Лопахин против Раневской. XI Международная биеннале архитектуры в Венеции
- Репортаж
- выставка
информация:
-
где:
Италия. Венеция -
архитектор:
Дзюнья Исигами -
событие:
Российский павильон на XI биеннале архитектуры в Венеции -
тема:
XI Архитектурная биеннале в Венеции Российский павильон на XI биеннале в Венеции
Когда вы будете читать эти строки, Биеннале, работавшая с 13 сентября, завершится и павильоны разберут. Подметут разноцветные конфетти, рассыпанные у бельгийского павильона, Венеция растворится в туманах декабря.
Бродя по садам Джардини и променаду Арсенала, древнего ангара судостроительной верфи, волей-неволей восхитишься: вот ведь на что способны творческий разум и самоирония, взявшись работать над заданной темой. «Не там. Архитектура помимо зданий». Так тонко ее обозначил куратор Биеннале, Аарон Бецки. Архитектурный критик из Роттердама втягивал коллег в разговор о чем угодно, только не о самих зданиях. Намек был понят всеми не одинаково. Парад абстрактных инсталляций, зашифровывающих формотворческие идеи харизматических персон от современной архитектуры и персон поскромнее, давал четкий ответ на поставленную задачу. Манекены, вделанные в белые кубы, имитирующие жилища; барочные кружева и синий свет; сдавленные груды пластиковых игрушек, обращенные в мебель. Калифорнийцу Грегу Линну за его столь радикальный арт-жест вручили «Золотого льва» в номинации «Лучшая инсталляция». Поляки, получившие ту же вожделенную награду за «Лучший павильон» - комнату с красным полом и двумя балдахинными кроватями, украсили ее фотоснимками существующих зданий и коллажами, в фотошопе преобразовавшими их в некий абсурд: вокзал в коровник, собор в спа-центр. Чилийская группа «Еlemental» уехала на родину с «Серебряным львом»: жюри умилила комбинация моделей домиков из глины и почтовых открыток, одинаково надписанных «Я был здесь», с теми же домиками, но уже из реальной среды. Бельгийцы, те предложили совсем уж эстетский ответ на главную тему фестиваля, разбросав там и сям стулья и горы конфетти в пустынных залах, имитируя последствия недавно отшумевшей вечеринки. Японский же архитектор Юния Ишигами (проект «Природа в высшей степени») разрисовал стены национального павильона сплошь графическими растениями, а у входа посадил сады, запаяв живые цветы в стекло.
Лирические метафоры настраивали идиллически, нахлынувшие эмоции иного свойства этому мешали. В пресс-центре Биеннале, вместе с аккредитацией давали красные карандаши. Начертанные на них слова «Arhitecture is politics» звучали призывом собраться и не распускать слюни. Эстонцы без всяких метафор выплеснули свой негатив к газопроводу «Nord stream»: прямиком от российского павильона к германскому протянулась желтая «gas pipe» большого диаметра. Украина рядом аккуратненько пристроила надувную ракету СС-20. Теперь, наконец, об ответе Российского павильона.
Он, выстроенный в 1913 году Виктором Щусевым, как известно двухэтажный. В нижнем уровне на сей раз, согласно идее кураторов, царил беспредельный романтизм. Иллюзорный мир российских лесных чащ, сотворенный жителями калужской деревни Никола Ленивец под руководством Н. Полисского был погружен в полумрак. Его нарушали лишь подсвеченные фотоснимки упоительных сельских рассветов и ключевых моментов фестиваля «Архстояние». Не хватало птичьих трелей. Чем вам не отвлеченные мечты чеховской Раневской о несбыточном счастье, о «белом вишневом саде»? Второй этаж павильона России был внятным и реальным как купец Лопахин, которого достали нытье и созерцательность. Можем мыслить и абстрактно, но нам, наконец, есть что показать, в стране как никак строительный бум! На красно-белом шахматном полу стояли тридцать пять штук блестяще исполненных макетов строящихся и проектируемых у нас отечественными и западными архитекторами зданий с башней «Россия» посередине. Шахматные фигуры передвигались на тележках, несколько напоминающих поддоны, на которых мерчандайзеры в универмаге выкатывают свой товар. Между противоборствующими сторонами едва ли оставались пустые клетки, дающие потенцию к развитию. Да и процесс поединка - Вилкинсон против Бавыкина? Плоткин против Хадид? MIRAX против КРОСТа? - отвлекал от возможности сосредоточиться собственно на архитектуре. Не бывавший в стране зритель с трудом заметил бы, что здесь творят представители разных концепций, коммерческого мейнстрима, классицистической и более авангардной. Противостояние вполне могло бы обернуться диалогом. Да, и еще немного жаль, что Лопахин все-таки перекричал Раневскую.