RSS
14.02.2013

Метафизика архитектурного творчества. Часть 3

  • Архитектура Теория
  • Исследование

информация:

  • где:
    Международная

Эта работа весьма неожиданный ракурс для такой темы, как творчество в архитектуре. Она призвана осветить ряд аспектов сущностного знания о Вселенной и человеке, выявляя этим мировоззренческие грани зодчества и открывая новый угол зрения на образность этого искусства и критерии его оценки. И пусть не смущает, что интуиция и неуловимое вдохновение подвергнуты сухому рассудочному анализу, а объективные законы реальности извлечены из под религиозно-философской оболочки.

Взаимодействие

 Множественность. Единое, как Создатель порождает Мироздание, Космос. Формируемое Тамасом все Сущее, воздействием Ахамкары, становиться объектным и предметным в том числе множеством. Этим все Мироздание проистекает из Единого с увеличением числа носителей разума на каждом последующем плане Бытия. Силой Раджаса объектная множественность Мира взаимодействует между собой, создавая этим процессы существования.

 Множественность, это вся объектная материальность сущего и аспект Тамаса вообще. Архитектурно, множественность проявляется на фасаде здания как вереница любых контрастных архитектурных или строительных элементов, блоков. В своем развитии, множественность сущего вырождается в чистую горизонталь здания. Образно здесь есть две возможности, два способа отражения. В предельной попытке Тамаса охватить сущее, сооружение вытягивается в четкий горизонтальный массив здания, акцентируя символически охват как бы всей множественности мира.

 Либо в активных аспектах Единого, где в атрибутах порождения или восприятия Абсолюта экспонента расширения (на все Сущее) создает основание протяженной горизонталью здания. Отображение множественности само по себе не обладает большой образностью. Гораздо интереснее образы с использованием принципа множественности, как элемента произведения. В этом плане наиболее интересны образы Единого в атрибутах активности, использующих воплощенность всего Сущего.

 Величайшим памятником воплощенной множественности в архитектуре может служить Великая китайская стена. Длина стены только без ответвлений - две тысячи пятьсот километров. Это в чистом виде оборонительное сооружение, Тамас которого столь явно выражен и так стремиться охватить сущее, что лучшего архитектурного воплощения множественности не найти. В современности мы встречаем вытянутые китайской стеной городские многоэтажки. Это приземленный и сниженный аспект голой множественности Тамаса.

 Интересные варианты множественности дают протяженные горизонтально вытянутые колоннады - при явной выраженности Тамаса они наполнены светом, Раджасом. Появившаяся саттвичность и просветленность этих сооружений дает интересный вариант образности - конечность результата самоосознания всей множественности Сущего - просветленную множественность всего Мира. Но многоколонность колоннад дает лишь просветленность, не указывая конечной точки пути. Движение наверх закрыто, нет цели, нет устремленности.

 Это несоответствие очень четко проявилось в колоннаде площади Св. Петра в Риме. Практически круговая площадь оконтурена двумя симметричными полукружьями колонн. Как паллиатив, для ликвидации незавершенности образа в центре площади пришлось поставить египетский обелиск, направленный в зенит. И именно этим центр площади дал образное и логическое завершение и стал смысловым средоточием ансамбля. Это позволило организовать все пространство площади, четко очерченное колоннадой, устремив всенаправленную просветленность множественности к Единому.

 Это создало образ Единого (круг), в котором как в Мире, проявленная множественность завершив эволюцию самоосознания и став просветленной, устремляется обратно к Истоку нацеленностью обелиска в зенит. В сравнении с собором св. Петра, образ созданный гениальностью Бернини гораздо значительнее эволюционно, он говорит о исполнении задачи и смысла существования Мира вообще, как арены для развития ставшего уже просветленным самоосознания. Тогда как образность собора - воплощенность сущего с его устремлением к Единому, поражающая лишь размерами и убранством.

 Смысл и образная завершенность ансамбля площади пришла в противоречие с собором св. Петра. Бернини фактически создал вторую архитектурную доминанту, конкурирующая по смыслу с собором на той же самой территории. Круговая часть площади оформленная колоннадой с обелиском в центре архитектурно прямо и недвусмысленно говорит, что это хоть и плоскостной, но возвышенный образ Единого и он является образным и смысловым центром всего окружающего. Хотя это присоборная площадь, фактически проход к нему. Центром и доминантой все архитектурного ансамбля должен был оставаться собор св. Петра.

 Гораздо более гармоничный ансамбль удалось создать А. Н. Воронихину. Грандиозной колоннадой северный фасад Казанского собора Санкт-Петербурга раскрывается к Невскому проспекту. Концы колоннады для завершенности оформлены монументальными портиками. Такое решение позволило сделать северную, боковую часть собора, парадной (проблема всех храмов на Невском). И если колоннада площади св. Петра в Риме замыкает площадь в отдельный конкурирующий ансамбль, то здесь колоннада, гармонизированная с собором, организует пространство так, что его доминантой становиться яркая устремленность Казанского собора в зенит.

 Использование горизонтали, как проявленной множественности широко используется в архитектурных сюжетах взаимодействия вертикали и горизонтали здания, в самых разных оттенках смыслов, вплоть до высших аспектов мировых Начал. Данные сюжеты достаточно популярны у христианских народов с давних времен, и соответственно варианты этих архитектурные образов при воплощении обретают и свою национально-историческую окраску. Чистый, беспримесный пример объединения горизонтали с вертикалью - здание Адмиралтейства Санкт-Петербурга.

 Аспект множественности обычно входит в архитектуру как составляющая часть, как элемент образа. Одноярусное здание ижевского Арсенала (теперь музей) вытягивается в такую множественность, что вынужденно образует «п»-образный ансамбль. Замыкает этот комплекс в прямоугольник отдельное здание. Арсенал находится в центре Ижевска, на вершине главного холма города оружейников. Эта замкнутость центра и всенаправленность Арсенала без тени сомнения говорит, что это оружейная столица Урала, да и всей России.

 В образе может присутствовать и неявно выраженная множественность. Телебашня в Останкино чисто раджастическая структура, подразумевающая тем не менее наличие той множественности, которая создает ей опору. И наличие этой множественности очень четко ощущается, хотя явно она не входит в архитектуру сооружения, а лишь декларируется расходящимися у самого основания «корнями». Этот намек включает в архитектурный образ окружающее пространство земли, которое и скрывает своей горизонталью множественность.

 У множественности есть нюанс - величина ее малости. В сравнении с Миром эта соотносимость дает масштаб. Интуитивно мы понимаем масштабы человека во Вселенной, хотя реально мы еще меньше. Очень наглядная и понятная аллегория в архитектуре. Оборотная сторона нюанса указывает на нашу малость, как на временное явление, как на стартовые условия развития. В потенции мы должны стать вровень с задачами космического масштаба. И именно этим, масштаб есть очень сильный инструмент образности в архитектуре.

 Единение. Множественность без объединяющей идеи дает просто набор отдельных элементов. Однородная множественность в связи, но без устремления к Единому дает единение, новое качество, структуру. Атомы образуют вещество, планеты - звездную систему, звезды - галактику. Человек создает семью, образуя род, племя, народ, человечество. Когда множественность становится единым, когда единичности создают структуру - тогда разделенность ячеек сливается в единство монолита.

 Архитектурно - четко структурированный монолит сот, ячеек, блоков, с обозначенной элементностью на образующей поверхности. Единичность не выступает из множественности. Единение как структура или фактура может присутствовать в горизонтали или вертикали, безотносительно к Тамасу или Раджасу. Динамика множественности ромбической сетки блестящих стекол небоскреба «Мэри Экс» усиливает Раджас структуры сооружения, чтобы не смотря округлые линии абриса, никто не усомнился, что это здание с мужской энергией.

 Пересечение колец в эмблеме олимпийских игр иллюстрирует взаимодействие элементов, объединяя их в структуру - возникает единение. Как структура из округлых элементов, она лишь усиливает Тамас, который задается и общей горизонтальностью эмблемы. В итоге это дает мягкий и просветленный (есть пустоты в кольцах) символ единения множественности. В эмблеме московской Олимпиады-80 эмблема олимпизма очень кстати создает основание той всеобщности, которая устремляется в зенит.

 В Вестминстерском дворце размещается парламент Великобритании. Похоже на Зимний дворец и так же на берегу реки. Со стороны реки и тот и другой дворец хорошо олицетворяют принцип единения, демонстрируя строгую горизонталь монолита ячеек. Возникает архитектурное отображение единения множеств - могущий символизировать единение нации, ее организованную структуру. В отсутствие со стороны реки у здания властных вертикалей, это даже дает намек на общественность, социальность, демократичность - весьма неплохой аспект для властной структуры.

 Композиционно Вестминстер больше открывается на воду, а Зимний противоположно - на практически замкнутую Дворцовую площадь. И если Великобритания водными путями начиная с Темзы связала весь мир воедино, то Россия всю свою историю фактически живет сама в себе и направлена на самое себя. А вода Невы у Зимнего пригодилась только один раз, когда Петр прорубил окно в Европу. С внешней стороны архитектурные образы дворцов соответствуют благопристойным как теперь говорят имиджам, создаваемым властями этих стран.

 А вот вглубь и с обратной стороны этих зданий открывается истинное лицо власти. У Весминстера вырастает целый лес властных вертикалей, включая Биг Бен. И если английская революция дала буржуазную демократичность, сменяемость и определенную многополярность власти, то в России, не смотря на все перемены 20 века, власть фактически самодержавная. На плоской как стол Дворцовой площади возвышается доминантная вертикаль Александровской колонны, давая четко понять кто в доме хозяин.

 Принцип множественности хорош для демонстрации, торговли, ибо позволяет организовать движение вдоль всего множества объектов. При образовании единого здания или ряда возникает единение. Торговые ряды, как структура, хорошо соответствовали организации массовой торговли и даже стали нарицательным названием для сооружений торговли. Пассаж - тот же принцип, но в применении ко внутреннему движению вдоль всей множественности. Более сложное образование - гостиный двор.

 Гостиный двор - это типичный случай использования единения множественности, но с образованием замкнутого ансамбля. Замкнутость ансамбля говорит о его центральности, к которому все стекалось. Это утверждало значимость этого сооружения коммерции, как центра торговли: обычно в гостином дворе велась оптовая торговля товарами и находились склады и гостиница для торговцев из других регионов. Гостиные дворы строили на городских площадях, реже на главных улицах.

 Гостиный двор Кунгура (1865-1867 гг.) один из лучших памятников торгового зодчества, дошедший до наших дней без изменений и ставший в свое время символом этого купеческого города. Представляет замкнутый восьмиугольник, периметр которого образован зданием с торговыми рядами, где были магазины, склады, ледники. Отличительная черта этого сооружения - скошенные углы. Снаружи торговых рядов устроена крытая галерея, для внешнего кругового обхода магазинов, прерываемая порталами проездов во внутренний двор.

 Иерархия. Единое, как Создатель порождает Мир с постепенным увеличением плотности материи, усложнением структуры и соответственно с увеличением числа носителей разума на последующих планах Бытия. Намерением Единого и воздействием Ахамкары вначале возникают три Начала Мира творящие Мироздание, затем пять Стихий Мира порождающие все виды состояния материальности. Элементы Стихий определяют все разновидности поля и вещества во Вселенной, а следом творцы Космоса: галактики, звезды, планеты - создатели островков жизни во Вселенной.

 И если Создатель троичен (Тамас, Раджас, Саттва), то развитие структуры Мира увеличивает число, но уменьшает объем и значимость порождаемых энергий во Вселенной. Это структурирует объектную множественность Мира. Такой порядок сущего дает отсутствие хаоса в структуре, позволяя управлять созданием и бытием Мироздания, организуя процесс самоосознания Мира. Возникает иерархия созидания и самоосознания. Архитектуру в первую очередь интересует иерархия созидания, как определяющая формообразование материи.

 Архитектурное отображение иерархичности - пирамидальность, с четко выраженной разновеликой ярусностью и членением на элементы различной объемности. Чем ближе к вершине - тем короче ярус, тем меньше в нем элементов с большим объемом и наоборот чем дальше от Единого, тем мельче и множественнее элементы более протяженного яруса. Сейчас пирамиды Гизы из монолитных став ступенчатыми, кроме устремленности к Единому и единения, стали отображать иерархичность.

 Достаточно четко и значимо выражен принцип иерархичности в ступенчатых пирамидах Мезоамерики. Архитектурно гармонична пирамида тольтеков в Чичен Ице с храмом Кукулькана (Кецалькоатля). Но нет разновеликости ярусов, что отражает иерархичность, субординацию между равными элементами - людьми. Это архитектурное отражение иерархичности общества тольтеков. Закономерно вершина пирамиды плоская, не нацеливает в точку зенита, не дает пути к Единому. А свято место пусто не бывает - на вершине пирамиды храм силы и культа, где приносились кровавые человеческие жертвы.

 Архитектурно, чем больше объем, тем тамастичнее элемент. При приближении к Единому материя становиться «тоньше», раджастичнее, и инертность материальности высших миров уменьшается. Поэтому при отображении иерархичности, объем элементов должен интерпретироваться в их высоту. Большая высота дает большую значимость и динамичность элемента, соответствуя материальности высших планов Бытия и существующих там объектов. А более короткий, кубический объем элементов соответствует тамастичности низших уровней Бытия.

 Неплохо отображает принцип иерархичности башня «Бурдж Халиф». Для идеального отображения не хватает увеличения высоты ярусов по мере подъема, и мала акцентированность множественности сущего. Зато спиральная постепенность уменьшения поперечного сечения тела здания увеличивает его динамичность до предела, образуя постепенное превращение его в шпиль, устремленный в зенит. В полдень башня прямо указывает на Солнце (южные широты), как на воплощение Единого. И этим башня начинает олицетворять уже более высокий принцип - всеединство.

 Всеединство. На высшем плане Бытия своими первичными энергиями мы все есть одно, мы всё есть одно. И хотя мы бредем в одиночестве по пыльным дорогам маленькой планеты Земля, затерянной где-то на краю рядовой галактики, среди невообразимо большого и холодного Пространства, какой-то неощутимой, первичной и высшей частью себя мы все продолжаем быть вместе в Едином, ни на секунду не прекращая этой связи. Мы всё, мы все есть часть Единого. Весь Мир един в Едином.

 Отдельность часть множественности. Всеединство - множественность всего Мира в полном единстве своей устремленности к Истоку. Это единение всего Сущего, всех планов Бытия в стремлении к своей цели. Всеединство - это горизонтальных охват всех и каждого, с устремлением всех планов Бытия к Единому, как недостижимому пределу совершенства, как к отчему дому всего Сущего, как к Истоку Мира. Отображение - горизонтальность всех уровней Бытия в гармоничном единстве с вертикалью, множественность в монолите единой структуры устремленной в точку зенита.

 Пирамиды Гизы при своем рождении почти идеально отображали идею всеединства. В едином монолите сооружения были объединены горизонтали всех этажей, множественности всех планов Бытия, все Сущее. По мере приближения к горнему происходит уменьшение множественности, создавая острие устремленности к горнему. И движение этому монолиту всего Сущего придавало устремление пирамиды своей острой вершиной в зенит. Усиливала Раджас сооружения плоская и гладкая поверхность и наличие граней.

 Пирамидальность выражена в кафедральном соборе лютеранской церкви Хельсинки на Сенатской площади, и в храме Покрова в Филях, и в церкви Преображения в Кижах давая оттенки и варианты всеединства. Пирамидальная устремленность церкви Александра Невского в Кожухове (Москва) хороша своей открытость, ясностью, беспримесной чистотой и непреклонностью. Если можно так сказать, то это мужской тип всеединства (храм мужской по форме, по духу и по названию). А вот образ создаваемый церковью Покрова в Филях - это во всех смыслах женский тип всеединства.

 Архитектурная сбалансированность церкви Покрова в Филях создает прелестнейший образ. В нем гармонично соединены тамастичность сущего, раджастическая устремленность к горнему, и выраженная ступенчатость иерархии в единой нацеленности и связи между собой. При очень четко выраженной инертности и даже грузности, она воздушна и светла. Раджас устремления в небо не рвет своей яростью ткань баланса гармонии. Цвета и фактура лишь добавляют очарования образу.

 Всеединство бывает разным. Не только общая пирамидальность, опирающаяся на Тамас может давать всеединство. Его могут выражать и гораздо более динамичные формы. Очень гармонично, например в динамике, выражено всеединство монументом «Покорителям космоса» у ВДНХ. Здесь единство всего Сущего всех уровней Бытия, острая пирамидальность обелиска образована, с фасада непреклонной вертикалью устремленности в зенит, а с обратной стороны - глиссадой взлета ракеты.

 Опора этого устремления, подчеркнуто выделенная горизонталь стилобата - вся множественность Мира. Вытянутость этой основы, плавно переходящая в вертикаль устремленности, задает уже с горизонтали однонаправленность движения от всей проявленности сущего, а Раджас подхватывая это движение Тамаса, устремляет его ввысь. Такая яркая динамика характеризует безумную экспрессию покорения космоса, которая в масштабах истории проходила до чрезвычайности быстро.

 Нацеленность взлетающей ракеты в космос, иллюстрирует устремленность к великой и светлой цели. Основа этого устремления - четко выделенная горизонталь опоры, объединение усилий и труда множества людей, от простых рабочих до руководителей страны, всех планов Бытия. Очень уместно на стилобате монумента горельефы рабочих, учёных, инженеров - тех, чьим трудом открытый космос стал реальностью. 100% попадание принципов формообразования, смысла и сути объекта.

 Множественность и единение в архитектуре и градостроительстве проявляет себя совсем по разному. Архитектурно множественность и единение практически совпадают, ибо элементом множественности может быть практически любой строительный или архитектурный элемент. Их повтор, соединение на фасаде дает множественность, которая своим единением образует структуру здания. И разделить их нет никакой возможности, как и необходимости.

 В градостроительстве множественность проявляет себя по другому. Если дом, здание, есть элемент множественности в градостроении, то их единением становится улица (сливаясь иногда в единый фасад) или квартал. Иерархичность может совпадать со ступенями административного деления города, если оно четко выражено архитектурно. А всеединство можно интерпретировать как весь городской ансамбль (если он соответственно оформлен). В большинстве городов обычно неплохо выявлен центр, иногда довольно четко прослеживается и вся иерархичность городской структуры.

 Взаимосвязи

 Общество. Самосознание Мира направляется определенными аспектами Единого. Деятельность этих иерархий самоосознания на других планах Бытия отражается у нас развитием цивилизации, культуры, и общественно - историческими процессами. Иерархии, направляющие самоосознание всех народов планеты, взаимодействуют друг с другом, и поэтому абсолютно допустимо говорить в архитектуре о влиянии на нее духовных, культурных, исторических и общественных процессов общества. Этим не только допустима, но и просто необходима многосторонняя и многослойная трактовка архитектурных образов.

 К примеру храм Василия Блаженного на Красной площади, закономерно находится в сердце столицы, у цитадели государственности - Кремля. Его созидание знаменует победу над Казанским ханством, последним отголоском страшного врага - татаро-монгольским игом. Как результат - становление новой государственности, осознание единства русского народа. Причем московское царство зарождалось сразу как многонациональное образование. Поэтому многокупольность, и многокупольность разная.

 Центральный купол расположен выше, он не просто главнее, объединяя вокруг себя другие народы, он устремлен ввысь, к горнему. Причем эта устремленность к горнему проявляется как собственное отдельное движение у всех народов вовлеченных в орбиту России. Главный купол своей величиной не подавляет ни другие народы, ни их самостоятельное движение к Единому. Он велик именно примером своей яркой устремленности, своем движением он их зовет, объединяет и ведет по дороге к высшему.

 А как веселит душу и радует глаз это многоцветье образа - это не иератическая строгость золотого, или просветленность белого - это полнокровность жизни бьющей через край, со всей безоглядностью и удалью русского народа. Но храм не в центре площади или Кремля. Он стоит на окраине Красной площади, хорошо иллюстрируя этим взаимоотношения власти и народа и тот путь, который должны пройти русские люди до полного раскрытия своей сути и предназначения. Это наиболее полное в архитектуре воплощение национальной идеи России, предназначения русского народа.

 С разных сторон храм демонстрирует отличающиеся стороны образа. Внешне, на Замоскворечье, церковь открывается мощным основанием, создавая чувство твердыни, защищенной цитадели русского духа, отсутствием захватнических мотивов. А изнутри, с Красной площади, для себя, олицетворяя внутреннюю жизнь народа - динамичность без примеси агрессии. Бури движения нашей внутренней жизни (вся история тому подтверждение) предназначенные только для себя, другие народы воспринимают до сих пор как агрессию направленную вовне.

 Общеупотребительное, народное название храма - храм Василия Блаженного, хотя он закладывался как храм Покрова на Рву. И это гораздо точнее. Архитектура храма, как минимум саттвическая с выраженной пирамидальностью всеединства, а со стороны Красной площади даже больше мужская, раджастическая. Никакого преобладания женской энергии нет и в помине. Блаженный - имеющий благо, отмеченный богом, не от мира сего. Он знает нечто, дающее ему силу вести, хотя сам кроток и не злобив. Идеальное именование архитектурного выражения национального русского духа.

 Храм Василия Блаженного весьма примечателен еще и тем, что является как бы формой перехода от архитектуры к монументальному искусству. Говорить о каком либо серьезном использовании храма как здания не приходится. Все его внутренние конструкционные решения подчинены созданию яркой архитектурной образности и поэтому там нет сколь нибудь значительных или удобных для массового использования помещений. Это монументальное олицетворения духовного пути России и ее народов.

 Столь же многослоен и образ Санкт-Петербургского адмиралтейства. Адмиралтейство строилось изначально как верфь распоряжением Петра I. При протяжённости главного фасада 407 м и высоте шпиля 72 м у сооружения весьма величественный облик. Скульптурные решении здания не просто подчеркивают функциональное назначение Адмиралтейства - аллегорически они утверждают образ России как морской державы. Сейчас здесь снова Главный штаб ВМФ. Занимая центр (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами), здание делает морскую тематику главной в городе.

 Архитектурно - это четкая, вытянутая горизонталь здания, множественности всех и вся в полной подчиненности и устремленности к одному, более высокому и главному. Резкий пик устремления, прямые рубленые линии, жесткое противостояние горизонтали и вертикали, практическое отсутствие иерархичности. Хорошо для военизированной организации, подчиненности одному. И соответствует конкретно-историческому моменту истории России: весь народ в полной власти взнуздавшего Россию царя, полная самодержавность и всевластие Петра I, выход к морям, устремленность и толчок к новой жизни.

 С духовной точки зрения архитектурный образ недвусмысленно говорит, что провиденциальные силы России прямо взяли руководство над не просветленным еще народом, ведя его без всяких колебаний к запредельной цели, не осознаваемом еще им самим. Высокое долженствование нашего народа не терпит отлагательств, нет времени ждать естественного образование собственной иерархии и поддержки других планов Бытия - поэтому отсутствует выраженная пирамидальность в здании.

 Устремление к горнему абсолютно непреклонно и несгибаемо. Вслепую, не осознавая, пробиваться к высшему, принося громадные жертвы на этом пути. Это вынужденное решение. Это большая и тяжелая ноша на плечах всего народа. Образ олицетворяет то смутное понимание великой миссии русского народа, которое отражается в общественной жизни мучительным поиском так называемой национальной идеи. Тем, непонятным нам самим желанием сделать так, «чтобы всем было хорошо», тем созиданием такого народоустройства, которое Ванга назвала просто - «религиозный коммунизм».

 Хочется отметить третий архитектурный аспект национального долженствования русского народа, национальной идеи. Кижи. Низкий болотистый берег. Церковь Преображения видно издалека, всем указуя себя как путеводный ориентир в море и в мире, и место притяжения. Церковь Преображения образует ярко выраженную пирамидальность. Целый массив почти одинаковых главок говорит о «соборности» людей, о народе как единой общности и его всеединстве в устремлении к высшему.

 Это внутренний аспект духовной жизни русского народа, предназначенный для себя. Венчающий купол крупнее, значительнее, он ведет остальных. Так и должно быть во внутренней жизни каждого народа. А мы все - братья и сестры, и практическая одинаковость глав говорит о равенстве всех перед Духом, о любви и братстве в устремленности к Единому. Мы все одно, мы все едины, все люди суть одного корня. Очень большая высота (для деревянного зодчества) дает яркую устремленность к горнему.

 Храм Василия Блаженного, находясь у центра российской государственности - Кремля, олицетворяет всеобщность всего круга народов, входящих в нашу державу. Кижи своей интимностью, удаленностью от суеты, открытостью местоположения и неспешной однородностью говорят о внутренней духовной жизни русского народа. Это то высшее в исконно русском, в нашем внутреннем, то сущностное и читаемое между строк былин и сказок, рубленными стенами и крытое лемехом главок поднимается здесь из глубин каждой души вверх. Любой русский, может не знать, что такое Кижи, но хоть раз в жизни слышал это слово.

 Наследуя византийскую традицию, мы внесли свое мироощущение в храмовое строительство. У нас стала появляться пирамидальность храмов, отражая более высокий принцип - всеединство. Вообще многокупольный храм, излюбленный образ храмовой архитектуры на Руси. Этот внутренний образ есть потенция объединения всех на земле, как братьев в единой устремленности к высшему. Отсюда и интернационализм социализма и отсутствие полноценного национализма у русских. Это прямое и недвусмысленное олицетворение ментальности нашего народа.

 У других народов иное, иная ментальность, иная архитектура. Храмовая архитектура наиболее тесно связана с духовными устремлениями нации. В ней на подсознательном уровне, интуитивно, народ руками и душей архитекторов, выражает свое интимное, сущностное, то что выносится на высший суд, раскрываясь богу. Здесь нельзя соврать, ни покривить душей, ни отделаться сиюминутным. С течением истории не соответствующее уходит, разрушается, сносится. Остается только истинное.

 Готический храм - доминанта устремленности к небу, причем устремленность вверх всей протяженной горизонтали, всей множественности проявленного. И главное здесь - одновременная устремленность всех к горнему, полет объединившихся душ к Богу, воздух и свет внутреннего движения всей массы к высшему. Эти храмы не дают всеединства. Только единение в своем устремлении к Единому. Как корабль, взмывающий к небесам и уносящий туда в своих недрах истосковавшиеся души.

 Храм должен был собирать под свои своды всех, весь город, весь народ. Во всем другом, кроме религии, единение может распадаться на отдельность. Нет иерархичности, нет капитана и экипажа небесного корабля, Отсюда и маскировка фасадным торцом с башенками скрывающейся горизонтали всеохватывающего нефа. Хотя накал устремленности к горнему, такой мощный порыв к Единому не поддается определению. И это довольно точно отражает ментальность народов, воздвигших такие храмы.

 Это сообщество проживающих на одной территории и верящих в одного бога людей. Это вольные горожане, в борьбе с феодалами отстоявшие свою свободу и равенство. Нет яркой иерархичности, пронизывающей ступенчатости структуры общества. Возникает определенный конформизм, равнение каждого на всех других. Каждый по отдельности, но в рамках селения, города или страны возникает объединение людей в образе жизни, ментальности, и возникает единение людей в своей религии.

 С учетом того, когда и как происходило их строительство - это был символ принадлежности к единому Богу, отказ от язычества, переход к городу, к цивилизации, добытая сообща свобода и равенство. Это знак того, что здесь все христиане и они не потерпят иного. И этот символ должно увидеть издалека, отовсюду. Здание готического собора возвышается, главенствует над городом, как и христианство, которое всецело определяло всю жизнь человека в средневековье.

 А вот протестантам не нужны излишества и роскошь - все должно быть просто и функционально. Они на новом уровне возродили традицию постройки молитвенных домов. Это говорит о том, что религии есть место в жизни, но свое - религия религией, но работа основа жизни. Это ориентировало человека рассчитывать только на свои силы и свой труд, заставляя его быть предприимчивее. Ментальность протестантских народов дала основу капитализму и в дальнейшем всему обществу потребления.

 В формировании всего человечества европейцы (северо-запад Европы) проявляя свою ментальность, реализуют практические аспекты общественного, социального существования людей (протяженные нефы соборов). Американцы, проявляя себя, отдают предпочтение индивидуальным, лидерским граням ментальности (массовое строительство небоскребов началось именно в США). Русские своим существованием должны объединить это в едином аспекте всеединства (это и коллективность и лидерство одновременно) - соответственно многокупольные храмы в архитектуре.

 История. Судьба (карма) есть совокупный результат типичного метода осуществления деятельности, стандартного протекания процессов, постоянного проявления одного и того же характера. Поэтому карма не фатальная неизбежность, а закономерный результат всех действий и не действий человека. Архитектура, как один из процессов общественной, социальной жизни, отражает карму народа. Этим, образ и судьба знаковых архитектурных объектов очень тесно связана с историей самого общества.

 В этом даже проявляется какая-то мистическая связь между архитектурный объектом, устремлениями и жизнью самого народа. Только по одной архитектуре уже можно составить вполне определенное впечатление о особенностях данной нации и ее судьбе. Но эти связи столь многообразны и подчас неявно выражены, что представленные здесь варианты трактовки архитектурных образов во взаимосвязи с ментальностью и судьбой самих народов допускаются лишь как одни из возможных.

 В космогонии жителей Древнего Египта основание мира начиналось с появления первого холма Бен-Бен. Очевидно это отражение начала их цивилизации, возникшей в затопляемой болотистой дельте Нила. Отсюда соответственно один из смыслов пирамиды, столь полюбившейся им, как выражение, как очевидный физический символ основы их мира, их существования. Пирамида - есть предельно простое и даже примитивное в своей наглядности олицетворение основных принципов Мироздания.

 Она абсолютно символична, не несет почти никакой практической необходимости, являясь в чистом виде произведением архитектуры. Соотношение размеров блока с пирамидой дает соотносимость человека и Мироздания. Единичная множественность блоков становиться монолитом единения. Своим широким основанием она дает охват всего Сущего. А вертикаль высоты пирамиды нацеленная в зенит, дает устремленность к высшему - возникает всеединство. Сужение ярусов восхождения говорит о иерархичности мира.

 Образность пирамиды для египтян имела и другие смыслы. Равная высота ярусов говорила о четком единстве и иерархии людей этого общества. Она отображала единство всего египетского народа, в его полной подчиненности фараону, как верховному правителю и устремленности как сыну бога. Это всеединство египетских племен выражалось и государственно - фараон официально носил корону Верхнего и Нижнего Египта. Как объединенного государства.

 Даже время боится пирамид - не зря появилось это выражение. Массивность и масштаб сооружений Гизы хорошо олицетворяют Тамас - основательность, покой, неизменность. Размеренное течение жизни Древнего Египта (за исключением периода смут и войн) от одного разлива Нила к другому было неизменным, устоявшимся во всех сферах, практически не меняясь на протяжении трех тысячелетий. В сравнении с динамикой нового времени, жизнь Древнего Египта бы даже скучна — тамастична.

 Ступенчатость пирамид Мезоамерики в сравнении с Египтом архитектурно гораздо сильнее отражает динамику, присутствовавшую в жизни майя, тольтеков и ацтеков. Принцип иерархичности, подчинения - отражение ментальности тех же тольтеков, которые структурировали по вертикали свое общество так, что это позволило им стать в свое время доминирующей военной силой Мезоамерики. Поработив соседние народы, они создали свою жестокую империю, кровожадное во всех смыслах государство.

 Множественная ступенчатость пирамид, остроугольность придает им агрессивность, соответствуя активной захватнической деятельности тольтеков. Архитектурное отсутствие устремленности в зенит, есть отражение того факта, что никакой значимой цели, кроме подчинения всех и вся своей власти они не преследовали. А их религиозные культы скатились до использования человеческих жертв: на жертвенниках пирамид Чичен Ицы из груди живого человека вырывали еще трепещущее сердце.

 Храм Кукулькана в Чичен Ице архитектурно значительнее самой пирамиды. Его образ не завершает, а подавляет, главенствует над пирамидой. От властвует над всеми ярусами и ступенями восхождения, олицетворяя в голом, неприкрытом виде принцип животного доминирования. Это есть сосредоточие архитектурного смысла всей пирамиды вообще, а все сооружение есть олицетворение власти и силы в мире тольтеков. Ступени восхождения (в отличие от ярусов) говорят о возможности продвижения по социальной лестнице общества завоевателей.

 Зиккураты Месопотамии возникли как естественное развитие зодчества в условиях периодически затопляемого междуречья двух мощных рек. Террасы, постепенно возвышаясь от нижнего основания создавали возвышение, на вершине которого располагались, различные сооружения и храмы. Нет никаких сведений о жестокости языческих культов Междуречья. Но структурированность общества там была очень четко выражена. Можно даже говорить о изобретении государства жителями Тигра и Евфрата на территории Евразии.

 Ментальность народов вносит свой вклад в осмысление запредельной реальности. Христианство, как единая религия например давно разделилась на ветви и по прошествии достаточного времени их возникнет столько, сколько в принципе есть христианских народов. Разделение произошло в рамках различной ментальности и исторической судьбы народов, наложив этим отпечаток и на архитектуру храмов, которая стала принимать свои, в том числе чисто национальные особенности.

 В отличие от Рима Византия сумела сохранить государственность еще на целое тысячелетие, хотя и непрерывно терзаемая войнами, как нападая сама, так и отражая агрессию. В этих условиях в общей ментальности народов религия стала прибежищем от невзгод жизни. Классический византийский храм (ярчайший пример - константинопольская София), олицетворяет собой Тамас, как Мать всего Сущего, как защитница и укрывательница жизни, как прибежище для страждущих.

 Тамастические, застойные тенденции пропитали со временем жизнь общества и всей Византийской империи. Постепенно структура и жизнь общества закоснела, бюрократия опутала все структуры государства. Общество люмпенизировалось и патриотизм Муция Сцеволы стал им неведом. И когда пришло время, Византия не смогла противостоять молодым народам, хлынувшим на ее территорию.

 В сравнении Пантеона и Софии четко прослеживается не только разная стилистика архитектуры, но и связанная с ней ментальность породивших их народов. Пантеон - это Рим, это государство-агрессор, народ-угнетатель, создавший захватническую империю: грубая безжалостная сила и мощь, которая ясно читается в архитектуре храма. Это цитадель, неприступная твердыня римского духа завоеваний, это крепостное святилище воинов, признававшего другие народы только как своих данников и рабов.

 Византия, наследуя античной Греции, многое впитала от эллинского мироощущения. И архитектура Софии об этом говорит: это и появившаяся легкость, и изящество, и нарядность, и устремленность христиан к Единому. Главный купол храма Византии, как многонациональной империи, объединяет собой меньшие купола других народов. Но тяга к грандиозности и помпезности, тяжелые и грубые контрфорсы позднейшей постройки, только подчеркивают скрытую силу и имперскую мощь затаившегося хищника.

 Фасадные башни Нотр Дам де Пари остались обезглавленными. Франция в свое время претендовала на лидерство и полное доминирование в Европе. Однако история пресекла все поползновения и этим попыткам абсолютистской монархии был положен конец. От нее остался лишь помпезный Версаль, с его четко распланированным парком. Мало того, снесли Бастилию, оставив после нее лишь площадь - сменив властную вертикаль крепостной силы на демократичность и свободу охвата горизонтали.

 Пизанская башня белая, нарядная, воздушная с многочисленными колоннами. Веселая, солнечная и направлена в зенит. Но обезглавлена и наклонилась, а ведь эта колокольня городского собора Санта-Мария Ассунта. Формально все правильно, но нет результата, нет царства Божия на земле. Что еще интересно - вплоть до 1861 года Италия была раздроблена на многочисленные мелкие государства. Мощная властная вертикаль этой нации отсутствует, и это не удивительно - итальянцы уже старая нация. Пизанская башня известна как строительный казус, но может быть и не только?

 Интересны хитросплетения новейшей истории России, ибо это непосредственно сказывается и на архитектуре. В этом плане особенно важны знаковые произведения архитектуры. После Октябрьской революции власть переезжает в московский Кремль - цитадель Московской Руси. Это демонстрация намерения осуществлять правление с позиции силы. Дом Советов на месте храма Христа Спасителя так и не был построен, а храм восстановлен. Очень знаковое событие для судьбы советского строя.

 В отличие от московского Кремля лондонский Тауэр - сейчас полностью музей и оружейная палата, хотя и остается собственность королевской семьи. Лувр в чистом виде стал одним из лучших музеев мира, а Эскориал - монастырем, библиотекой и усыпальницей испанской династии. Великокняжеский детинец в Москве до сих пор резиденция власть предержащих. Такая дальнейшая судьба резиденций монархов хорошо отражает умонастроение этих наций. И в общем страны Европы более подвержены демократии, чем Россия.

 Мавзолей Ленина на Красной площади - самое знаковое сооружение архитектуры уже только в силу местоположения, с яркой доминантой иерархичности и полным отсутствием устремленности в зенит. Атеизм - идеология СССР. И создание мемориального сооружения на главной площади страны для осуществления заупокойного культа вождя, как и его мумификация не принятая у христиан крайне странны, и совершенно не вяжутся с отрицанием Бога. Мавзолей - это полный аналог храма для поклонения святым мощам.

 Метафизически наоборот, все абсолютно соответствует сути - у властного центра страны воздвигнут символ иерархии и власти. И руководители страны восходя на нее, как с высшей ступеньки иерархии, с высоты мавзолея принимают поклонение (прошу прощение - праздничные шествия) масс. Это есть полное отсутствие устремленности к высшему. Архитектурно мавзолей очень четко указывает на суть и направленность власти, какими бы замечательными принципами и идеалами она не прикрывалась.

 Надо четко разделить личность Ленина, великие и светлые идеалы питавшие революционеров в борьбе за лучшую долю народа и ту реальность власти и силы, которую в итоге создал Сталин. К идее мавзолея Сталин относился очень положительно. Образно мавзолей полностью соответствовал его умонастроению и тем злодеяниям, которые Сталин смог развернуть в стране. Вспоминая храм Кукулькана, можно только удивляться, что мы не дошли до вырывания сердца из груди врагов народа.

 Великая китайская стена - желание защитить, оградить себя от набегов кочевников, но эта же черта весьма характерна для ментальности народов Китая. Что интересно, история жизни китайской нации характеризуется определенной замкнутостью, которые продолжались достаточно большие периоды. Очевидно это выражение духа народа, внутреннее побуждение людей. Выходцы из Китая создают свои чайна-тауны в любой стране, не ассимилируясь, не смешиваясь с основной нацией.

 У японцев национальный символ - гора Фудзи, творение природы. Их мироощущение принципиально отличается от нашего. Главное событие года в Японии - цветение сакуры. У них существует искусство каллиграфии и чайной церемонии, даже национальный театр у них другой. Традиционная архитектура поражает своей естественностью. Развитая эстетика правда не мешала в средневековье самураю иметь право пробы меча - для проверки нового клинка зарубить первого попавшегося крестьянина.

 Образы в архитектуре


 В архитектурных произведениях всегда отображаются нескольких принципов формообразования, образуя целый комплекс. Это создает художественный образ, отражающий определенный набор идей. Если эти идеи и образ их раскрывающий соответствует ментальности и миропониманию народа, то ему уготована долгая и счастливая судьба. Рассмотрим ряд объектов зодчества, для иллюстрации отображения принципов в архитектурных образах. Ни о каком подробном и полном анализе речь не идет.

 «Кристальный остров» в Москве - проект Н. Фостера, который конечно будет самым большим в мире зданием (если его построят). Это круглое башенное здание, взмывающее от широкого основания острым шпилем в небо и полно отображающее воспринимающий аспект Единого. О всех нюансах архитектурной образности можно будет говорить после его воплощения. Сущностно, очень похоже на 98-метровую позолоченную буддийскую ступу Шведагон в Рангуне - одно из знаменитых сооружений Мьянмы. Шведагон - национальная святыня страны, четко выражающая воспринимающий аспект Единого.

 Главная в исламе, Заповедная мечеть Мекки построена в виде джума-мечети, где люди собираются во внутреннем дворе этого замкнутого комплекса. Изначально она практически правильным кругом окружала Каабу с Черным камнем, имея семь минаретов. Это подчеркивало значение этих святынь как центра ислама, практически создавая плоскостной образ Единого. Ярусы мечети, оформленные колоннами, выходя террасами во внутренний двор, добавляют образу воздушности и света. Но Кааба, как кубическое сооружение к сожалению не дает архитектурной устремленности к Единому. Динамика форм здесь представлена лишь минаретами.

 Интересно проследить проявление личности архитектора в его произведениях. Фрэнк Райт создал греческий православный собор, в преимущественно протестантских США. Благовещенский собор в Милуоки (штат Висконсин) представляет собой уплощенный купол, под добротной (на века) медной кровлей. Но купол не охватывает всю множественность Мира, с низу он ограничен таким же куполом, образуя этим, вместо горизонтали множественности, линзу замкнутости.

 И все Сущее ограничивается небольшим, избранным числом. И эта избранная множественность, эта горизонтальная ограниченность поднята на пьедестал. Это говорит о приоритете житейского над духовным, материального над возвышенным. Здесь устремленность к Единому отсутствует напрочь. Такой Тамас говорит лишь о заботе о самих себе, о небольшой, как можно думать, православной части американцев в протестантской стране. Все религии зовут к богу, к высотам горнего, но...

 Проповедники всех мастей в США утверждают, что господь хочет чтобы мы зарабатывали как можно больше денег. Это хорошо, когда человек самостоятелен и может позаботится о себе сам (мы конечно дети божьи, и ни один отец не хочет иметь глупых и ленивых детей). Но все это есть устремление к материальному, а не к высокому, это больше похоже на протестантов, чем на православных. Ф. Райт, создавая храм для православных, вложил в его образ ментальность американцев, ментальность протестантов, свою ментальность.

 На ратуше Вены поднимается лес островерхих башен, создавая избыточность, агрессивность в ее формах мужского начала. Площадь Гласис, где ее возвели, использовалась для проведения парадов. А обилие света и внутреннего пространства, лишь способствует проявлению динамики в здании. И что характерно, Австро-Венгрия была весьма воинственной империей. Помимо прочего, на рубеже XIX-XX веков у нее был самый мощный военный флот в Средиземноморье. Сейчас парадный зал и все прилегающие помещения очень активно используются для проведения выставок, концертов и балов.

 Эмпайр Стейт Билдинг, вертикальностью линий и нацеленностью в зенит, дает устремленность к Единому, фактурой и цветом фасада - теплоту и мягкость. В итоге не удивительно, что это одно из самый популярных для посещений зданий Нью-Йорка. А на Манхэттене небоскребы образуют лабиринт рукотворных ущелий, на дне которого процветают дневные сумерки. Плоские крыши небоскребов никуда не зовут. Пустые глазницы и блестящие тела сеют вокруг себя холод. Острые углы фасадов рождают жесткую атмосферу «каменных джунглей капитализма».

 «Арктический Собор» норвежского Тромсё - продолговатое здание треугольного сечения из отдельных повторяющихся элементов, копирующих форму треугольных фасадов. Ступенчато уменьшаясь к середине здания, они тем самым образуют остро пирамидальные объемы фасадов, устремленные в зенит. Белый цвет собора и рельефная вертикальность его фасадов лишь подчеркивает динамику.

 Стылый и холодный Раджас, полученный повтором белых треугольных формообразующих элементов, лишь частично компенсируется Тамасом: вытянутость здания по горизонтали и чернота фасадов лишь умеряет грозную динамику образа до северной суровости. Голубоватая подсветка создает полное ощущение ледяной фактуры и формы здания ассоциируются с айсбергом. Это воплощенный Я. И. Ховигом немногословный образ мощи Севера, его неброской красоты и возвышающей суровости.

 Здание кафедрального собора «Пресвятой Девы Марии» в Бразилиа - это шатровая постройка, образованная шестнадцатью белыми гиперболоидными колоннами, соединяющиеся между собой стрельчатыми витражами. Громадное внутреннее пространство залито светом. Плоская вершина шатра собора ставит предел выраженному движению в зенит, что не придает мягких женских черт и не умеряет избыточность Раджаса. Поднимаясь над вершиной шатра в разные стороны, колонны дают раскрытие к горнему. Но своими острыми окончаниями, добавляют весьма динамичному зданию, еще и всенаправленную воинственность. Не лучшее олицетворение женского аспекта в религии.

 Столь откровенная избыточность динамики и ее всенаправленная воинственность, приданная собору «Пресвятой Девы Марии» О. Нимейером, приводит к полному краху образности, делая его почти агрессивным. Образа раскрытия протянутых к Деве Марии и просящих рук не получилось. Образ храма интуитивно столь откровенен, что церковь даже долгое время отказывалась освящать этот храм. Здание должно быть храмом Богоматери, а не олицетворением кровожадной инквизиции.

 Христианская церковь, как общественный институт, запятнала себя, не только агрессивностью (крестовые походы), но и человеконенавистничеством - достаточно полистать «Молот ведьм» и вспомнить пылающие костры инквизиции по всей Европе. Непонятно, Нимейер, как атеист хотел досадить церкви, или это правда его образная неудача? Кстати здесь, как и в истории с храмом Покрова на Рву на Красной площади сам народ дал соответствующее архитектурному образу имя - храм «Тернового Венца», и это название гораздо ближе к его сути.

 Часовня кадетов Академии ВВС в штате Колорадо - это плотная шеренга из семнадцати воинов - копьеносцев. Сверкая отточенными наконечниками копий над головой и острыми выпирающими ребрами щитов у плеча, строй гоплитов-спартанцев полностью превратил тамастическую горизонталь здания в ощетинившуюся фалангу агрессии. Прищурившись на солнце и скалясь в предвкушении боя, они готовы к бойне, к кровавой мясорубке сражения. Широко расставленные для упора ноги готовы принять на копья и мечи своих врагов или самим, по сигналу, плотным строем броситься в атаку.

 Нет ни одной плавной линии - лишь одни остроугольные формы и много блеска и света. Даже проемы боковых окон своим хищными остриями пронзают небо. Использованы абсолютно все возможности уменьшения мягкости и усиления агрессивности динамики. Здание часовни настолько воинственно, что даже глядя на него можно порезаться и уколоться. От часовни веет остронаправленной агрессией и кровожадностью. Конфессиональная неразборчивость (тут проводят католические, протестантские и иудейские службы) лишь подчеркивает, что бог которому поклоняются в таком здании - это война.

 Уолтер Нетч полностью обнажил истинное лицо воинственности, скрываемую основу духа военщины всех времен и народов. Используя этот образ для придания формы молитвенному залу, он показал его полную несовместимость с устремленностью к Единому. Ибо следование животным инстинктам доминирования, вплоть до агрессивности и убийства - это инволюция сознания, это против намерения Мира. Поэтому удел воина во всех веках и планах Бытия - страдание. И не напрасно общественность протестовала против такого использования архитектуры.

 Варианты Саттвы в архитектурной форме воистину разнообразны. Храм князя Ал. Невского в Софии (Болгария) есть четкая декларация Саттвы (в аспекте троичности) - в одном здании наличествует колокольня и главный купол средокрестия. А с ракурсов, где не видно колокольню - всеединство. Но все формы настолько тамастичны, что возникает абсолютно устойчивое ощущение женского храма. Ни о какой мужской энергии нет и речи. Но даже в годы первой мировой, когда Болгария воевала против нас, храм переименовывали в честь Кирилла и Мефодия (опять мужское начало).

 Странная и часто встречающаяся аберрация восприятия - энергия формы женская, а посвящен храм мужскому духу. Современный пример этому: храм св. Саввы в Белграде, один из самых крупных православных храмов в мире с ярко выраженной тамастической, женской формой. Или наоборот энергия формы здания мужская, а посвящено здание женскому духу: часовня Параскевы Пятницы (Красноярск) или Ксении Блаженной (Санкт-Петербург).

 Тадж-Махал - купольная мечеть из полупрозрачного мрамора, с четырьмя минаретами на единой платформе. Это выражение Саттвы, но троичность здесь на пределе, она переходит почти в дуальность. При некоторых ракурсах платформу, основание объединяющее все элементы в единый комплекс, не видно. Расстояние между минаретами и мечетью выбрано так, чтобы при большем числе ракурсов были видны все минареты. В итоге идет постоянное уравновешивание форм комплекса.

 При ярком дневном свете мрамор стен мечети выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым. Белый цвет, фактура и резьба на мраморе, ниши, входные арки, объемность купола - все это уменьшает тамастичность здания мечети, делая ее воздушной, легкой, невесомой. Возникает настолько светлый образ уравновешенного Тамаса (основание комплекса зрительно не читается), что возникает невероятное чувство, что мечеть парит и может взмыть вверх легким дуновением ветерка.

 Религиозное учение бахаи возникло в середине 19 века. Для своих храмов (молитвенных домов) это учение выбрало форму, в виде высшего высшего аспекта Саттвы - куполообразной башни. Претендуя на роль объединителя всех религий, это учение выбирает архитектурную форму, олицетворяющую высший синтез всех энергий Мира - Создателя. Что достаточно глубоко символично, ибо по крайней мере декларативно, бахаи проповедует религиозное и культурное единство человечества.

 Самый первый, ашхабадский храм был разрушен еще в 40-е годы 20 столетия. А американский храм (архитектор Луи Буржуа) на берегу Мичигана (г. Уилметт, Чикаго) уже достиг своего 60-летия. Сейчас в мире лишь 7 бахайских храмов. Интересны национальные особенности, привносимые в архитектуру этих храмов, имеющих стандартную форму. Сразу видно различие между храмом в г. Уилметт (Чикаго) и храмом во Франкфурте. Англосаксонские (Сидней и Чикаго) между собой гораздо более схожи.

 Из бахайских храмов наиболее известен храм Лотоса архитектора Ф. Сахба в Индии, город Нью-Дели. При общей куполообразности здание храма имеет форму гигантского цветка лотоса из 27 лепестков, расположенных в три ряда. В его архитектуре нет не одной прямой линии. Лишь на создание его компьютерной модели ушло два года. Лепестки лотоса сделаны из белого бетона и покрыты снаружи белым греческим мрамором.

 Разъединение единой куполообразной формы на отдельные лепестки, сделало его архитектуру оригинальной, придав зданию образ бутона лотоса. При этом средний и внешний слои лепестков закономерно уменьшаются. Особенно храм похож на раскрывшийся бутон с высоты птичьего полета, где белый цвет лепестков бутона переходит в голубовато-зеленые лепестки водоемов, окружающие храм. Их окаймление красноватыми пешеходными дорожками завершает картину цветка.

 Но именно это единство стилевого решения привело к тому, что девять лепестков нижнего ряда раскрывающегося бутона, наклонены горизонтально и своими остриями направлены на все окружающее. С учетом выступающих ребер лепестков, образующих купол и их треугольной остроугольности форма храма становится резковатой для молитвенного дома. Тем более, что белый цвет и раджастичность самих лепестков убрали грузность бутона здания.

 Не может здание любой мировой религии (в которых бог есть любовь) иметь воинственную или агрессивную архитектуру. В этом случае возникает сущностное несоответствие, форма противоречит сути и предназначению здания. Не должен ассоциируемый образ здания противоречит сущностному. Стилевое единство не должно нарушать гармоничность и сущностное единство глубинного образа.

 Сложности в зодчестве могут возникнуть и при использовании принципа хаоса, ибо он функционален. Здание само по себе есть порядок, диалектично организованное пространство из материи с полярной структурой. Довольно удачно использована хаотическая структура в пекинском стадионе «Гнездо». А вот то, что делает Франк Гери, не относится к хаосу. Это, как он сам выражается «текучесть стен». Это есть результат действия той части Раджаса, который незаметно, неощутимо присутствует в самом Тамасе (структуру взаимодействия Раджас-Тамас хорошо иллюстрирует графический символ Тай-цзы).

 Размягчаемый Раджасом Тамас, это текучая, вечно меняющаяся материя Мира. Это Майя, иллюзия, обман - это воображаемая твердость мира. Мир постоянно меняется. Все Мироздание существует как поток всевозможных изменений - проще говоря это и есть Бытие. Порядок, Космос всегда начинается и заканчивается Хаосом. Переход от Хаоса к Космосу - есть сотворение Мира. Переход от Космоса к Хаосу - Бытие, существование Мироздания. Все выходит из Единого, и все обратно приходит к Нему.

 Если «танцующий дом» Франка Гери в Чехии сосуществование порядка и беспорядка, то здесь нет ни противостояния высшей диалектичности, ни порождения Хаосом Порядка. Если это Бытие, то нет последовательности Хаос-Космос-Хаос. «Центр Здоровья Мозга» Кливленда ближе к отображению Хаоса, ибо с ним сосуществует порядок - здание. Но лишь в большом приближении можно считать, что эта изломанность, этот беспорядок есть хаос. Их взаимоотношения архитектурно непонятны: если беспорядок порождает порядок - то это Созидание, если Хаос пожирает Космос - то это Бытие.

 Отсутствие внятного понимания принципа у Франка Гери приводит к тому, что текучесть поверхности не олицетворяет Бытие и не олицетворяет Хаос. Ибо эти Принципы функциональны и вступают во взаимосвязи с другими Началами мира. Слитность и нераздельность, цельность и замкнутость, отсутствие Тамаса и Раджаса - вот что дает Хаос архитектуре. Изломанность форм и поверхностей у Ф. Гери не есть хаотичность. Это процесс разрушения формы, для создания чего-то другого, нового, это лишь один из нюансов Бытия.

 Но лишь очень малое число людей воспринимает разрушения, как ступень освобождающую путь созиданию. Этим и характерна реакция на творчество архитектора. Совершенно очевидно, что для развития архитектуры, нужны экспериментаторы, пробующие работать с необычными или редкими принципами в работе. Работы Франка Гери привлекательны в плане попытки творческого осмысления принципов формообразования, и наверное в плане разнообразия городского пейзажа.

 Пока наиболее распространенным и простым использованием беспорядочености в архитектуре остается использование криволинейных, не прямых плоскостей для крыш зданий. Например в спорткомплексе водных видов спорта в Лондоне Захи Хадид. Хотя в проекте Паскаля Аркветектоса торгового центра в городе Педрегал (Мексика), достаточно грамотно использован принцип Хаоса. Фасадная часть которого имитирует хаотическую структуру, заключающую внутри себя здание.

Продолжение следует...

Источник статьи >>

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: