RSS
02.04.2010

Архитектура адаптации. Интервью с Шулан Колатан и Уильямом Мак-Дональдом

  • Архитектура
  • Объект
Сечение сквозь фасад-мембрану Сечение сквозь фасад-мембрану

информация:

Экология играет важную роль в сегодняшней архитектуре. И если в начале 20-го века архитекторов воодушевляла эстетика машин, то сегодня архитектура все чаще напоминает биологические организмы – визуально и функционально.

Если раньше праздновалась идея автоматизированного конвейерного производства, то в наше время делаются попытки создания условий, позволяющих создать любую вещь по спецзаказу без больших дополнительных затрат. Это становится возможным благодаря компьютерным программам, напрямую связывающим проектирование с производством и строительством. Да, компьютер – всего лишь инструмент, но со своей собственной логикой.
По утверждению архитекторов Шулан Колатан и Уильяма Мак-Дональда, компьютеры и их операторы в определенном смысле уже стали третьим партнером. В любом случае, кто бы ни был автором проектов в бюро “KOL/MAC LLC”, они отличаются очень красивыми и изысканными мотивами. Их многофункциональный башенный комплекс – “ССС” (Китайское облачное сплетение) внутри и вокруг многоуровневой автомобильной развязки в Пекине напоминает экзотический цветок в масштабах города. А жилой комплекс – “Galataport”, вырастающий из вод залива в Стамбуле, демонстрирует идею бесконечной урбанистической поверхности, где стираются грани между горизонтальными, вертикальными и изгибающимися плоскостями соседних мегаструктур. Эти отшлифованные морем формы одновременно напоминают пустынные барханы и пещерные лагуны.
Великий Аристотель (уместно напомнить, что его идеи до сих пор питают теорию искусств) считал, что “поэт, как и любой человек искусства вынужден имитировать одно из трех: реальность из прошлого или настоящего, вещи с чьих-то слов или какими они кажутся, и вещи, какими они должны быть”. Представители дигитальной (цифровой) архитектуры выбрали четвертое – они ничего не имитируют, не интерпретируют и даже не выдумывают. Их образы складываются по обстоятельствам. Такая архитектура не подчиняет, а подчиняется, не автономна, а контекстуальна, не абстрактна, а конкретна. Своей архитектурой супруги Колатан и Мак-Дональд празднуют идею свободы от традиционности, чрезмерной рациональности, системности и однообразия. Их творчество привлекает неопределенностью, гибридностью и стремлением постичь неизведанное.

Владимир Белоголовский: Какими словами можно описать вашу архитектуру?

Уильям Мак-Дональд: Она всегда прогрессивная.

Шулан Колатан: Мне кажется, наиболее подходящее слово – это “адаптация”, что обусловлено особенностью цифрового процесса проектирования, с помощью которого мы работаем. Мы можем сделать прогрессивную архитектуру “умнее” если она лучше адаптируется к определенному ландшафту, функции и так далее.

ВБ: Поговорим о химерных качествах вашей архитектуры и ее склонности походить на биологические организмы. Чем вам интересны химерные гибриды и вообще идея мутации одной формы в другую?

Уильям Мак-Дональд: Мифологическая химера состоит из гибридных компонентов и обладает способностью к адаптации к различным особенностям и условиям. Нам очень симпатична эта метафора, потому что мы стремимся произвести множество вариантов внутри единой гибридной системы. Нас интересуют вариации одного и того же.

Шулан Колатан: Мы испытываем огромный интерес к сложным, смешанным, композитным, гибридным системам – в отличие от чистых форм. Существуют целые исследования композитных материалов, очень отличающихся от нескольких основных наименований, используемых в модернистской архитектуре, – сталь, стекло, бетон, камень. Новые материалы более стойкие, самоприспосабливающиеся, реагирующие и интеллектуальные. Мы живем в трансформативное время. Мы уверены, что архитектура должна быть частью этого времени и частью общей культуры. Поэтому мы хотим работать с самыми прогрессивными и интеллектуальными программами.

ВБ: А как меняется ваша архитектура во времени?

Шулан Колатан: Здесь есть два момента. Во-первых, компьютерные программы, которые мы используем в наших проектах непрерывно меняются. Во-вторых, наше понимание этих программ и то, что мы можем делать с их помощью, тоже меняется. Взаимосвязанность этих вещей обуславливают перемены в нашей архитектуре. Последнее время мы чаще пишем собственные скрипты (сценарии). Это означает, что мы создаем собственные формообразующие инструменты. Раньше мы создавали динамичные системы, а сейчас мы больше используем интеллектуальные системы. Также мы никогда не теряли интереса к конкретным архитектурным функциям и идее влияния формы на качество исполнения той или иной функции. Мы фокусируемся на разнообразных индексах и пытаемся уйти от модернистской идеи нейтральных пространств к пространствам, реагирующим на потенциальное их использование.

Уильям Мак-Дональд: Для нас важно оставаться современными, прогрессивными и проецировать время, в которое мы работаем, в будущее. Для нас главное не теория или компьютерная программа, с которой мы работаем, а выстраивание проекции в будущее. Нам интересны конкретные ситуации. Наша архитектура эволюционна.

ВБ: Для вас важно, будет ли проект, над которым вы работаете, реализован или навсегда останется на бумаге?

Уильям Мак-Дональд: Работаем ли мы над реальным проектом или концептуальным, это для нас единое направление, и нам было бы сложно определить четкую грань. Любой проект реален. Все проекты – это архитектура, и мы стараемся не делать предпочтений.

Шулан Колатан: Существует предубеждение, будто хорошая идея всегда разбивается при столкновении с реальностью. Я не согласна. Если это так, значит что-то не продумано в самой идее. Обычно, когда концептуальная идея взаимодействует с реальностью, она становится только сильнее. Некоторые наши друзья уверены, что их идеи материализуются наилучшим образом исключительно в парниковых условиях художественной галереи. Но я не верю в это.

ВБ: Какое внимание в ваших работах вы уделяете контексту?

Шулан Колатан: Я не верю в контекст с точки зрения постмодернизма. Но я уверена, что контекст очень важен, и архитектуре всегда необходимо адаптироваться и реагировать на то, что происходит вокруг. Это ее конкретизирует. Физический, материальный, экономический, политический контексты очень важны. Мне странно, что современная культура многими не воспринимается, как контекст. Мне кажется, что современный контекст не менее важен, чем исторический.

Уильям Мак-Дональд: Нам нравится идея контекста как ряд условий. Они обогащают проекты различными обстоятельствами, которыми можно воспользоваться, а можно и пренебречь. Это некое поле потенциальных возможностей, а не конкретных заранее отработанных методов. Мне кажется, это реакционная позиция – отдавать предпочтение историзму и ценить все историческое больше, чем современное. В любой сфере следует отказываться от таких предубеждений.

ВБ: А вы рисуете от руки? Расскажите, с чего обычно начинается работа над проектом.

Шулан Колатан: Мы рисуем, но уже на более поздней стадии проекта – во время проработки дизайна и организующих планировок. Рисование от руки – все еще лучший метод для подобных вещей. Но на стадии концептуального дизайна мы работаем непосредственно на компьютерах. Мы извлекаем геометрию из конкретных особенностей проекта и не пользуемся заранее сложившейся геометрией. Поэтому у нас все время растет диапазон методов и форм.

Уильям Мак-Дональд: Мы выстраиваем нашу геометрию, исходя из условий конкретного проекта, и никогда не применяем заранее придуманные формы. Мы используем компьютер генеративно. Все начинается с того, что мы вводим в компьютер целый комплекс данных, параметров и взаимоотношений самых разных условий. Это практически невозможно зарисовать от руки на листке бумаги.

Шулан Колатан: С другой стороны, компьютерные программы делают лишь то, на что они запрограммированы. Многие идеи возникают в процессе слежения за работой компьютера. Все образуется одновременно – объем, взаимоотношения, функции. И все это интерактивно, взаимосвязано и подконтрольно. Мы выбираем, какой, к примеру, поверхности быть по краям и какой в середине, и так далее.

Уильям Мак-Дональд: Теперь мы значительно лучше подготовлены для сотрудничества с программами. Мы не просто делаем то, что система позволяет нам делать, а изобретаем свои собственные инструменты и мы пишем скрипты, чтобы поощрять систему развиваться определенным образом.

ВБ: В ваших проектах вы раздвигаете границы возможного. А если представить, что современные технологии безграничны, какую архитектуру вы бы хотели осуществить?

Шулан Колатан: Если честно – границ возможного уже почти не существует. Мне кажется, что когда люди видят наши проекты, они задаются вопросом – а возможно ли такое построить? Однако сегодняшние технологии уже достаточно сложны и практически нет ничего невозможного. Единственная проблема в стоимости таких технологий. Если нет бюджетных ограничений, можно использовать любые технологии и материалы. В реальности же необходимо выбирать между определенными технологиями и их ценой. Поэтому вопрос в экономических ограничениях, а не в технологических. Инновационные материалы приходят на рынок ежедневно. Целую вечность в архитектуре применялись лишь несколько основных строительных материалов. Поэтому очень многие все еще сомневаются, что здания могут быть построены из неограниченного числа современных композитных материалов. Следует отметить, что все еще существуют ограничения на применение цифровой сборки в крупных строительных проектах. Однако эти машины появятся совсем скоро, а с ними исчезнут и эти ограничения. Технически возможностей значительно больше, чем предпринимается попыток их применить в строительстве. Искусственные технологии сливаются с биологическими технологиями. В будущем строительные материалы будут значительно естественнее. Поэтому то, что в ближайшее время оболочки зданий будут напоминать кожу биологических организмов, – вовсе не фантазия.

Уильям Мак-Дональд: Мы идем от солнечных батарей на фотоэлементах к фотосинтетическим технологиям и к натурализации всего искусственного. Наши проекты движутся именно в этом направлении. Мы фокусируемся не только на функциях, конструкциях и материалах, но и на окружающей среде. Наше творчество можно представить как архитектуру отношений и адаптирования.
Вариации интерактивного фасада-мембраны
Вариации интерактивного фасада-мембраны
Вариации интерактивного фасада-мембраны
Вариации интерактивного фасада-мембраны
Вариации интерактивного фасада-мембраны
Вариации интерактивного фасада-мембраны
Вариации интерактивного фасада-мембраны
Вариации интерактивного фасада-мембраны
Комментарии
comments powered by HyperComments
 

книги: