07.12.2006

Здравствуй, дерево

  • Архитектура
  • Объект
Студия Сейферта в Маастрихте выглядит как громадный ящик для садовой рассады, а  между тем внутри её комфортное пространство для  жилья и  работы Студия Сейферта в Маастрихте выглядит как громадный ящик для садовой рассады, а  между тем внутри её комфортное пространство для  жилья и  работы

информация:

  • где:
    Нидерланды

Нет ничего удивительного в том, что новое поколение архитекторов выбирает дерево  — практичное, податливое, фактурное

Современная архитектура находится в весьма неопределённых отношениях с древесиной. Несмотря на старания многих архитекторов совместить традиционный для той или иной местности подход к строительству с прогрессивными схемами и высокотехнологичными материалами, для большинства из них область применения дерева всё же ограничивается отделкой. Но это лишь капля в море вариантов использования материала, с помощью которого можно достичь вожделенной целостности в дизайне. Полистайте журналы, посвящённые продаже недвижимости, — древесина повсюду, и используют её как маркер «современной» моды, залог успеха на  массовом рынке.

Все эти псевдохижины и пародии на дощатые домики только загромождают ландшафт. Чтобы использовать дерево по-настоящему в инновационном ключе, без оглядки на традицию, нужно задуматься чуть серьёзнее и поискать архитекторов, которые не побоятся ультрановых подходов и смогут сломать стереотипы. Страны, в которых строительсто домов из древесины является частью национальной традиции, знают, что основное преимущество дерева — это прочность и долговечность. Именно здесь могут внятно объяснить, что такое «дух дерева».

Когда художник Кристоф Сейферт принялся за  создание собственной студии в Маастрихте, он, ни секунды не сомневаясь, выбрал дерево, и не только за его манящую практичность. «У дерева естественная структура, да и стареет оно красиво, — говорит Сейферт. — К тому же дерево менее претенциозно, чем стекло или камень». 

Сейферт объясняет, что за природной грубостью дубового фасада его студии скрывается сравнительно простая конструкция на основе бетонного каркаса. Здание студии Сейферта, возведенное компанией Dam & Partners Architecten за ?600 тыс., — большое пространство, в котором хорошо и жить, и работать; а часть помещений можно сдавать — так Кристоф скорее обретёт финансовую независимость. «Посёлок, в котором я вырос, находится неподалеку от Маастрихта. Это моя малая родина, и её жители сделали многое для того, чтобы я смог реализовать свой проект», — говорит он, добавляя, что никаких бюрократических преград на пути строительства не было. Эстетика функциональна и одновременно чувственна. «В детстве мне очень нравились деревянные дома и небольшие шалаши в горах, — говорит Сейферт. — Когда же я увидел деревянную изгородь перед палаццо на Гранд Канале в  Венеции, то подумал: «Вот он, идеальный фасад для моего дома».

Получившийся дом/студию планировали в течение семи лет, и хозяину пришлось самому вникать во все тонкости дизайна и архитектуры. Ставни делают поверхность многогранной: Сейферт хотел, чтобы постройка была «скорее объектом, чем зданием в традиционном смысле». Если закрыть ставни, ночью кажется, что это цельный деревянный брус, днём же всё выглядит иначе. Внутри студия очень утилитарна: простая отделка, предполагающая особенно продуманное и изящное использование бетона в пространстве, и открытая планировка, лишь по центру пересечённая узкими ванными комнатами. Студия Сейферта, прозванная местными жителями Ноевым ковчегом, — яркий образец современного пуризма, выделяющийся на фоне окружающего провинциального архитектурного ландшафта.

Чевон Ким и Бит Шенк из Uni Architects — небольшой студии, расположенной в Кембридже, штат Массачусетс, — использовали фанеру, применяемую при строительстве лодок, в качестве обшивки для последнего из своих реализованных проектов. XS House в Кембридже завершает большой архитектурный план, за который Ким принялась после того, как ей поставили диагноз рак груди, что, казалось бы, должно было разрушить все её замыслы на постройку чего-либо. Первым этапом была реконструкция дома с фасадом, частично остеклённым, а  частично облицованным сталью с эффектом ржавчины. Сегодня эту постройку используют в качестве офиса. Здание вызывало столь большой интерес у  прохожих, что Ким решила создать неподалёку уединённый уголок, где можно было бы спрятаться. «Мы поставили друг на друга три корпуса, развернув их так, чтобы создать по четыре потолочных световых люка на каждом из уровней, — говорит она. — Так мы получили естественный свет при минимуме окон и максимуме личного пространства — что важно в случае, если постройки находятся так близко друг к другу, как на этом участке. После экспериментов с другими видами древесины я выбрала фанеру за ее прочность, цену, текстуру, цвет и лёгкость в обращении», — говорит она. Дом обшит специальной морской фанерой, из которой мастерят лодки. Лаконичная форма делает здание похожим на огромный предмет мебели, его глухие фасады интригуют и покоряют. Детали интерьера тоже выдержаны в скупой манере. Каждый из уровней соединяется со следующим узкой деревянной лестницей, «сшивающей» пространство.

Швейцария, богатая «деревянными» традициями, в  деле усовершенствования работы с природным материалом пошла ещё дальше. Работа архбюро Lands Architetture — летний дом Mystery Box недалеко от Лугано — прекрасный пример поиска безупречности в этом вопросе. Резиденция, выстроенная в тихом месте с великолепными панорамными видами, создана в духе минимализма — об этом просили заказчики. Они хотели избежать массы ненужных вещей, располагая при этом достаточным пространством для большой семьи. В интерьере использованы перегородки, позволяющие менять площади помещений. «В доме нет внутренних стен»,   — говорит Эммануэль Саурвайн из Lands. — Шкафы, поставленные на колёса, являются перегородками, с помощью которых жильцы могут постоянно менять внутреннюю планировку».Снаружи идея изменчивости интерьера отражеотражена в фасаде из тонких реек и скользящих панелей. Стены могут полностью открываться или создавать уединённые альковы, из которых так приятно любоваться великолепными видами, изящно обрамлёнными горизонтальными деревянными планками. Наверняка мы не откроем тайны, если скажем, что наиболее впечатляющие примеры архитектурного столярничества всегда чем-то напоминают современный мебельный дизайн. Новая деревянная архитектура выполняется на заказ, и это не кричащая безвкусица, а тонкая смесь качественного внешнего вида и традиционных методов строительства. И, как и хорошая мебель, она будет отлично смотреться в любом окружениии.

 XS House в  Массачусетсе состоит из трёх смещённых друг относительно друга коробов со световыми люками, наполняющими здание естественным светом XS House в  Массачусетсе состоит из трёх смещённых друг относительно друга коробов со световыми люками, наполняющими здание естественным светом
Фасад Mystery Box в Лугано выполнен из  узких деревянных реек и  раздвижных панелей, которые открывают великолепный панорамный  вид Фасад Mystery Box в Лугано выполнен из  узких деревянных реек и  раздвижных панелей, которые открывают великолепный панорамный  вид
Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки: