15.08.2006

Начальная школа Еврейской общины (“Школа имени Хайнца Галинского”) работы Цви Хекера, в Груневальде. 15-е письмо о современной архитектуре Берлина

  • Архитектура
  • Объект
Начальная школа Еврейской общины. Начальная школа Еврейской общины.

информация:

Начальная школа Еврейской общины (Grundschule der Jüdischen Gemeinde) — здание достаточно примечательное. Несколько лет я жил в студенческом городке “Айхкамп” (“Eichkamp”), буквально за углом от этой школы. Тогда на участок было проще попасть, да и программой предусматривалось создание “открытого фойе”, ещё не совсем школы, но уже не улицы, для вящего общения. Ведь интерес к постройке был всегда… Но я забегаю вперёд.

Новых еврейских школ в Берлине не строилось с войны — не для кого её было строить. Бывшие школьные здания — в центре — вполне удовлетворяли числу учащихся вплоть до наплыва советских эмигрантов.

Решено было построить новое здание на самой кромке Груневальдского леса (Grunewald), рядом со спортплощадками Политеха (Technische Universität) и “Лесной школой“(“Waldschule”, не путать с Вальдорфской — Waldorfschule!); думаю, что выбор обосновывался именно природным и “образовательным” окружением. Никакой еврейской предысторией участок не отягощён, разве что — на соседних спортплощадках в числе прочих некогда тренировался клуб “Маккаби”(“Makkabi”).

Нетрудно себе представить, что школа эта ещё до своей постройки стала символом — возрождения еврейской жизни в Германии, открытости и демократичности здешнего общества и образа жизни, да чего угодно! Параллели проводились настолько заоблачного масштаба, что участникам конкурса оставалось только посочувствовать — удовлетворить всем требованиям разом представлялось попросту невозможным. Несложно построить начальную школу, и из-за обстраивания растущих на участке сосен, дополнительных помещений для Закона божьего или кошрутной кухни она не станет значительно сложней, а оттого, что решающие, символические требования нигде не были открыто сформулированы.
Из-за такой недосказанности проекты представлены были двух родов: технические (начальные школы в лесу) и символические (здания-памятники). Сочетать в себе оба направления удалось лишь Цви Хекеру (Zvi Hecker).

Он предложил проект школы–цветка, раскручивающейся спирали с соснами в промежутках. Классы рассортировывались по лепесткам и связывались воедино прихотливо изогнутым коридором. Эпицентром служил внутренний дворик, в хорошую погоду — рекреация под открытым небом, вечером — подъезд актового зала, где и родительское собрание провести можно, и совет микрорайона собрать. В глубине участка — спортзал. Его к лепестковой форме привести не удалось.

Прочитав мои предшествовавшие письма, вы, наверное, уже можете себе представить, с чего я начну мой разбор.
В сопроводительном письме к проекту Цви Хекер распространялся о цветке и спирали, о значении этих форм для именно этой постройки. Критики подпевали — кто позволит себе косо взглянуть на столь важную тему? За бортом остались два аспекта: на плане здания видно, что форма помещений никак не связана с оболочкой и — форма оболочки, оказывается, совсем не является чем-то вновь изобретённым!

Этого, конечно, не могли знать члены жюри, оценивавшие работу за безличным номером, но, вскрыв конверты, они не могли не поинтересоваться, что ещё построил этот Хекер. Оказывается, многие его проекты — жилых домов, домов культуры или чего ещё — тоже изобилуют подобными формами.
Согласитесь, что здесь можно было бы говорить об авторском стиле (что совсем не плохо и прослеживается у лучших современных архитекторов — того же Либескинда), но Хекер-то утверждал нечто иное…

Что же до форм…
Заранее оговорюсь, что, как я слышал, дети от осуществлённой постройки в восторге.
Я же для сравнения приведу всё того же Шаруна и его Люненскую школу для девочек (Mдdchengymnasium/ Geschwister-Scholl-Gesamtschule Lьnen, Hans Scharoun).
Она немного похожа на еврейскую школу — хотя бы своей раскрытостью к природе. Но здесь же начинаются и различия: если школа в Груневальде раскрывается в плане (лепестки расходятся), то Люненская, не обладая и тысячной долей столь характерной формы, открыта функционально — начальным классам приданы собственные садики, в которых и растеньице высадить, и урок провести, и от приставак-старшеклашек спрятаться можно.
Далее, в обоих “выростах” Люненской школы по различному облику классов достаточно легко понять, для какого возраста — какой (а выпускные классы расположены вообще к улице, как аудитории, на этажах)— Груневальдская школа не делает подобного разделения, в ней легко спутать учительский флигель с актовым залом, да и не допускает её внутренняя диспозиция подобных названий, помещения легко преодолевают границы сегментов.

Коренное различие обоих построек — в вопросе обеспечения безопасности. В описании Федеральной канцелярии и Монетного двора уже упоминалось, что вполне возможно придумать здание как красивое, так и надёжное. Что нам предлагает Хекер?— признаюсь, ничего. Обведённый вокруг здания забор сводит концепцию “приоткрытого дворика”, о которой я говорил во вступлении, на нет.
Однако этот довод нельзя добавить к общей оценке — никто не мог ожидать такого всплеска насилия в Палестине, а когда оно, хочется надеяться, спадёт, можно и забор будет укоротить.
Важней забора — беговая дорожка, проложенная вдоль него, в глубокой тени Политеховских крытых кортов. Было место — втиснули!

Общая оценка, таким образом, будет средненькой.
• Форма-символ была бы красива — не слукавь архитектор при обосновании её.
• Соответствие формы и содержание — обыкновенное, то есть местами есть, местами — отсутствует.
• Отвечает ли здание требованиям учебного процесса?— частями.

Что тогда останется от этой школы в истории?— Как минимум, легенда. И пользу она принесла очевидную — как раз к её открытию Штимманн, Берлинский Директор по строительству (Hans Stimman, Senatsbaudirektor), замахивался доказать, что криволинейная архитектура не имеет права на существование. Появление еврейской школы пробило существенную брешь в его аргументации.

Начальная школа Еврейской общины.Начальная школа Еврейской общины.
Комментарии
comments powered by HyperComments