20.11.2010
Владимир Белоголовский //
Татлин, №5 2010
Оптимистическое завтра. Об экспозиции Российского павильона в Венеции
- Репортаж
- выставка
Фотографии Юлии Тарабариной
информация:
-
где:
Италия. Венеция -
событие:
XII Венецианская биеннале архитектуры -
тема:
Российский павильон на XII биеннале в Венеции XII Архитектурная биеннале в Венеции
Архитектура – древнее искусство, но архитекторы, похоже, никогда не договорятся о том, как лучше обустроить нашу жизнь. Раз в два года лучшие профессионалы слетаются в застывшую во времени Венецию, чтобы подискутировать об архитектуре прошлого, настоящего и будущего.
Тему нынешней, XII архитектурной биеннале, предложенную ее куратором архитектором из токийского бюро SANAA Казио Седжимой, “Люди встречаются в архитектуре” конкретной не назовешь. Но такая неопределенность уместна, поскольку продолжает серию тем биеннале последних лет: “Архитектура вне зданий”, “Города”, “Метаморфозы”, Next и “Меньше эстетики, больше этики”. Ведь задача биеннале не собрать готовые рецепты, а представить самые разные интересные и эмоциональные идеи, указывающие на новые возможности архитектуры как искусства и инструмента обустройства жизни современного цивилизованного общества. Отсюда и многообразие национальных и индивидуальных инсталляций.
Экспозицию Российского павильона предложили кураторы Сергей Чобан, Павел Хорошилов и Григорий Ревзин. Впервые выбор главного куратора определился в результате специального конкурса, организованного в прошлом году Юрием Аввакумовым в рамках фестиваля “Зодчество”. Тогда победил тандем Сергея Чобана и Ирины Шиповой, представивших проект “Неприкосновенный запас” – ряд успешно модернизированных промышленных объектов в России.
Экспозиция Российского павильона на нынешней биеннале основана на той же идее, но в качестве примера предлагает отдельно взятый город. Это Вышний Волочек в Тверской области, расположенный на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом и удобно связанный с ними автомобильным и железнодорожным транспортом. Город, возникший в середине 15-го века в северной части пути “из Варяг в Греки”, известен своими культурными традициями. Когда-то в нем процветала текстильная промышленность и производство стекла, а в начале 18-го века по замыслу Петра Первого здесь была создана сеть каналов, соединяющих реки, которых много в этих местах. Акватория роднит этот город с Венецией. Численность населения Вышнего Волочка неуклонно сокращается с начала 70-х годов 20-го века. Сейчас в этом городе примерно 50 тысяч жителей.
Сюрреалистические фотографии обветшалых домов и опустевших кварталов Вышнего Волочка, сделанные для выставочного каталога фотографом Юрием Пальминым, производят страшное впечатление. Кажется, будто после чудовищной трагедии все живое здесь навсегда исчезло. Как появляются такие города? Кто в них живет и зачем? Есть ли хоть какая-то надежда на их возрождение? Говорят, что таких городов в России сотни. Они не приспособлены к жесткой рыночной экономике, не в состоянии обеспечить своих жителей работой и предоставить им возможности для достойного существования. Поэтому люди предпочитают изменить свою судьбу одним махом, переселившись в более крупный соседний или столичный город. Их можно понять. Я сам когда-то променял Одессу на Нью-Йорк.
Кураторы же Российского павильона предлагают альтернативное решение. Их проект “Фабрика Россия” поднимает тему модернизации российских малых городов путем перепрофилирования фабричных зданий. Это должно восстановить градостроительную сеть малых городов России и помочь в решении проблемы централизации активности в городах-миллионниках, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Архитектура в данном случае служит инструментом для создания интересной, функциональной и комфортной среды обитания. Для решения такой задачи в Вышнем Волочке были выбраны пять запущенных зон – четыре фабрики и центр города. А их реорганизация была поручена двоим архитекторам из Москвы (Сергею Скуратову и Владимиру Плоткину) и двоим из Санкт-Петербурга (Евгению Герасимову и Никите Явейну). Пятый проект подготовило бюро SPEECH, возглавляемое самим Сергеем Чобаном и его партнером Сергеем Кузнецовым.
Из пяти проектов хотелось бы отметить два. Первый – Никиты Явейна. В нем архитектор предложил перезагрузить водную систему города и на основе фабрики “Таболка” создал проект, где каждый объект весьма поэтично взаимодействует с водой. Второй проект разработан бюро SPEECH в сотрудничестве с модельером Аленой Ахмадулиной на базе фабрики “Аэлита”. Помимо новых промышленных, торговых, развлекательных и культурных центров, проект предполагает необычный мост для демонстрации моделей и залы музея моды. Когда-то мой собственный конкурсный проект получил специальную премию за идею перебросить через миланскую Дарсену мост-подиум с аналогичными бутиками и театром моды. Неделя моды в Вышнем Волочке? Почему бы и нет!
Именно в таких, казалось бы, безнадежных местах и зарождаются самые смелые утопические проекты. Однако американский архитектор Даниэль Бернхэм говорил: “Не стройте маленьких планов. Они не способны будоражить кровь и, скорее всего, их никто и не станет реализовывать”.
Экспозиция Российского павильона выглядит весьма достойно и точно соответствует теме биеннале. Благодаря безграничной энергии Сергея Чобана, неустанно рассказывающего гостям павильона о своем детище, здесь, как и задумала Седжима, постоянно “встречаются люди”. Надо сказать, среди них немало скептиков. Значит проект дорогого стоит. А тема модернизации четко заявлена и в ряде других павильонов, подтверждая правильность выбора кураторов.
Выставка расположена в трех обособленных и выстроенных в одну линию залов бельэтажа. В первом – голые кирпичные стены создают иллюзию, будто вы находитесь в помещении одной из фабрик Вышнего Волочка. Здесь демонстрируется черно-белый короткометражный фильм, скорее художественный, чем документальный. В нем красиво рассказывается грустная история города, будущее которого в следующем (центральном) зале представляет круговая диорама. Она написана в реалистической манере маслом на холсте, причем в сегодняшнюю панораму города вписаны объекты оптимистического завтра. А стены третьего зала – с пола до потолка предоставлены детальным визуализациям нового города.
Весьма буквальная подача российского проекта, безусловно, отличается из более абстрактных и концептуальных инсталляций многих других павильонов. Больше всего мне понравились экспозиции Голландии и Бельгии. Первая – парящим над головами городом, выстроенным из собранных по всей стране исторических усадеб, мельниц и фабрик, которым грозит исчезновение. А вторая – высокохудожественно представленными материалами, на которых видны красивые следы… износа. Вместо холстов и скульптур здесь наталкиваешься на исцарапанный офисным стулом линолеум, на истоптанный ковер, пожелтевший гипсовый потолок и так далее. Чем не претенциозная художественная галерея в нью-йоркском Челси?
Интересно попадаться на провокации самому и наблюдать за тем, как на них попадаются другие. Эти и подобные экспозиции художественны и ироничны. Они заряжают эмоционально и подталкивают к дискуссиям и размышлениям. Какова роль архитектуры и архитектора? Что делает наше общество современным? Что делает город уютным и живым? Сколько шедевров необходимо одному городу? Как трансформировать индустриальную зону в динамичный, густонаселенный жилой район? Архитекторам просто необходимо задавать подобные вопросы. Ответы быстро теряют злободневность. Вопросы никогда не теряют остроты.
Тем не менее, Россия – случай особый, и ответы, представленные в ее павильоне, вполне оправданны. Уж очень серьезная там сложилась ситуация. Поэтому следует использовать любой крупный международный форум, чтобы рассказать о реально существующей проблеме прозябания малых городов страны.
В Европе и Америке существует множество привлекательных малых городов на базе культурных, спортивных или учебных центров. Главное, что делает эти места привлекательными, – в них просто приятно проводить время. Они живописны, красивы и в них есть чем заняться. К примеру, я пишу эту статью в старинном доме крошечного городка Мондавио, недалеко от Урбино. Численность его населения, значительно уступает нью-йоркской многоэтажке, в которой я живу. На первый взгляд, может показаться, что в этом городишке мало что изменилось за сотни лет. Но это не так. За идеально отреставрированными кирпичными фасадами средневековых домиков давно существует абстрагированная от этого места современная комфортная жизнь людей, которые не только не говорят по-итальянски, но и бывают здесь не дольше нескольких недель в году. Местным такая жизнь не по карману. Они обитают в куда менее привлекательных жилищах у подножия холма, за крепостной стеной. Хозяйка моего дома австралийка. Домом напротив владеет американец, дальше немец, англичанин, француз... На соседней улице утопающий в цветах домик с видом на живописные холмы, где раскинулись фермерские земли, выставлен на продажу. Его тоже купит какой-нибудь любитель мягкого итальянского климата, пляжей средиземноморья и искусства богатейшей историческими памятниками страны.
В Вышнем Волочке ничего подобного нет и даже восстановление того, что здесь когда-то было, потребует значительных затрат. Иностранцев и российских миллионеров сюда завлечь не удастся. Поэтому создавать здесь следует прежде всего реальный город с реальными рабочими местами, но не только. Именно поэтому архитекторы отнеслись к этому проекту комплексно, предлагая насытить город – помимо – реконструированных заводов, фабрик и квартирных комплексов – музеями, театрами, ресторанами, отелями, торговыми комплексами, оздоровительными центрами, спортивными школами, яхт-клубами, концертными залами, парками аттракционов и променадами.
“Золотой лев” за лучшую экспозицию XII венецианской архитектурной биеннале достался павильону Королевства Бахрейн, где воспроизведены три деревянные рыбацкие хижины на берегу Персидского залива. Посетителей знакомят с тем, как быстро меняется эта страна, а вместе с ней и побережье. Когда-то местная экономика почти полностью зависела от добычи рыбы и жемчуга, а сегодня унылые хижины часто оказываются заброшенными или используются не по назначению, а некоторые служат местами встреч и чаепитий, что идеально раскрывает тему биеннале. В павильоне Королевства Бахрейн можно отдохнуть на мягких подушечках, поразмышлять и пойти дальше.
А что дальше? Этому как раз и посвящена тема Российского павильона. Остается надеяться, что венецианский проект не превратится в очередную утопию. Уверен, что этого не случится хотя бы потому, что есть такие архитекторы, как Сергей Чобан, которые инициируют проекты там, где еще нет никаких заказов. Раньше не было…
Экспозиция “Фабрика Россия” проходит в Российском павильоне венецианской биеннале в садах Джардини до 21 ноября.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Экспозицию Российского павильона предложили кураторы Сергей Чобан, Павел Хорошилов и Григорий Ревзин. Впервые выбор главного куратора определился в результате специального конкурса, организованного в прошлом году Юрием Аввакумовым в рамках фестиваля “Зодчество”. Тогда победил тандем Сергея Чобана и Ирины Шиповой, представивших проект “Неприкосновенный запас” – ряд успешно модернизированных промышленных объектов в России.
Экспозиция Российского павильона на нынешней биеннале основана на той же идее, но в качестве примера предлагает отдельно взятый город. Это Вышний Волочек в Тверской области, расположенный на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом и удобно связанный с ними автомобильным и железнодорожным транспортом. Город, возникший в середине 15-го века в северной части пути “из Варяг в Греки”, известен своими культурными традициями. Когда-то в нем процветала текстильная промышленность и производство стекла, а в начале 18-го века по замыслу Петра Первого здесь была создана сеть каналов, соединяющих реки, которых много в этих местах. Акватория роднит этот город с Венецией. Численность населения Вышнего Волочка неуклонно сокращается с начала 70-х годов 20-го века. Сейчас в этом городе примерно 50 тысяч жителей.
Сюрреалистические фотографии обветшалых домов и опустевших кварталов Вышнего Волочка, сделанные для выставочного каталога фотографом Юрием Пальминым, производят страшное впечатление. Кажется, будто после чудовищной трагедии все живое здесь навсегда исчезло. Как появляются такие города? Кто в них живет и зачем? Есть ли хоть какая-то надежда на их возрождение? Говорят, что таких городов в России сотни. Они не приспособлены к жесткой рыночной экономике, не в состоянии обеспечить своих жителей работой и предоставить им возможности для достойного существования. Поэтому люди предпочитают изменить свою судьбу одним махом, переселившись в более крупный соседний или столичный город. Их можно понять. Я сам когда-то променял Одессу на Нью-Йорк.
Кураторы же Российского павильона предлагают альтернативное решение. Их проект “Фабрика Россия” поднимает тему модернизации российских малых городов путем перепрофилирования фабричных зданий. Это должно восстановить градостроительную сеть малых городов России и помочь в решении проблемы централизации активности в городах-миллионниках, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Архитектура в данном случае служит инструментом для создания интересной, функциональной и комфортной среды обитания. Для решения такой задачи в Вышнем Волочке были выбраны пять запущенных зон – четыре фабрики и центр города. А их реорганизация была поручена двоим архитекторам из Москвы (Сергею Скуратову и Владимиру Плоткину) и двоим из Санкт-Петербурга (Евгению Герасимову и Никите Явейну). Пятый проект подготовило бюро SPEECH, возглавляемое самим Сергеем Чобаном и его партнером Сергеем Кузнецовым.
Из пяти проектов хотелось бы отметить два. Первый – Никиты Явейна. В нем архитектор предложил перезагрузить водную систему города и на основе фабрики “Таболка” создал проект, где каждый объект весьма поэтично взаимодействует с водой. Второй проект разработан бюро SPEECH в сотрудничестве с модельером Аленой Ахмадулиной на базе фабрики “Аэлита”. Помимо новых промышленных, торговых, развлекательных и культурных центров, проект предполагает необычный мост для демонстрации моделей и залы музея моды. Когда-то мой собственный конкурсный проект получил специальную премию за идею перебросить через миланскую Дарсену мост-подиум с аналогичными бутиками и театром моды. Неделя моды в Вышнем Волочке? Почему бы и нет!
Именно в таких, казалось бы, безнадежных местах и зарождаются самые смелые утопические проекты. Однако американский архитектор Даниэль Бернхэм говорил: “Не стройте маленьких планов. Они не способны будоражить кровь и, скорее всего, их никто и не станет реализовывать”.
Экспозиция Российского павильона выглядит весьма достойно и точно соответствует теме биеннале. Благодаря безграничной энергии Сергея Чобана, неустанно рассказывающего гостям павильона о своем детище, здесь, как и задумала Седжима, постоянно “встречаются люди”. Надо сказать, среди них немало скептиков. Значит проект дорогого стоит. А тема модернизации четко заявлена и в ряде других павильонов, подтверждая правильность выбора кураторов.
Выставка расположена в трех обособленных и выстроенных в одну линию залов бельэтажа. В первом – голые кирпичные стены создают иллюзию, будто вы находитесь в помещении одной из фабрик Вышнего Волочка. Здесь демонстрируется черно-белый короткометражный фильм, скорее художественный, чем документальный. В нем красиво рассказывается грустная история города, будущее которого в следующем (центральном) зале представляет круговая диорама. Она написана в реалистической манере маслом на холсте, причем в сегодняшнюю панораму города вписаны объекты оптимистического завтра. А стены третьего зала – с пола до потолка предоставлены детальным визуализациям нового города.
Весьма буквальная подача российского проекта, безусловно, отличается из более абстрактных и концептуальных инсталляций многих других павильонов. Больше всего мне понравились экспозиции Голландии и Бельгии. Первая – парящим над головами городом, выстроенным из собранных по всей стране исторических усадеб, мельниц и фабрик, которым грозит исчезновение. А вторая – высокохудожественно представленными материалами, на которых видны красивые следы… износа. Вместо холстов и скульптур здесь наталкиваешься на исцарапанный офисным стулом линолеум, на истоптанный ковер, пожелтевший гипсовый потолок и так далее. Чем не претенциозная художественная галерея в нью-йоркском Челси?
Интересно попадаться на провокации самому и наблюдать за тем, как на них попадаются другие. Эти и подобные экспозиции художественны и ироничны. Они заряжают эмоционально и подталкивают к дискуссиям и размышлениям. Какова роль архитектуры и архитектора? Что делает наше общество современным? Что делает город уютным и живым? Сколько шедевров необходимо одному городу? Как трансформировать индустриальную зону в динамичный, густонаселенный жилой район? Архитекторам просто необходимо задавать подобные вопросы. Ответы быстро теряют злободневность. Вопросы никогда не теряют остроты.
Тем не менее, Россия – случай особый, и ответы, представленные в ее павильоне, вполне оправданны. Уж очень серьезная там сложилась ситуация. Поэтому следует использовать любой крупный международный форум, чтобы рассказать о реально существующей проблеме прозябания малых городов страны.
В Европе и Америке существует множество привлекательных малых городов на базе культурных, спортивных или учебных центров. Главное, что делает эти места привлекательными, – в них просто приятно проводить время. Они живописны, красивы и в них есть чем заняться. К примеру, я пишу эту статью в старинном доме крошечного городка Мондавио, недалеко от Урбино. Численность его населения, значительно уступает нью-йоркской многоэтажке, в которой я живу. На первый взгляд, может показаться, что в этом городишке мало что изменилось за сотни лет. Но это не так. За идеально отреставрированными кирпичными фасадами средневековых домиков давно существует абстрагированная от этого места современная комфортная жизнь людей, которые не только не говорят по-итальянски, но и бывают здесь не дольше нескольких недель в году. Местным такая жизнь не по карману. Они обитают в куда менее привлекательных жилищах у подножия холма, за крепостной стеной. Хозяйка моего дома австралийка. Домом напротив владеет американец, дальше немец, англичанин, француз... На соседней улице утопающий в цветах домик с видом на живописные холмы, где раскинулись фермерские земли, выставлен на продажу. Его тоже купит какой-нибудь любитель мягкого итальянского климата, пляжей средиземноморья и искусства богатейшей историческими памятниками страны.
В Вышнем Волочке ничего подобного нет и даже восстановление того, что здесь когда-то было, потребует значительных затрат. Иностранцев и российских миллионеров сюда завлечь не удастся. Поэтому создавать здесь следует прежде всего реальный город с реальными рабочими местами, но не только. Именно поэтому архитекторы отнеслись к этому проекту комплексно, предлагая насытить город – помимо – реконструированных заводов, фабрик и квартирных комплексов – музеями, театрами, ресторанами, отелями, торговыми комплексами, оздоровительными центрами, спортивными школами, яхт-клубами, концертными залами, парками аттракционов и променадами.
“Золотой лев” за лучшую экспозицию XII венецианской архитектурной биеннале достался павильону Королевства Бахрейн, где воспроизведены три деревянные рыбацкие хижины на берегу Персидского залива. Посетителей знакомят с тем, как быстро меняется эта страна, а вместе с ней и побережье. Когда-то местная экономика почти полностью зависела от добычи рыбы и жемчуга, а сегодня унылые хижины часто оказываются заброшенными или используются не по назначению, а некоторые служат местами встреч и чаепитий, что идеально раскрывает тему биеннале. В павильоне Королевства Бахрейн можно отдохнуть на мягких подушечках, поразмышлять и пойти дальше.
А что дальше? Этому как раз и посвящена тема Российского павильона. Остается надеяться, что венецианский проект не превратится в очередную утопию. Уверен, что этого не случится хотя бы потому, что есть такие архитекторы, как Сергей Чобан, которые инициируют проекты там, где еще нет никаких заказов. Раньше не было…
Экспозиция “Фабрика Россия” проходит в Российском павильоне венецианской биеннале в садах Джардини до 21 ноября.