01.11.2010
Газета Союза архитекторов России (СА), № 10 (14) 2010
Венецианские впечатления. В Венеции
- Репортаж
- фестиваль
информация:
-
где:
Италия. Венеция -
архитектор:
Дзюнья Исигами -
тема:
XII Архитектурная биеннале в Венеции
Архитектурная биеннале 2010 года проходит под девизом «Люди встречаются в архитектуре». Сама эта фраза уже подразумевает смещение акцента с визуальной репрезентации объекта к функционально определенной реальности встречи, общения и взаимопроникновения идей и образов
Как человек, имеющий некоторое профессиональное отношение лишь к внешней и зримой стороне архитектуры, я вынужден сознаться, что наиболее яркие, тонкие и выразительные работы с выставки остались буквально за кадром этого небольшого фотоотчета. Блестящая инсталляция Дзуньи Исигами «Архитектура как воздух», заслуженно получившая золото за проект, принципиально не поддается съемке, так как соткана из тончайших карбоновых нитей, видимых лишь с небольшого расстояния. К тому же работа была буквально уничтожена толпой журналистов, прошедших сквозь нее в первый же день превью. Вот, однако, некоторые из тех работ, которые снять все же удалось.
И еще, напоследок, об оставшемся за кадром. Очень эффектен декларативный пафос французского павильона, где под кураторством Доминика Перро говорящие архитектурные головы зовут в светлое будущее урбанизма. Особенно хорош похожий на Доктора Зло Нувель. Великолепны швейцарцы, показавшие фотовыставку Мартина Линзи про мосты в пейзажах: фирменный швейцарский дзен, что так здорово проявляется у Цумтора и Динеров здесь просто лечит разум, разбухший от неразрешимых проблем. Поэзия серьезности в иконографическом проекте Колхааса о наследии (вот одна из таких проблем). Наконец, лучшая, на мой взгляд, коллатеральная выставка – Пиранези на острове Сан-Джорджо. Юрий ПальминАВСТРАЛИЯ – Now and When, кураторы Джон Голлингс, Иван Рьявец. Два стереофильма, один (Now) о нынешнем континента, где подавляющее большинство населения обитает в сверхвысотных мегаполисах побережья, в то время, как запад зияет поражающими воображение гигантскими шахтами и карьерами, из которых черпается материал для строительства городов; другой (When) – рендеринги конкурсных проектов далекого будущего. Народ стоит в очереди за стереоочками.
АВСТРИЯ – Under Construction, куратор Эрик Оуэн Мосс. Стройплощадка. Австрийские архитекторы строят за рубежом, иностранцы приезжают в Австрию. Идея австрийской культуры как перманентной перестройки и переосмысления ценностей.
БАХРЕЙН – Reclaim, куратор Нура Аль-Сайех. Золото за национальный павильон. Пламенный привет с Востока Николаю Переслегину. Три рыбацких сарая аккуратно разобраны и перевезены в Венецию. По мере того как девелопмент наступает на побережье, лачуги уходят на сваях все дальше в море.
БЕЛЬГИЯ – Usus/Usures, кураторы Ариана д'Хооп, Бенедикта Зитуни. Сначала кажется, что попал на очень приличную, но вполне заурядную выставку умеренно современного искусства. Когда понимаешь, что все работы – это естественные следы человеческого присутствия в архитектуре (протертый паркет, следы от мебели на линолеуме и ковролине, перила с облезшей от сотни рук краской), становится просто хорошо от ясности идеи и класса исполнения.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ – Villa Frankenstein, куратор muf architects. В английском павильоне несколько хитро связанных между собою независимых проектов. Монтаж из венецианских дневников Рескина и любительских снимков Венеции 1960-х годов можно разглядывать бесконечно. Самое большое пространство павильона переделано в амфитеатр для ежечасных уроков рисунка.
ВЕНГРИЯ – Borderline Architecture, куратор Андор Весеень-Гарой. Очень красивая, точная и романтичная работа о рождении архитектурной формы из акта карандашного рисования.
ГЕРМАНИЯ – Sehnsucht, кураторы Кордула Рау, Эберхард Трегер, Оле Фишер. В названии страстное желание и одновременно его неутолимость. Два зала – один буквально завешан эскизами, набросками и зарисовками, второй многократно умножает пустоту зеркальными стенами. Пустота катализирует жажду формы, но принципиально не насыщается.
ГОЛЛАНДИЯ – Vacant NL, кураторы Рональд и Эрик Риитвельды. Голландский павильон в Джардини был построен в 1954 году. Если вычесть из его возраста суммарную продолжительность всех выставок, получится, что он пустовал 39 лет. Экспозиция посвящена перспективам временного использования пустующих помещений, которых, как выяснилось, в Голландии очень и очень много.
ИТАЛИЯ – Ailati, куратор Лука Молинари. Один из разделов итальянской экспозиции называется «Лаборатория Италия». Здесь жизнь ставит перед архитекторами свои нелегкие проблемы, вроде «как нам обустроить современный город?» или «что делать с товарами, конфискованными у мафии?».
КАНАДА – Hylozoic Ground, куратор Филип Бизли. Феномен самозарождения мыши в гнилом зерне известен человеку с древнейших времен. Циф-ровые технологии делают хилозоику значительно
приятнее глазу. Лес из светящихся полупрозрачных образований, оснащенных датчиками дви-жения. Нравится детям.
КИТАЙ, Here for a Chinese Appointment, куратор Тань Кеянь. На мой взгляд, визуально удачное решение в одном из самых красивых интерьеров Арсенала.
ПОЛЬША – Emergency Exit, куратор Элиас Ред-стон. Страшилка на тему ужасов урбанизма. Много дыма, мало света, но можно залезть высоко-высоко и прыгнуть оттуда в клубящуюся пучину облаков.
РОССИЯ – Factory Russia, кураторы Сергей Чобан, Павел Хорошилов, Григорий Ревзин. Экспозиция
посвящена планам реконструкции Вышнего Волочка. В первом зале демонстрируется черно-белый видеофильм, поэтично представляющий сегодняшние будни города. Во втором представлена живописная диорама преображенного Волочка, отраженная, словно в чистой воде, в зеркале пола. Чу, в воздухе разносится звонкое птичье пение! Третий зал отдан проектной документации и фотофиксации дня настоящего.
РУМЫНИЯ – 1:1, куратор Тудор Влашчяну. На одного жителя румынской столицы приходится 94,4 м2 площади. Вот наглядная иллюстрация.
Фоторепортаж Юрия Пальмина
Комментарии
comments powered by HyperComments
И еще, напоследок, об оставшемся за кадром. Очень эффектен декларативный пафос французского павильона, где под кураторством Доминика Перро говорящие архитектурные головы зовут в светлое будущее урбанизма. Особенно хорош похожий на Доктора Зло Нувель. Великолепны швейцарцы, показавшие фотовыставку Мартина Линзи про мосты в пейзажах: фирменный швейцарский дзен, что так здорово проявляется у Цумтора и Динеров здесь просто лечит разум, разбухший от неразрешимых проблем. Поэзия серьезности в иконографическом проекте Колхааса о наследии (вот одна из таких проблем). Наконец, лучшая, на мой взгляд, коллатеральная выставка – Пиранези на острове Сан-Джорджо. Юрий ПальминАВСТРАЛИЯ – Now and When, кураторы Джон Голлингс, Иван Рьявец. Два стереофильма, один (Now) о нынешнем континента, где подавляющее большинство населения обитает в сверхвысотных мегаполисах побережья, в то время, как запад зияет поражающими воображение гигантскими шахтами и карьерами, из которых черпается материал для строительства городов; другой (When) – рендеринги конкурсных проектов далекого будущего. Народ стоит в очереди за стереоочками.
АВСТРИЯ – Under Construction, куратор Эрик Оуэн Мосс. Стройплощадка. Австрийские архитекторы строят за рубежом, иностранцы приезжают в Австрию. Идея австрийской культуры как перманентной перестройки и переосмысления ценностей.
БАХРЕЙН – Reclaim, куратор Нура Аль-Сайех. Золото за национальный павильон. Пламенный привет с Востока Николаю Переслегину. Три рыбацких сарая аккуратно разобраны и перевезены в Венецию. По мере того как девелопмент наступает на побережье, лачуги уходят на сваях все дальше в море.
БЕЛЬГИЯ – Usus/Usures, кураторы Ариана д'Хооп, Бенедикта Зитуни. Сначала кажется, что попал на очень приличную, но вполне заурядную выставку умеренно современного искусства. Когда понимаешь, что все работы – это естественные следы человеческого присутствия в архитектуре (протертый паркет, следы от мебели на линолеуме и ковролине, перила с облезшей от сотни рук краской), становится просто хорошо от ясности идеи и класса исполнения.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ – Villa Frankenstein, куратор muf architects. В английском павильоне несколько хитро связанных между собою независимых проектов. Монтаж из венецианских дневников Рескина и любительских снимков Венеции 1960-х годов можно разглядывать бесконечно. Самое большое пространство павильона переделано в амфитеатр для ежечасных уроков рисунка.
ВЕНГРИЯ – Borderline Architecture, куратор Андор Весеень-Гарой. Очень красивая, точная и романтичная работа о рождении архитектурной формы из акта карандашного рисования.
ГЕРМАНИЯ – Sehnsucht, кураторы Кордула Рау, Эберхард Трегер, Оле Фишер. В названии страстное желание и одновременно его неутолимость. Два зала – один буквально завешан эскизами, набросками и зарисовками, второй многократно умножает пустоту зеркальными стенами. Пустота катализирует жажду формы, но принципиально не насыщается.
ГОЛЛАНДИЯ – Vacant NL, кураторы Рональд и Эрик Риитвельды. Голландский павильон в Джардини был построен в 1954 году. Если вычесть из его возраста суммарную продолжительность всех выставок, получится, что он пустовал 39 лет. Экспозиция посвящена перспективам временного использования пустующих помещений, которых, как выяснилось, в Голландии очень и очень много.
ИТАЛИЯ – Ailati, куратор Лука Молинари. Один из разделов итальянской экспозиции называется «Лаборатория Италия». Здесь жизнь ставит перед архитекторами свои нелегкие проблемы, вроде «как нам обустроить современный город?» или «что делать с товарами, конфискованными у мафии?».
КАНАДА – Hylozoic Ground, куратор Филип Бизли. Феномен самозарождения мыши в гнилом зерне известен человеку с древнейших времен. Циф-ровые технологии делают хилозоику значительно
приятнее глазу. Лес из светящихся полупрозрачных образований, оснащенных датчиками дви-жения. Нравится детям.
КИТАЙ, Here for a Chinese Appointment, куратор Тань Кеянь. На мой взгляд, визуально удачное решение в одном из самых красивых интерьеров Арсенала.
ПОЛЬША – Emergency Exit, куратор Элиас Ред-стон. Страшилка на тему ужасов урбанизма. Много дыма, мало света, но можно залезть высоко-высоко и прыгнуть оттуда в клубящуюся пучину облаков.
РОССИЯ – Factory Russia, кураторы Сергей Чобан, Павел Хорошилов, Григорий Ревзин. Экспозиция
посвящена планам реконструкции Вышнего Волочка. В первом зале демонстрируется черно-белый видеофильм, поэтично представляющий сегодняшние будни города. Во втором представлена живописная диорама преображенного Волочка, отраженная, словно в чистой воде, в зеркале пола. Чу, в воздухе разносится звонкое птичье пение! Третий зал отдан проектной документации и фотофиксации дня настоящего.
РУМЫНИЯ – 1:1, куратор Тудор Влашчяну. На одного жителя румынской столицы приходится 94,4 м2 площади. Вот наглядная иллюстрация.
Фоторепортаж Юрия Пальмина