За стеклом
- Архитектура
- Объект
информация:
-
что:
Стеклянный павильон Музея искусств Толидо -
где:
США. Толидо -
мастерская:
SANAA
Недавно открытый Стеклянный выставочный павильон в Толедо — пример кристально чистого гения в исполнении японского архитектурного дуэта SANAA
Недавно открытый Стеклянный выставочный павильон в Толедо — пример кристально чистого гения в исполнении японского архитектурного дуэта SANAA
Толедо, штат Огайо, известный своим стеклопроизводством, раньше мог похвастаться только сугубо утилитарной продукцией — бутылками, автомобильными и оконными стёклами. Теперь его жители смогут гордиться чем-то более значительным и элегантным. Токийское бюро SANAA под руководством Кадзуо Сэдзима и Рюэ Нисидзава осуществило в этом промышленном городе свой первый в США проект — построило Стеклянный павильон Музея искусств Толедо.
Пять лет назад SANAA выиграло тендер на строительство павильона стоимостью $30 млн., и в августе этого года он был открыт напротив самого музея, неоклассического здания 1912 года, к которому примыкает пристройка, 13 лет назад сделанная Франком Гери. Новый одноэтажный павильон площадью 25 000 м2 представляет собой прямоугольную стеклянную конструкцию со скругленными углами. Все, что заключено в его прозрачных стенах, связано с художественным стеклом — постоянная и временная экспозиции, а также стеклодувные мастерские. Все залы имеют закруглённые углы и разделяются высокими стеклянными ородками. Структура в целом кажется огромным трёхмерным пазлом, составленным из совершенных по форме плоских и изогнутых стеклянных панелей.
Самое привлекательное в здании — визуальные эффекты, создаваемые многослойным стеклом. Уже от входа, к примеру, можно видеть все помещения музея сквозь прозрачные стены. В центре павильона есть два внутренних дворика: кусочек открытого неба создаёт умиротворённую атмосферу. «Мы хотели привнести свет внутрь», — говорит Сэдзима, объясняя, что дворики не только поддерживают сложный пространственный ритм, но и позволяют проводить там выставки в хорошую погоду. Внешний вид павильона постоянно меняется: днём в его фасадах отражается окружающий пейзаж — высокие деревья и викторианские дома, расположенные вокруг комплекса.
Среди самых заметных последних работ SANAA — Музей современного искусства ХХ века с галереями строгих геометрических форм, построенный в 2004 году в японском городе Канадзава, а также завершённая в 2003 году великолепная башня флагманского магазина Christian Di or в Токио, похожая на поставленные друг на друга кубы, разделённые горизонтальными акриловыми панелями. В немецком Эссене SANAA недавно открыло школу менеджмента и ландшафтного дизайна «Цольферрайн» — здание, представляющее собой белый железобетонный куб с квадратными окнами, которые отличаются по размеру и располагаются хаотически. Внутренние помещения отличаются по высоте и объёму, что порождает разнообразные световые эффекты и позволяет использовать их в разных целях. Сейчас в процессе строительства находятся филиал Лувра во французском городке Ланс и Новый музей современного искусства в Нью-Йорке.
Стеклянный павильон Музея искусств в Толедо сочетает все фирменные черты SANAA: умелую организацию пространства, способность манипулировать прозрачными и полупрозрачными поверхностями и, конечно же, мастерское использование света.