27.11.2006

Бункер

  • Архитектура
  • Объект
Культурный центр в Синесе. Верхний, наземный этаж опоясывают панорамные окна, сквозь которые здание просматривается насквозь.
Фото: Даниэль Малхао Культурный центр в Синесе. Верхний, наземный этаж опоясывают панорамные окна, сквозь которые здание просматривается насквозь. Фото: Даниэль Малхао

информация:

  • где:
    Португалия. Синес

В португальском городе Синес архитекторы братья Айрес Матеус спроектировали Центр современного искусства, спрятав большую часть выставочных площадей под землю

Средневековый порт Синес насквозь просолен морской историей. Возвышающийся над побережьем в  районе Алентехо в Португалии, он в первую очередь знаменит тем, что здесь родился Васко да Гама. Первооткрыватель морского пути в Восточную Индию появился на свет в крепости Синес в 1468 году, и был крещён в местной приходской церкви. Но с  недавних пор да Гама — уже не единственная гордость этого милого местечка. Город обрёл новую достопримечательность. В 2001 году лиссабонское архбюро Aires Mateus e Associados (основанное братьями Мануэлем и Франческо Айрес Матеусами) приступило к строительству Центра искусств в Синесе. Заказ предполагал возведение многофункционального комплекса с библиотекой, историческим архивом, аудиторией для лекций и выставочными залами. Единственное, о чём не было сказано ни слова, — собственно о месте строительства. «Сначала мы раздумывали над тем, чтобы водрузить здание на скалы у моря, — объясняет Мануэль. — Но потом стало ясно, что лучше строить его в самом центре Синеса».

Авторы не хотели, чтобы комплекс выглядел инородцем среди окружающих портовых построек. «Мы представляли его частью старого Синеса. Нам хотелось приоткрыть сквозь него дверь в прошлое города», — говорит Мануэль. Для реализации этой задачи подошли палисадники, соединяющие Центр с  разветвлённой сетью маленьких улочек. «Люди просто не могут пройти мимо: здание расположено на главной улице, — добавляет Мануэль, — у них нет другого пути — только внутрь».Соединяя постройку с архитектурой старой части города, архитекторы задали ему традиционные для средневековых замков размеры, а фасад облицевали местным известняком. Полы в белоснежных интерьерах выложены белым мрамором из каменоломен Алентехо. В качестве главного приёма объединения пространства братья Айрес Матеус выбрали «уникальный португальский свет». «Мы хотели, чтобы внутри свет бесконечно струился, именно поэтому всё здесь белое, — объясняет Мануэль.— Этот приём помог нам собрать разрозненные элементы постройки в единую композицию».

Снаружи трёхэтажное здание, большая часть которого расположена под землёй, похоже на гигантские надгробные плиты. Вся конструкция перерезана по горизонтали 40-метровыми бетонными полосами, или «мостами», на которых покоятся 4  отдельных функциональных объёма. Панорамные окна на верхнем этаже — на уровне улицы — открывают сногсшибательный вид на море и одновременно создают эффект прозрачности. Внутренние помещения здания легко рассмотреть с улицы. Главная аудитория Центра сделана как стеклянная коробка. Сложнее всего было придумать способ затемнять днём почти прозрачный зал, чтобы там можно было показывать слайды во время лекций. «Над акустикой также пришлось поломать голову. С такого рода строениями всегда нужно работать тщательно».Братья Айрес Матеус, работающие вместе с  1989  года, считают, что родственные связи существенно повышают их конкурентоспособность на рынке. «Друг другу мы можем сказать всё, что думаем, прямо в глаза, — говорит Мануэль, — и нам не нужно ни за что извиняться».

Хорхе Сильва, ещё один руководитель проекта, полностью согласен: «Они говорят на одном языке, экономя таким образом массу времени».Оба брата занимаются лекционной практикой. В  их расписании — курсы в Гарварде, а также лиссабонских университетах Лусиада и Аутонома.Будь то жилые или общественные здания, проекты Aires Mateus основаны на игре между материями и пространствами. В 2003 году испанский архитектор Альберто Кампо Баеза описал их деятельность метким афоризмом: «Чтобы построить дом, заключи горсть воздуха в стены». Результаты кажутся обманчиво простыми: на деле творения Aires Mateus — это сложная смесь пустот и несущих конструкций. Для Мануэля самое интересное в Центре Синеса — подземный коридор, ведущий из фойе к мостовой. «Тебе кажется, что ты на поверхности, из-за того что везде свет, — с энтузиазмом говорит он и продолжает: — В этом самом месте все части здания сходятся воедино. Это и есть суть проекта — продемонстрировать неразрывность пространства».

Вдохновение
«У каждого из нас свои архитектурные боги», — говорит Мануэль Айрес Матеус. Однако оба брата признают, что наибольшее влияние на их творчество оказал швейцарский архитектор Питер Цумтор.

Планы на будщее
Последний проект — отель на площади Гранд Канала в Дублине. Работая над проектом, архитекторы вдохновлялись тем, как выглядит Мостовая Гиганта (Giant’s Causeway) — каменистая часть морского побережья Северной Ирландии, уступы которого состоят из базальтовых шестигранников разной высоты.

текст: Бен Кобб
Культурный центр в Синесе. По проекту Aires Mateus внутренние пространства сформированы монолитными
бетонными структурами
Культурный центр в Синесе. По проекту Aires Mateus внутренние пространства сформированы монолитными бетонными структурами
Культурный центр в Синесе. Белизна интерьеров Центра помогает избежать клаустрофобии даже в поземной части
Культурный центр в Синесе. Белизна интерьеров Центра помогает избежать клаустрофобии даже в поземной части
Культурный центр в Синесе.
Культурный центр в Синесе.
Культурный центр в Синесе.
Культурный центр в Синесе.
Культурный центр в Синесе.
Культурный центр в Синесе.
Культурный центр в Синесе. Для облицовки комплекса использован местный известняк, из которого построены все исторические здания Синеса
Культурный центр в Синесе. Для облицовки комплекса использован местный известняк, из которого построены все исторические здания Синеса
Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки: