RSS
26.04.2002

Башня Абрахама

информация:

  • где:
    США. Нью-Йорк

В одном из интервью Рэймунд Абрахам сравнил пустоту, образовавшуюся на месте Всемирного торгового центра с пустотой, которую ему пришлось пережить 12-летним мальчишкой, когда за ночь бомбежек навсегда исчезли монументальные здания центральной площади его родного городка, на южных альпийских склонах Австрии. Увиденная в детстве страшная картина стального, запруженного фашистскими самолетами неба, навсегда оставила след в образах его архитектуры.

Рэймунд Абрахам - архитектор недавно поднявшегося на Манхэттене здания Австрийского культурного форума. Леденящая душу красота - характерная особенность проектов Абрахама. Его новая башня, зажатая со всех сторон заслоняющими ее зданиями обнаруживается всегда неожиданно, всякий раз вызывая новые чувства и ассоциации. Футуристический образ этого здания великолепно бы вписался в урбанистическую фантазию создателей фильма "Blade Runner", где показана пирамидальная архитектура из будущего.

Несколько дней назад состоялось открытие нового здания Форума. Накануне я встретился с Рэймундом, чтобы обсудить его только что законченный проект.

Рэймунд Абрахам родился в 1933 году в Австрии. В зрелом возрасте он покидает Австрию и эмигрирует в США. Вот уже 30 лет как Абрахам преподает дизайн и теорию архитектуры во всемирно-известной архитектурной школе Купер Юнион. Профессор Рэймунд Абрахам также преподавал в известнейших европейских и американских университетах, включая Йельский, Гарвардский и Международную летнюю академию в Зальцбурге. Академическая деятельность позволяет ему сконцентрироваться на исследовательском и артистическом измерении архитектуры. Он один из лидеров современной экспериментальной, концептуальной и бумажной архитектуры. Он негативно реагирует на применяемый к себе термин бумажный архитектор, заявляя, что не видит разницы в значимости проектов реализованных и оставшихся на бумаге. И действительно, по признанию таких столпов современной архитектуры, как Ле Корбюзье и Рэм Кулхааса, именно неосуществленные проекты гениального Ивана Леонидова оказали наибольшее влияние на архитектуру 20-го века.

Своими смелыми проектами, из которых лишь немногие были построены, Рэймунд Абрахам призывает никогда не сдерживать полет фантазии, стремиться к преодолению, конечно, визуально, законов гравитации. Уже названия их отражают поэтичность его мышления: Идеальная церковь, Воздушный город над океаном, Город в лунном кратере, Дом с постоянной тенью, Дом с двумя горизонтами, Башня мудрости, Дом для Евклида, Семь ворот в рай и другие.

В своих фантазиях Абрахам отнюдь не одинок. Архитектурные фантазии всегда занимали умы художников и архитекторов. Современные зодчие черпают вдохновение в идеалистических павильонах Ледью, сказочных постройках Гауди, футуристических проектах Сант'Элиа, экспрессивных зарисовках Эрика Мендельсона и в головокружительных пространственных фантазиях Пиранези и Чернихова. Правда, сам Абрахам отрицает влияние коллег на его эстетику. Он черпает гораздо больше идей в литературе, искусстве, философии и природе.

По его признанию, самый честный момент в его жизни наступает, когда он берет в руки карандаш и начинает рисовать. "Когда я рисую, рисунок не является шагом к осуществлению проекта. Это абсолютно автономная реальность, которую я пытаюсь предвидеть. Это процесс предвидения того, как линия становится краем, плоскость - стеной, а фактура графита - фактурой построенного".

Работы Абрахама выставлялись в ведущих музеях мира: МoМA, Центре Помпиду, Национальной галерее в Западном Берлине и др. Его творчество отмечено множеством наград в национальных и международных конкурсах. Однако ему никак не удавалось выиграть реальный большой конкурс. В конкурсах на строительство Центра Помпиду, Оперы Бастилии, Еврейского музея в Берлине он оказывался вторым. Наконец-то, фортуна оказалась благосклонна к австрийцу, и его проект Форума был признан лучшим. Рэймунд утверждает, что башня Форума является именно тем жизненно важным проектом, к которому он стремился всю жизнь.

Австрийский культурный форум - крупнейшее здание, которое построил Абрахам в своей карьере и единственное в Нью-Йорке. Это поразительное сооружение является венцом сложного десятилетнего процесса, в котором были острые споры по поводу дизайна и бюджета, изменения в австрийском правительстве, переименование Института в Форум, назначение нового директора и даже выступления Рэймунда Абрахама в австрийском парламенте, где и была решена окончательная судьба здания Форума.

В 1992 году министерство иностранных дел Австрийской Республики объявило международный конкурс среди архитекторов, родившихся в Австрии. В международное жюри вошли одни из самых видных представителей современной архитектуры - американцы Ричард Майер (Гетти-центр в Лос-Анджелесе, 1997) и Чарльз Гуатмей (дополнение к Музею Гуггенхайма в верхнем Манхэттене, 1992), а также известнейший критик, историк и профессор Колумбийского университета, автор многих книг по истории и критицизму современной архитектуры - англичанин Кенет Фрамптон. Подчеркивая радикальные черты нового здания, выбранного из 226 проектов, господин Фрамптон не побоялся окрестить его как самое значительное, по-настоящему мирового уровня здание, появившееся в Нью-Йорке за последние 40 лет, т.е. со времен Сиграм-билдинга (Мис ван дер Роэ, 1958) и Музея Гуггенхайма (Фрэнк Ллойд Райт, 1959).

Я помню, как в 1996 году, в условиях полнейшего строительного затишья, воодушевленный профессор Абрахам знакомил нас, студентов Купер Юнион, со своей только что опубликованной книгой под названием (Un)Built, где особое место уделено дерзкой башне Форума. Победа этого проекта и реальная перспектива его реализации олицетворяли надежду на перемены в городском строительстве, которые вскоре наступили. Строительный бум, запрудив многие районы Нью-Йорка посредственными постройками, все же подарил городу несколько архитектурных шедевров. Так были построены: LVMH тауэр (Кристиан де Порцампарк, 2000), Планетарий (Роуз-центр) при Музее естественной истории (Джеймс Полшек, 2000) и Музей народного искусства (Тод Вильямс и Билли Тсиен, 2002). Впереди - осуществление проектов Ренцо Пиано, Нормана Фостера, Жана Нувеля, Фрэнка Гэри, Ричарда Майера, Питера Айзенмана, Эрика Овена Мосса и других мастеров. Неправда ли, здорово! Возможно, пройдет совсем немного времени и ностальгические образы начала и середины 20-го века, ассоциирующиеся с Нью-Йорком, дополнятся новыми, радикальными, отражающими сущность прогрессивного города.

Форум - именно такое здание. Это новый дом современной австрийской культуры в Америке, своего рода подиум для австро-американского сотрудничества в искусстве. Здание было построено на месте небольшого таунхауза постройки 1905 года, где амбициозному Форуму давно уже было тесно.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на башню, это четыре наклоненные стеклянные плоскости, зависшие над тротуаром и напоминающие лезвия гильотины. В башне угадываются и черты тотемов с острова Пасхи. А футуристические детали из стали, алюминия, стекла и бетона придают симметричной башне вид термометра или метронома. Архитектор говорит, что стремился передать чувство опасности и падения, а не стремление в бесконечную высь, ведь здание со всех сторон окружено куда более высокими башнями. Это ему удалось. Редкий прохожий пройдет мимо необычного здания, чтобы не задрать голову от удивления. Наклон башни совпадает с диаграммой, предписанной законом зонирования. Именно он заставляет профили высоких башен следовать его воображаемым диагоналям посредством множества уступов-ступенек.

Новое здание занимает крошечный участок, всего 7.5 на 25 метров. Башня Форума вмещает 24 этажа и два подземных уровня. Формально, здание поделено на три вертикальные зоны-башни. Первая - гротесковая маска. Вторая - структурная сердцевина. Замыкает эту троицу башня, где спрятана лестница-ножницы. Архитектор называет ее вертебра. И действительно, задний торец здания напоминает позвоночник. Такая лестница была изобретена в Нью-Йорке в 19-м веке для обеспечения независимых входа и выхода по единой вертикали. Любопытно, что Абрахам был единственным среди конкурсантов, кто предложил использовать такую лестницу. Вынеся ее в глубину башни, архитектор превратил двойную лестницу в эффектный скульптурный элемент. Такое решение позволило более рационально использовать освободившуюся площадь.

Первый этаж здания полностью просматривается сквозь стеклянную плоскость фасада. Это символический жест открытости. А стальной открытый навес над головой позволяет перед входом еще раз взглянуть на наклонившуюся башню. Оказавшись внутри двухэтажного холла, мы проходим мимо затянутого в сталь барабана, где спрятаны два лифта. Интуиция легко указывает путь в глубину помещения, к расположенной между первым и вторым этажами платформе, купающейся в дневном свете. Здесь вас поджидает первый сюрприз, подняв голову вы увидите башню вертебру сквозь стеклянный потолок. Она напоминает бесконечную колонну Бранкузи. Плывущая по постепенно разворачивающемуся пространству лестница, раздробленная на маленькие пролеты, объединяет доступные для посещения залы и комнаты. Они все расположены на первых 5-ти уровнях. Это галерея, кафе и занимающий 2-й этаж - сердце Форума, презентационный зал, где будут проходить концерты и кинопросмотры. Сцена зала почти целиком занята роялем. Но стоит зацепить его щупальцами подъемника и трехногий прячется в специальную нишу над потолком.

На 7-м этаже находится мозговой центр Форума - офис директора с прилегающей к нему лоджией для диспутов за круглым столом. Со стороны уличного фасада, это помещение выражено в виде зависшего над тротуаром куба. Из него открывается редкая сквозная перспектива вдоль 52-й стрит.

Все этажи Форума имеют открытую планировку. Наклоненный фасад способствует лучшему проникновению натурального света в интерьеры, в которых доминируют теплые и светлые тона. Здесь щедро использовано дерево. Особое внимание уделено деталям. Все сделано по специальному заказу, включая мебель в офисах и директорской квартире в три уровня. Все интерьерные и фасадные компоненты были сфабрикованы в Австрии. Это позволило существенно сократить их стоимость и, соответственно, добиться более высокого качества.

На вопрос, что Абрахам извлек из этого проекта, архитектор тут же парирует, что никогда больше не будет строить в Нью-Йорке. Он сравнивает себя с борцом строительного фронта, где нужно ежедневно, с чертежами в руках доказывать свою правоту. Однако на мой вопрос, вынужден ли он был идти на поводу у строителей, привыкших к менее технически сложному строительству, Абрахам с полной серьезностью заявляет: "Я никогда не иду на компромиссы." Махнув рукой, архитектор с гораздо большим удовольствием начинает рассказывать о своем доме, который он строит сейчас в Мексике...
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: