективного изучения, ускоритель накопления знаний, и его посещение — это работа. Задача же архитектора — найти принципы, стимулирующие восприятие человека. Д’Орсэ — один из наиболее удачных примеров использования таких принципов, как интеграция внутреннего и внешнего пространств и чередование зон отдыха с зонами движения.
Автор проекта отнеслась к историческому зданию, как к современному объекту. Композиционные принципы здесь базируются на контрастности, неожиданных противопоставлениях. Созданные Ауленти формы и элементы (башни, залы, лестницы, мостики, скамьи, светильники) — это не законченные образы, а скорее цепочка разрозненных частей. Все вместе они создают ощущение гармоничного целого.
Другая область дизайна, в которой Ауленти по праву считается непревзойденным мастером, — шоу-румы, которых она создала великое множество: в Брюсселе, Лондоне, Мадриде, Милане, Париже, Цюрихе, Буэнос-Айресе, Токио, Бостоне и Нью-Йорке. Их отличают смелые композиционные и экспозиционные эксперименты, где сам интерьер конкурирует с выставленными в нем предметами. В таких динамичных и многоплановых пространствах каждый экспонат возникает неожиданно и непредсказуемо, почти как мираж.
Ауленти по-прежнему много работает в своем собственном доме в Милане, где ей помогает коллектив архитекторов и дизайнеров, среди которых и ее внучка. В прошлом году Ауленти закончила реконструкцию Музея искусства Азии в Сан-Франциско, в котором раньше размещалась городская библиотека. Она решила отреставрировать ажурное барочное здание снаружи и использовать свою фантазию для радикальной реконструкции внутри. Мастер драматических интерьеров, подобно искусному хирургу, удалила блокирующие естественный свет перегородки и перекрытия, вызволив из полумрака замкнутый объем центрального холла. “Распоров” кровлю, Ауленти взгромоздила вдоль всего холла протяженный V-образный стеклянный плафон. Следуя собственной традиции, архитектор еще раз столкнула два разных мира, две разные эпохи, провоцируя нас на новое восприятие и полемику.
О чем еще мечтает архитектор Ауленти?
Г. А.: — Построить целый город. Но ведь это несбыточная мечта, не так ли?
Ауленти осуществила свою мечту — ее Музей д’Орсэ и есть целый город. Возможно, задумывая его интерьер, эта талантливая женщина решила взять реванш у архитекторов-мужчин и создать город в городе, где каждый проход — бульвар, а каждый зал — площадь. Роскошный стеклянный свод, возведенный в XIX веке, придает открытому интерьеру особую атмосферу театральности. Можно только гадать, каким был бы город, который мечтает построить Ауленти. Но тот, что она уже построила, не перестает удивлять.