27.03.2011
Евгения Гершкович //
Мезонин, Апрель 2011
Сюрреализм – это я
- Архитектура
- Объект
Музей Сальвадора Дали во Флориде. Фото предоставлено Евгенией Гершкович
информация:
-
где:
США -
мастерская:
HOK
Знаменитый модернист, архитектор Ян Веймут построил в Петербурге ураганоустойчивое здание музея знаменитого сюрреалиста, Сальвадора Дали.
11 января 2011 года, 11 часов 11 минут. Именно в этот самый миг была разрезана ленточка перед входом в музей, пожалуй, самого эксцентричного и яркого персонажа в истории мирового искусства. Новый объект появился на карте курортного города Сент-Петербурга (в народе Сент-Пита), что в американском штате Флорида. Здание расположилось на усаженной рядами пальм живописной набережной залива Тампа и вместило самую большую за пределами Испании коллекцию произведений Сальвадора Дали – 96 полотен, больше сотни акварелей и рисунков, скульптуры, объекты – всего 2140 творений мастера. Прежде эти сокровища теснились в одноэтажном доме. Столь значительным собранием художника Америка обладает благодаря стараниям промышленника из штата Огайо, Рейнольдса Морзе и его супруги Элеаноры Риз. В 1942 году они оказались в Кливлендском художественном музее на ретроспективной выставке Дали. Через год Морзы уже приобретают первые полотна великого сумасброда и знакомятся с ним самим. Постепенно Рейнольдс и Элеанора становятся обладателями оригинальной коллекции работ полюбившегося художника, Сальвадор же в 1940 - е годы перебравшиеся с Галой в Америку, находят в лице Морзов надежных покровителей. В 1980 году владельцы стали подыскивать помещение для разросшейся коллекции. Дали объявление в «Wall Street Journal», на которое откликнулся Джим Мартин, юрист из Флориды. 10 марта 1982 года в центральной части города Сент-Петербурга был открыт музей.
Дали уже давно стал этакой поп-фигурой даже для тех, кто не сильно знаком с изобразительным искусством. Разумеется, строительство нового музея, тем более с wow фактором архитектуры беспроигрышный рецепт приманки туристов. Если же строит звездный архитектор, музей автоматически попадает в туристический список «the must». Новое здание площадью 68 тыс. кв.футов и высотой 75 футов спроектировал всемирно признанный зодчий – модернист Ян Веймут. Архитектор имеет богатый опыт в музеестроительстве, и этот уже четвертый в портфолио Веймута. Его авторству принадлежит музеи Джона и Мабл Рейнглинг в Сарасоте, Патрисии и Филиппа Фростов в Майами, новое крыло Музея изящных искусств в Сент-Петербурге. В основу авторской концепции нового музейного здания, безусловно, заложены знаменитая фраза Дали: «Сюрреализм – это Я!» и стремление передать непредсказуемость его творческой мысли, контраст между рациональным миром и интуитивным. Кроме того, перед Яном Веймутом стояла практическая задача предусмотреть защиту здания от ураганов и ветровых нагрузок, которые весьма нередко угрожают Флориде. «Это настоящая крепость" - описывает свое творение архитектор. «Сундук» из монолитного железобетона (толщина 45 см) словно стремится поглотить стекающую жидкую структуру, сложенную из 1062 уникальных трехмерных панелей из стекла Enigma (кстати, так же называлась и картина Дали 1929 года).
Прозрачная структура (хрупкая на вид, но способная сопротивляться нагрузке урагана третьей категории) представляет собой атриум, щедро снабжающий музей естественным светом. Здесь Веймут отчасти намекает на пространственную конструкцию так называемого геодезического купола, представляющего собой полусферу, собранную из тетраэдров. В 1947 году ее разработал Ричард Фуллер, американский инженер и, кстати, большой друг Сальвадора Дали. На кровле здания, крытой 30-сантиметровым слоем бетона установлены два типа солнечных коллекторов, участвующих в работе системы кондиционирования. Работы Дали размещены на втором и третьем этажах, это на 10 метров выше штормовой волны. Стеклянный атриум насквозь пронзает взмывающая ввысь мощная винтовая лестница из бетона с деталями из нержавейки, позволяющая посетителям подниматься с первого этажа на третий. Любой знаток творчества Дали, разумеется, читает в этой энергичной форме не столько модель ленты ДНК, сколько намек на увлечение художника спиралевидными конфигурациями. Строительство музея заняло два года и обошлось казне в $30 млн. Эксперты полагают, что музей ежегодно будет посещать не менее 200 тыс. человек. При цене билета в 21 доллар строительство окупится менее чем за девять лет. Но, вероятно, что это произойдет гораздо раньше.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Дали уже давно стал этакой поп-фигурой даже для тех, кто не сильно знаком с изобразительным искусством. Разумеется, строительство нового музея, тем более с wow фактором архитектуры беспроигрышный рецепт приманки туристов. Если же строит звездный архитектор, музей автоматически попадает в туристический список «the must». Новое здание площадью 68 тыс. кв.футов и высотой 75 футов спроектировал всемирно признанный зодчий – модернист Ян Веймут. Архитектор имеет богатый опыт в музеестроительстве, и этот уже четвертый в портфолио Веймута. Его авторству принадлежит музеи Джона и Мабл Рейнглинг в Сарасоте, Патрисии и Филиппа Фростов в Майами, новое крыло Музея изящных искусств в Сент-Петербурге. В основу авторской концепции нового музейного здания, безусловно, заложены знаменитая фраза Дали: «Сюрреализм – это Я!» и стремление передать непредсказуемость его творческой мысли, контраст между рациональным миром и интуитивным. Кроме того, перед Яном Веймутом стояла практическая задача предусмотреть защиту здания от ураганов и ветровых нагрузок, которые весьма нередко угрожают Флориде. «Это настоящая крепость" - описывает свое творение архитектор. «Сундук» из монолитного железобетона (толщина 45 см) словно стремится поглотить стекающую жидкую структуру, сложенную из 1062 уникальных трехмерных панелей из стекла Enigma (кстати, так же называлась и картина Дали 1929 года).
Прозрачная структура (хрупкая на вид, но способная сопротивляться нагрузке урагана третьей категории) представляет собой атриум, щедро снабжающий музей естественным светом. Здесь Веймут отчасти намекает на пространственную конструкцию так называемого геодезического купола, представляющего собой полусферу, собранную из тетраэдров. В 1947 году ее разработал Ричард Фуллер, американский инженер и, кстати, большой друг Сальвадора Дали. На кровле здания, крытой 30-сантиметровым слоем бетона установлены два типа солнечных коллекторов, участвующих в работе системы кондиционирования. Работы Дали размещены на втором и третьем этажах, это на 10 метров выше штормовой волны. Стеклянный атриум насквозь пронзает взмывающая ввысь мощная винтовая лестница из бетона с деталями из нержавейки, позволяющая посетителям подниматься с первого этажа на третий. Любой знаток творчества Дали, разумеется, читает в этой энергичной форме не столько модель ленты ДНК, сколько намек на увлечение художника спиралевидными конфигурациями. Строительство музея заняло два года и обошлось казне в $30 млн. Эксперты полагают, что музей ежегодно будет посещать не менее 200 тыс. человек. При цене билета в 21 доллар строительство окупится менее чем за девять лет. Но, вероятно, что это произойдет гораздо раньше.