20.08.2006

Гостиница "Рэдиссон"—"Домакварэ" Сергея Чобана. 20-е письмо о современной архитектуре Берлина

  • Архитектура
  • Объект
Квартал DomAquarée – гостиница Radisson SAS. Фотограф © Anke Müllerklein Квартал DomAquarée – гостиница Radisson SAS. Фотограф © Anke Müllerklein

информация:

Новооткрытая гостиница “Рэдиссон”(Radisson) носит имя “Домакварэ”(Domaquaree). На редкость неудачное имя. Я уже встречался с несколькими искажёнными его формами. В русской прессе его кто-то поименовал не более не менее как “Дом акварели”

Начнем же мы, как всегда, с истории.
Участок, на котором здание расположено, в черте города — со средневековья. Однако к “парадной” части никогда не относился, а все оттого, что доступ перегораживал дворец. Лишь в XVIII веке здесь проложили пешеходный Кавалерский мост (Cavaliersbrücke), а нынешнюю улицу Либкнехта, ранее Кайзер-Вильгельм-Штрассе (Karl-Liebknecht-Str., Kaiser-Wilhelm-Str.), пробили лишь в конце XIX века. Да и тогда её с трудом удалось застроить — доходными домами.

В гитлеровской “столице мира” угловой участок предназначался Торгово-промышленной палате (Industrie- und Handelskammer), и был расчищен. Каковым и простоял до 1976 года, когда по шведскому проекты “Ferenc Kiss Arkitektkontor” не начали строить “Дворцовую гостиницу”(Palasthotel), восточноберлинский аналог Интуриста.
Забавно, что название она получила не от городского дворца Гогенцоллернов — его к тому времени уже снесли — а от свежеоткрытого Дворца республики (Palast der Republik).
Вы наверняка помните это многоэркерное панельное строение с зеркальной расстекловкой — выдающимся образчиком архитектуры его назвать было бы сложно. Однако оно вполне вписывалось в панельное же окружение.
В 2001 году его снесли и, по проекту нашего соотечественника Сергея Чобана (Sergei Tchoban, nps Tchoban Voss) начали возводить существующие дома.

Признаюсь, положение у меня — аховое: с одной стороны, я готов шляпу снять перед человеком, здесь находящимся не долее нас, но успевшим добиться столь многого. С другой…

Каковы сейчас характеристики участка?
Из довоенной застройки остался лишь собор, но он обращён к нам задом.
Наискось — Дворец республики, рано или поздно обречённый на снос, и активной градообразующей роли более не играющий; напротив — зелёный массив Форума Маркса и Энгельса (Marx-Engels-Forum), позади — новые конторские дома…

Здание, возводящееся сегодня в таком окружении волей-неволей принимает флагманскую роль — за отсутствием конкурентов.
Оттого мне совершенно неясно, где находится та “историческая среда” из которой, по словам Чобана, его новостройки должны не сильно выделяться.

Наоборот, здесь, вроде бы, в руки идёт долгожданный шанс схватить-сцепить аморфное ныне пространство форума, застолбить место на десятилетия вперед.
И не то, чтобы подобный подход противоречил опубликованной Чобановой позиции.
По интервью судя, он сторонник крупных, однако детально проработанных форм; считает, что лицо города определяют не исключительные, а средовые объекты; объявляет градостроительствво сферой своих интересов…
Сложно не согласиться.

Однако является ли соответствующей ситуации постройка здания, не делающего различения между речным и уличным фасадами, где вход — лишь вырез среди многих (конечно, побольше) и взгляд привлекает не он, а рассекающая участок новопроложенная крытая улица.
Куда она, кстати, ведёт?— в никуда.

Фасад, следует признать, чисто сделан, и даже содержит тайну: растр, на основе которого гостиница возведена, не прямоугольный, а ромбовидный. Щёки окон неперпендикулярны фасадным стенам, коридоры пересекаются под углом немногим менее прямого, лифтовые кабины…— всё подчинено этой схеме.
Но… не слишком ли все это субтильно?

Идея поместить какой-нибудь акцент во внутренний двор, бесспорно, правильна. Должен ли это был быть аквариум?— не уверен.
Интересная тенденция прослеживается — в другом проекте того же инвестора (difa), в Новом Кранцлере (Neues Kranzlereck), точно так же в сердцевину воткнут птичий вольер…

Огорчает, что Чобан позволил Моссову неправильность в подаче, как в “Новой Голландии.”
Проектные виды двора с цилиндром аквариума сняты так, как будто лицевого корпуса напрочь нет. В реальности же на колонну воды смотришь задрав голову, перспектива её — съедает.
Хотя, возможно, из номеров вид получше.

Свершенно неудовлетворителен въезд в гараж. Не поверю, что парапет спирального пандуса нельзя было бы как-то спрятать.

Квартал DomAquarée – гостиница Radisson SAS. Фотограф © Christian Gahl Квартал DomAquarée – гостиница Radisson SAS. Фотограф © Christian Gahl
Комментарии
comments powered by HyperComments