10.06.2010
Владимир Белоголовский //
SPEECH:, 05/2010
Постиндустриальная тропа
- Архитектура
- Объект
Парк-эстакада High Line, Нью-Йорк
Архитекторы: James Corner Field Operations, Diller Scofidio + Renfro
информация:
-
что:
Парк Хай-Лайн -
где:
США. Нью-Йорк -
мастерская:
Diller Scofidio + Renfro
Парк-эстакада High Line, открылся в прошлом году в историческом районе манхэттенского Вест-Сайда – Meatpacking District (Мясоупаковочный дистрикт).
Никто изначально не планировал эту необычную конструкцию под парк. Именно это обстоятельство делает его настоящим чудом, которое вряд ли возможно повторить в другом месте. История High Line дает надежду, что увядающие районы разных городов мира могут переродиться самым невероятным образом, если получат на то шанс. В этой связи, города сравнимы с экосистемой – дороги, здания и мосты приходят в негодность, рушатся, а затем перестраиваются и возрождаются, нередко приобретая иные функции.
Нью-йоркский парк протяженностью почти два с половиной километра, возникший на заброшенной эстакаде, – именно такой случай и самая большая неожиданность для тех, кто помнит этот некогда опасный и полуразрушенный район. Рассказывая о замечательных особенностях High Line сегодняшнего дня, нельзя не обратиться к истории.
Когда-то на манхэттенском Вест-Сайде были фермерские земли семьи Астор, на месте которых в начале 19-го века появился жилой район – кирпичные доходные дома в пять-шесть этажей. К середине того же века в этот район перебрались скотобойни и предприятия по переработке и упаковке мяса. Тогда-то и было принято решение о строительстве наземных железнодорожных путей вдоль 10-й авеню, чтобы связать здешние склады и фабрики с северными пригородами Нью-Йорка. А вскоре из-за многочисленных наездов на пешеходов 10-ю авеню прозвали “улицей смерти”. Для обеспечения безопасности, даже привлекли всадников, “ковбоев Вест-сайда”, оповещавших о приближении поездов, размахивая красными флажками.
Неэффективность этих методов в 1929 году заставила власти города и штата, а также руководство железнодорожной компании New York Central Railroad инициировать проект по благоустройству Вест-сайда, включавший строительство 13-мильной эстакады High Line.
Движение товарных поездов по эстакаде High Line открылось в 1934 году. Дорога прошла через центр кварталов, над домами, а не над улицей, что позволяло поездам входить внутрь зданий и упрощало погрузо-разгрузочные работы. Однако уже к 1950-м годам развитие межштатного автомобильного сообщения привело к снижению активности железнодорожного транспорта по всей территории США, в частности сократилось движение товарных поездов на Вест-Сайде. В 1960 году южная секция эстакады была демонтирована, а в 1980-м по эстакаде прошел последний поезд.
К этому времени район, в котором большинство домов опустело, превратился в средоточие преступности, наркомании и проституции. Да я и сам помню, как неуютно и даже страшно здесь было ходить в начале девяностых не только с наступлением темноты, но даже и в дневное время. А эстакаду – ржавую разрушающуюся каракатицу – считали одну из главных причин запустения этого района. High Line планировали полностью демонтировать еще в годы администрации мэра Рудольфа Джулиани (1994-2001 гг.), но ее удалось спасти благодаря усилиям местных энтузиастов, которые добились поддержки влиятельных политиков и нынешнего мэра Майкла Блумберга.
Второе рождение эстакады отсчитывается с 1999 года, когда на одном из районных общественных собраний встретились два энтузиаста – писатель Джошуа Давид и художник Роберт Хэммонд. Их объединило желание спасти заброшенную эстакаду, и они не только предложили идею парящего над городом променада, но и сумели сплотить вокруг нее городские власти, местных бизнесменов, влиятельных политиков и жителей района. Для этого они основали частную организацию Friends of the High Line и специальный трест для привлечения средств, чтобы сохранить и перестроить High Line, превратив ее как уникальный городской парк.
В 2002 году городской совет принял резолюцию, поддерживающую идею нового использования эстакады High Line. Компания Friends of the High Line провела исследование, которое доказывало экономическую целесообразность проекта. Было подсчитано, что прибыль от налогов, которые будут платить бизнесы обосновавшиеся на новом общественном пространстве, превысит затраты на строительство парка.
Забегая вперед, хочу заметить, что парк High Line – это очень дорогой общественный проект, но город уже возместил средства, затраченные на его создание. Пару будет и в дальнейшем приносить городу доход. Подобные общественные пространства придают большую привлекательность любому городу. Именно благодаря им великие города мира завоевывают наши сердца.
Уже на следующий год был объявлен идейный конкурс Проектирование эстакады High Line, в котором приняли участие сотни претендентов из 36 стран мира. Победа в нем досталась команде нью-йоркских компаний “Джеймс Корнер Field Operations” и “Диллер Скофидио + Ренфро”. А в 2005 году проект-победитель стал предметом специальной выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Тогда же железнодорожная компания CSX Transportation передала эстакаду High Line в собственность города.
Строительство первой секции, которая начинается на Гансвурт-стрит и простирается на девять кварталов до 20-й стрит, началось в 2006 году. А в июне 2009 года, всего через 10 лет после первой встречи Джошуа Давида и Роберта Хэммонда, она была открыта для посещения. Второй участок – от 20-й до 30-й стрит – откроется этой осенью, а проект третьего – от 30-й до 34-й – представлен на одобрение городским властям.
Теперь, когда мы знаем историю возникновения променада, я приглашаю читателя посетить его вместе со мной. Там, где когда-то ходили товарные поезда, теперь проложены стильные прогулочные дорожки, плавно переходящие в полудикие газоны, на которых виднеются отреставрированные фрагменты железнодорожных путей (вся поверхность эстакады, за исключением конструктивных балок, была полностью заменена).
На уровне третьего этажа эстакада непрерывно петляет, расчленяется, сужается, расширяется, перешагивает через улицы, дома и паркинги, насквозь пронзает здания, обнимает их... Дизайнеры подвели сюда оригинальные лестницы и лифты, превратив High Line в настоящее театральное зрелище. Они совершенно по-новому решили переходы одних материалов в другие и разбили променад на зоны прогулок и отдыха, собраний и уединений, тупиков и смотровых площадок.
В покрытие променада искусно интегрировано все, что обычно бывает разбросано по парку – фонари, фонтанчики, скамьи, ограждения, урны, это создает ощущение органичной целостности. И, наконец, важным было создание красивого сада. Люди никогда не пришли бы сюда только ради того, чтобы совершить прогулки на уровне третьего этажа и любоваться видами города. Незабываемые впечатления производит богатая растительность: цветы высаживаются здесь с таким расчетом, чтобы их окраска и текстура менялись в течение всего года. Каждую неделю здесь возникает новый цвет, а зимой – новые текстурные качества.
Возрождение High Line спровоцировало возникновение особой городской среды вокруг. На месте доминировавших здесь еще десятилетие назад складов, скотобоен и предприятий по переработке и упаковке мяса появляются эксклюзивные бутики, художественные галереи, дорогие рестораны, строятся более 30 музейных, жилых, гостиничных и коммерческих зданий по проектам мировых знаменитостей, включая Ренцо Пиано, Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Бернарда Чуми, Шигеру Бана, Нила Денарии и других. Строящиеся здесь здания причудливым образом заигрывают с эстакадой, наклоняются к ней, нависают над ней... Сложилось это не само собой. Распознав в будущем променаде экономически выгодный проект для всего района, городские власти позволили переписать условия зонирования зданий, непосредственно прилегающих к High Line. Были предусмотрены льготы для нового строительства. Теперь девелоперы сами охотятся за нестандартно мыслящими архитекторами, которые способны предложить необычные формы, максимально заполняющие пространство, отведенное под строительство.
Уникальные особенности возникшего на Вест-Сайде нового района привлекают не только все больше туристов и горожан, но и бизнесменов, а тысячи нью-йоркских предприятий и частных лиц жертвуют немалые средства на продолжающееся строительство и поддержку нового парка. High Line – не просто сад или парк, а органичная часть городского ландшафта, волшебное место, которое чудесным образом напоминает о красоте природы внутри отрезанного от нее большого города.
В завершение своего рассказа приведу слова Джеймса Корнера, который так объяснил мне цель своего проекта: “В конечном счете, идея была в создании тропы для движения людей таким образом, чтобы возникало ощущение постиндустриального железнодорожного ландшафта. Мне нравится, как этот парк замедляет восприятие времени. Для меня дизайн – это вовсе не придумывать красивые объекты, а нечто более важное – создание пространств, которые способствуют общению между людьми.”
The High Line, New York, USA
Project: Park-Promenade
Design Lead, Landscape Architect: James Corner Field Operations
Architect: Diller Scofidio + Renfro
Clients and Development Team: City of New York, Department of Parks &
Recreation, Department of City Planning, Economic Development Corporation, and Friends of the High Line
Structural & Mechanical Engineering: Buro Happold
Structural Engineering &
Historical Preservation: Robert Silman Associates
Planting Specialist: Piet Oudolf
Lighting: L’Observatoire International
Signage: Pentagram
Fly-through animation production: Brooklyn Digital Foundry
Irrigation: Northern Design
Environmental Engineering &
Site Remediation: GRB Services
Civil & Traffic Engineering: Philip Habib & Associates
Soil Science: Pine & Swallow Associates
Public Space Management: ETM Associates
Water Feature Engineering: CMS Collaborative
Cost Estimating: VJ Associates
Code Consulting: Code Consultants Professional Engineers
Surveying: Control Point Associates
Expediting: Municipal Expediting
General Contractor: KiSKA Construction
Construction Management: Bovis Lend Lease
Cost, First Phase (9 blocks): $86 million
Cost, Second Phase (10 blocks): $66 million
Total Length: 2.4 km./1.5 miles
Height: 9 m/30 ft
Hours of Operation: 7 am - 10 pm
Комментарии
comments powered by HyperComments
Нью-йоркский парк протяженностью почти два с половиной километра, возникший на заброшенной эстакаде, – именно такой случай и самая большая неожиданность для тех, кто помнит этот некогда опасный и полуразрушенный район. Рассказывая о замечательных особенностях High Line сегодняшнего дня, нельзя не обратиться к истории.
Когда-то на манхэттенском Вест-Сайде были фермерские земли семьи Астор, на месте которых в начале 19-го века появился жилой район – кирпичные доходные дома в пять-шесть этажей. К середине того же века в этот район перебрались скотобойни и предприятия по переработке и упаковке мяса. Тогда-то и было принято решение о строительстве наземных железнодорожных путей вдоль 10-й авеню, чтобы связать здешние склады и фабрики с северными пригородами Нью-Йорка. А вскоре из-за многочисленных наездов на пешеходов 10-ю авеню прозвали “улицей смерти”. Для обеспечения безопасности, даже привлекли всадников, “ковбоев Вест-сайда”, оповещавших о приближении поездов, размахивая красными флажками.
Неэффективность этих методов в 1929 году заставила власти города и штата, а также руководство железнодорожной компании New York Central Railroad инициировать проект по благоустройству Вест-сайда, включавший строительство 13-мильной эстакады High Line.
Движение товарных поездов по эстакаде High Line открылось в 1934 году. Дорога прошла через центр кварталов, над домами, а не над улицей, что позволяло поездам входить внутрь зданий и упрощало погрузо-разгрузочные работы. Однако уже к 1950-м годам развитие межштатного автомобильного сообщения привело к снижению активности железнодорожного транспорта по всей территории США, в частности сократилось движение товарных поездов на Вест-Сайде. В 1960 году южная секция эстакады была демонтирована, а в 1980-м по эстакаде прошел последний поезд.
К этому времени район, в котором большинство домов опустело, превратился в средоточие преступности, наркомании и проституции. Да я и сам помню, как неуютно и даже страшно здесь было ходить в начале девяностых не только с наступлением темноты, но даже и в дневное время. А эстакаду – ржавую разрушающуюся каракатицу – считали одну из главных причин запустения этого района. High Line планировали полностью демонтировать еще в годы администрации мэра Рудольфа Джулиани (1994-2001 гг.), но ее удалось спасти благодаря усилиям местных энтузиастов, которые добились поддержки влиятельных политиков и нынешнего мэра Майкла Блумберга.
Второе рождение эстакады отсчитывается с 1999 года, когда на одном из районных общественных собраний встретились два энтузиаста – писатель Джошуа Давид и художник Роберт Хэммонд. Их объединило желание спасти заброшенную эстакаду, и они не только предложили идею парящего над городом променада, но и сумели сплотить вокруг нее городские власти, местных бизнесменов, влиятельных политиков и жителей района. Для этого они основали частную организацию Friends of the High Line и специальный трест для привлечения средств, чтобы сохранить и перестроить High Line, превратив ее как уникальный городской парк.
В 2002 году городской совет принял резолюцию, поддерживающую идею нового использования эстакады High Line. Компания Friends of the High Line провела исследование, которое доказывало экономическую целесообразность проекта. Было подсчитано, что прибыль от налогов, которые будут платить бизнесы обосновавшиеся на новом общественном пространстве, превысит затраты на строительство парка.
Забегая вперед, хочу заметить, что парк High Line – это очень дорогой общественный проект, но город уже возместил средства, затраченные на его создание. Пару будет и в дальнейшем приносить городу доход. Подобные общественные пространства придают большую привлекательность любому городу. Именно благодаря им великие города мира завоевывают наши сердца.
Уже на следующий год был объявлен идейный конкурс Проектирование эстакады High Line, в котором приняли участие сотни претендентов из 36 стран мира. Победа в нем досталась команде нью-йоркских компаний “Джеймс Корнер Field Operations” и “Диллер Скофидио + Ренфро”. А в 2005 году проект-победитель стал предметом специальной выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Тогда же железнодорожная компания CSX Transportation передала эстакаду High Line в собственность города.
Строительство первой секции, которая начинается на Гансвурт-стрит и простирается на девять кварталов до 20-й стрит, началось в 2006 году. А в июне 2009 года, всего через 10 лет после первой встречи Джошуа Давида и Роберта Хэммонда, она была открыта для посещения. Второй участок – от 20-й до 30-й стрит – откроется этой осенью, а проект третьего – от 30-й до 34-й – представлен на одобрение городским властям.
Теперь, когда мы знаем историю возникновения променада, я приглашаю читателя посетить его вместе со мной. Там, где когда-то ходили товарные поезда, теперь проложены стильные прогулочные дорожки, плавно переходящие в полудикие газоны, на которых виднеются отреставрированные фрагменты железнодорожных путей (вся поверхность эстакады, за исключением конструктивных балок, была полностью заменена).
На уровне третьего этажа эстакада непрерывно петляет, расчленяется, сужается, расширяется, перешагивает через улицы, дома и паркинги, насквозь пронзает здания, обнимает их... Дизайнеры подвели сюда оригинальные лестницы и лифты, превратив High Line в настоящее театральное зрелище. Они совершенно по-новому решили переходы одних материалов в другие и разбили променад на зоны прогулок и отдыха, собраний и уединений, тупиков и смотровых площадок.
В покрытие променада искусно интегрировано все, что обычно бывает разбросано по парку – фонари, фонтанчики, скамьи, ограждения, урны, это создает ощущение органичной целостности. И, наконец, важным было создание красивого сада. Люди никогда не пришли бы сюда только ради того, чтобы совершить прогулки на уровне третьего этажа и любоваться видами города. Незабываемые впечатления производит богатая растительность: цветы высаживаются здесь с таким расчетом, чтобы их окраска и текстура менялись в течение всего года. Каждую неделю здесь возникает новый цвет, а зимой – новые текстурные качества.
Возрождение High Line спровоцировало возникновение особой городской среды вокруг. На месте доминировавших здесь еще десятилетие назад складов, скотобоен и предприятий по переработке и упаковке мяса появляются эксклюзивные бутики, художественные галереи, дорогие рестораны, строятся более 30 музейных, жилых, гостиничных и коммерческих зданий по проектам мировых знаменитостей, включая Ренцо Пиано, Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Бернарда Чуми, Шигеру Бана, Нила Денарии и других. Строящиеся здесь здания причудливым образом заигрывают с эстакадой, наклоняются к ней, нависают над ней... Сложилось это не само собой. Распознав в будущем променаде экономически выгодный проект для всего района, городские власти позволили переписать условия зонирования зданий, непосредственно прилегающих к High Line. Были предусмотрены льготы для нового строительства. Теперь девелоперы сами охотятся за нестандартно мыслящими архитекторами, которые способны предложить необычные формы, максимально заполняющие пространство, отведенное под строительство.
Уникальные особенности возникшего на Вест-Сайде нового района привлекают не только все больше туристов и горожан, но и бизнесменов, а тысячи нью-йоркских предприятий и частных лиц жертвуют немалые средства на продолжающееся строительство и поддержку нового парка. High Line – не просто сад или парк, а органичная часть городского ландшафта, волшебное место, которое чудесным образом напоминает о красоте природы внутри отрезанного от нее большого города.
В завершение своего рассказа приведу слова Джеймса Корнера, который так объяснил мне цель своего проекта: “В конечном счете, идея была в создании тропы для движения людей таким образом, чтобы возникало ощущение постиндустриального железнодорожного ландшафта. Мне нравится, как этот парк замедляет восприятие времени. Для меня дизайн – это вовсе не придумывать красивые объекты, а нечто более важное – создание пространств, которые способствуют общению между людьми.”
The High Line, New York, USA
Project: Park-Promenade
Design Lead, Landscape Architect: James Corner Field Operations
Architect: Diller Scofidio + Renfro
Clients and Development Team: City of New York, Department of Parks &
Recreation, Department of City Planning, Economic Development Corporation, and Friends of the High Line
Structural & Mechanical Engineering: Buro Happold
Structural Engineering &
Historical Preservation: Robert Silman Associates
Planting Specialist: Piet Oudolf
Lighting: L’Observatoire International
Signage: Pentagram
Fly-through animation production: Brooklyn Digital Foundry
Irrigation: Northern Design
Environmental Engineering &
Site Remediation: GRB Services
Civil & Traffic Engineering: Philip Habib & Associates
Soil Science: Pine & Swallow Associates
Public Space Management: ETM Associates
Water Feature Engineering: CMS Collaborative
Cost Estimating: VJ Associates
Code Consulting: Code Consultants Professional Engineers
Surveying: Control Point Associates
Expediting: Municipal Expediting
General Contractor: KiSKA Construction
Construction Management: Bovis Lend Lease
Cost, First Phase (9 blocks): $86 million
Cost, Second Phase (10 blocks): $66 million
Total Length: 2.4 km./1.5 miles
Height: 9 m/30 ft
Hours of Operation: 7 am - 10 pm