RSS
08.08.2000
Сергей Хачатуров // , 08.08.2000, №101

Юбилей В.И. Баженова

  • Наследие

информация:

  • где:
    Россия

Не сложилась судьба великого зодчего Василия Ивановича Баженова. Потонули его вдохновленные Францией и Италией рафинированные архитектурные проекты в непролазной русской грязи, хамстве, лжи и высокомерии. Искалечены были неумелыми ремесленниками, грубыми эпигонами, необразованными заказчиками.

Прошло уже 200 лет со дня кончины непонятого гения. Казалось бы, самое время воздать ему должные почести, глубоко и несуетно оценить его вклад в русскую и мировую архитектуру. Вот, наконец, воздали... Минуй нас пуще всех печалей народный гнев, народная любовь!

Автор этих строк побывал на всех баженовских торжествах, устроенных Академией художеств и музеем-заповедником "Царицыно". С благодарностью отмечу героические попытки многих музейных, академических дам и джентльменов придать всей затее строго научный статус. Отдельное спасибо музею Щусева, подготовившему в залах Академии на Пречистенке хорошую выставку подлинной архитектурной графики Василия Ивановича. Одна баженовская "панорама Царицына" способна пробудить в душе эмоции, сравнимые с чтением пушкинского "Онегина". Это поистине "романтическая" архитектура, перипетии судьбы архитектора, отраженные в нервной и тонкой пластике готических форм, разломах и трещинах земли, мглистых небесах. Графика Баженова - его автопортрет. Она требует тишины. Но когда надвигается девятый вал всенародной любви, спровоцированной церетелиевским великодушием и лужковским патриотизмом, ранимого и обидчивого Баженова надо спасать! Спасать от унизительной пряничной "любви по случаю". Ведь образ архитектора уже увековечили нынешние академики - Франгулян и Рукавишниковы. Первый представил его танцующей в пачке из собственных чертежей балериной. Другие - с глупо раскрытым ртом, циркулем у причинного места (понятное дело - масон). Привет доктору Фрейду! Франгулянская баженовская балерина будет вертеться напротив царицынских дворцов. Рукавишниковский "масон" поместится у Пашкова дома, недалеко от памятника рукавишниковского же Достоевского. Фирменный знак Рукавишниковых - впечатляющее неумение их героев сидеть на пятой точке. Геморроидальному "Достоевскому", погруженному в похмельное забытье напротив Ленинской библиотеки, теперь будет неодиноко. Симметрично появится такой же сползающий с кресла "Баженов".

В честь Баженова Зураб Церетели выстроил очередь из современных архитекторов-академиков и раздал им награды. Конечно, как не подчеркнуть преемственность великих традиций! Увидев их, актуальный арт-критик газеты "КоммерсантЪ" Г. Ревзин в своей статье порассуждал о генезисе верноподданнической архитектуры (якобы продолженной славными творениями Посохина, Тхора и т.п.). Не беда, что в эпоху Баженова крупный архитектор мог работать только на монархических заказах. Никакой альтернативы, вроде сегодняшних шикарных банков и ресторанов, увы, не было (что, может быть, даже очень хорошо, иначе Баженов стал бы Филипповым). Не беда, что Кремлевский проект вдохновлен архитектурными идеями (французскими и итальянскими), весьма далекими от нынешнего манежного русофильства. Не беда, что "готический вкус" Царицына не имеет никакого отношения к генеалогическим притязаниям Екатерины (якобы "русский" узорчато-стрельчатый стиль Царицына инспирирован не легендой о Рюриках, а затейливыми декорациями вражьих мусульманских крепостей, которые насочинял Баженов незадолго до Царицына и которые как дамский каприз выбрала Екатерина для своей Подмосковной). Все не беда. Главное - произведенный на читателя "Коммерсанта" эффект. А он впечатляет. Ведь если так пойдет дальше, то далеким предшественником Посохина можно будет считать Аристотеля Фиораванти.

И все-таки... Кажется, будто не только журналисты, но и сама Академия художеств своими нелепыми юбилейными акциями спровоцировала незаслуженные "наезды" на великого архитектора.
Еще более патриотический вариант "любви к Баженову" был представлен в музее "Царицыно". Музей этот далеко не самый скромный в Москве. Научные сотрудники в нем - ведущие специалисты по русской культуре XVIII века, из них многие увенчаны учеными званиями и регалиями. Однако почему-то научная издательская деятельность музея представлена книгами офицера-артиллериста Игоря Сергеева. С солдатской прямолинейностью он взялся разрешить все загадки Баженова в Царицыне. Очаровал этим иных царицынских специалистов и в итоге подчинил своему негласному авторитету всю научную работу царицынского заповедника. Подполковник в оставке стреляет из пушек отнюдь не по воробьям. Научная методология изучения источников кажется Сергееву слишком скучной. Он предлагает свою - фольклорную (аргументацию уважаемых профессоров он кроет в своей книге ссылками на издания общества "благоустройства дачной местности"). Безграмотная интерпретация документа сродни его уничтожению. Сергеев это понимает и боится справедливого научного "возмездия". Оттого ведет огонь на поражение. Не стесняясь вмешивается в ход научных мероприятий музея, учит докладчиков конференции избавляться от утомительного академизма и максимально заполняет своими книгами билетные киоски. Для доверчивого посетителя зеркалом научной работы Царицынского музея становятся только сергеевские издания. Может, то не случайно. Юбилейная выставка, подготовленная царицынцами к 200-летию смерти зодчего, вполне адекватна "анекдотическому" изложению сергеевской истории Царицына. Даже в какой-то степени иллюстрирует этот полуфольклорный мир. Вышитые коврики, акварельные пейзажики в стиле салонного импрессионизма, стеклянные прозрачные фигурки Екатерины и ее свиты, пластмассовые макеты, сделанные живущим неподалеку от музея народным умельцем... Они, как и краеведческие записки И.Н. Сергеева, по-своему талантливы и милы. Но при чем тут Баженов? Зачем же так измельчать масштаб его архитектуры и личности? Зачем, например, выставлять на юбилейной баженовской выставке непрофессионально сделанные макеты с чудовищным искажением пропорций, декора? Неужто пластмассовое Царицыно милее каменного, в натуральную величину, стоящего везде вокруг? А может, в самом деле милее? Если реальная архитектура слишком сложна, по просьбе трудящихся музей ее корректирует. Чем не идиллия? Любопытно, что в докладах юбилейной конференции, сделанных работниками научного отдела Царицына, все отчетливее маячил призрак "русской идеи" баженовского наследия. Неспроста на близлежащей станции метро "Орехово" над фотоизображением царицынской архитектуры красуется вывеска "Русское бистро". Все те же там крылечки и шатры...
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: