26.05.2010
Никита Токарев //
Газета Союза архитекторов России (СА), 17.05.2010, № 5 (10) 2010
С мечтою о музее
информация:
-
где:
Россия. Москва
Музей архитектуры имени Щусева на пороге перемен. Вектор движения был задан еще 10 лет назад, когда директором музея стал Давид Саркисян.
За эти необычайно насыщенные годы музею удалось превратиться из хранилища древностей в полноправного участника актуального архитектурного процесса, стать площадкой для остросовременных художественных высказываний и акций по защите архитектурного наследия. Одним словом, таким местом, где уважающий себя архитектор раз в два-три месяца уж точно бывает.
Выбор в качестве нового руководителя музея Ирины Коробьиной – блестящего куратора, критика, телеведущего, как нельзя лучше соответствует этой концепции музея, как места встречи и диалога между современной и исторической архитектурой. Совершенно логичным выглядит включение в состав музея Центра современной архитектуры, который Ирина Коробьина возглавляет с 2001 года. Перед музеем и его руководством стоят сложнейшие задачи по строительству и реконструкции музейных зданий. Но сегодня мне хочется отодвинуть в сторону суровые реалии сегодняшнего дня и подумать о будущем, конечно, прекрасном.
Надо сказать, что «полноформатный» академический музей архитектуры, доставшийся нам от времен «освоения классического наследия» (музей основан в 1934 году), вещь очень редкая. Есть архитектурные отделы в больших художественных музеях, где архитектура встроена в историю искусства. Есть центры и галереи современной архитектуры и дизайна, занимающиеся пропагандой актуальной архитектуры в региональном или национальном масштабе, такие организации присутствуют в большинстве стран. Есть, наконец, персональные музеи крупнейших зодчих: Алвара Аалто, Ле Корбюзье, Николя Леду. Так что наметившееся у нас сочетание богатейших исторических фондов с современной архитектурной и художественной практикой во многом уникально и обещает массу возможностей.
Самой очевидно из них является возобновление постоянной экспозиции. Это очень ответственное с научной точки зрения дело, особенно учитывая плачевное состояние архитектурной науки, и нетривиальный художественный проект. Более того, без понимания исторического пути нашей архитектуры от Софии Киевской до мельниковских клубов, ей не воспрянуть духом, не избавиться от многих современных проблем: вторичности и отсутствия сильных концепций.
В музейной сфере непаханым полем остается история отечественного дизайна, прежде всего мебели, бытовых приборов, интерьера, кстати, очень часто музеи архитектуры соседствуют с дизайном. Конечно, есть в Москве Музей декоративно-прикладного искусства, но в нем больше искусства, и экспозиция заканчивается на 1910-х годах ХХ века, как раз на том времени, когда дизайн только-только зарождался.
Есть в нашей архитектуре фигуры, заслуживающие постоянной экспозиции, музея в музее. Первым среди них я назвал бы Константина Мельникова. Дом Мельникова, как филиал музея архитектуры, что может стать лучшим памятником великому мастеру?
Конечно, такой музей не может существовать без издательской программы и книжной торговли. В музейных лавках, как правило, самый богатый и утонченный выбор изданий. Фондами музея пользовались зарубежные издательства для многих и многих роскошных книг, как, например, «Тирания прекрасного» Бориса Гройса. Так почему же не сделать этого самому музею? Фондов хватит на десятилетия работы и сотни книг. Часто в музеях, где есть редкие издания, устраивают мини-библиотеки, читальные залы. Сегодня в музее нет лектория, и просто удобного зала, где можно собраться на лекцию или круглый стол, и программы лекций. Студенту, например, музей сейчас ничем помочь не может, а именно студенты и школьники могут составить существенную часть посетителей.
В Москве трудно организовать архитектурную экскурсию, не говоря уже о туре в другой город. Единственная инициатива в этом направлении – замечательный «Москультпрог», не справляющийся с наплывом экскурсантов – на 10.000.000 москвичей, согласитесь, маловато.
И, наконец, сходив на экскурсию, осмотрев экспозицию, накупив книжек, так хочется усесться с чашкой чая в уютном музейном кафе, разложить перед собой покупки и подумать, какую открыть первой…
Не сочтите мои слова пустым прожектерством. Архитекторы знают, что путь к будущему начинается с проекта. Уверен, что у Ирины Коробьиной есть идеи и масштабнее, и увлекательнее изложенных в этой заметке, на этом пути хочется пожелать ей мужества и сил. Думаю, что Союз сможет наладить стратегическое партнерство и взаимодействие с музеем, ведь именно инициатива Союза послужила 75 лет назад первоначальным толчком к его созданию.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Выбор в качестве нового руководителя музея Ирины Коробьиной – блестящего куратора, критика, телеведущего, как нельзя лучше соответствует этой концепции музея, как места встречи и диалога между современной и исторической архитектурой. Совершенно логичным выглядит включение в состав музея Центра современной архитектуры, который Ирина Коробьина возглавляет с 2001 года. Перед музеем и его руководством стоят сложнейшие задачи по строительству и реконструкции музейных зданий. Но сегодня мне хочется отодвинуть в сторону суровые реалии сегодняшнего дня и подумать о будущем, конечно, прекрасном.
Надо сказать, что «полноформатный» академический музей архитектуры, доставшийся нам от времен «освоения классического наследия» (музей основан в 1934 году), вещь очень редкая. Есть архитектурные отделы в больших художественных музеях, где архитектура встроена в историю искусства. Есть центры и галереи современной архитектуры и дизайна, занимающиеся пропагандой актуальной архитектуры в региональном или национальном масштабе, такие организации присутствуют в большинстве стран. Есть, наконец, персональные музеи крупнейших зодчих: Алвара Аалто, Ле Корбюзье, Николя Леду. Так что наметившееся у нас сочетание богатейших исторических фондов с современной архитектурной и художественной практикой во многом уникально и обещает массу возможностей.
Самой очевидно из них является возобновление постоянной экспозиции. Это очень ответственное с научной точки зрения дело, особенно учитывая плачевное состояние архитектурной науки, и нетривиальный художественный проект. Более того, без понимания исторического пути нашей архитектуры от Софии Киевской до мельниковских клубов, ей не воспрянуть духом, не избавиться от многих современных проблем: вторичности и отсутствия сильных концепций.
В музейной сфере непаханым полем остается история отечественного дизайна, прежде всего мебели, бытовых приборов, интерьера, кстати, очень часто музеи архитектуры соседствуют с дизайном. Конечно, есть в Москве Музей декоративно-прикладного искусства, но в нем больше искусства, и экспозиция заканчивается на 1910-х годах ХХ века, как раз на том времени, когда дизайн только-только зарождался.
Есть в нашей архитектуре фигуры, заслуживающие постоянной экспозиции, музея в музее. Первым среди них я назвал бы Константина Мельникова. Дом Мельникова, как филиал музея архитектуры, что может стать лучшим памятником великому мастеру?
Конечно, такой музей не может существовать без издательской программы и книжной торговли. В музейных лавках, как правило, самый богатый и утонченный выбор изданий. Фондами музея пользовались зарубежные издательства для многих и многих роскошных книг, как, например, «Тирания прекрасного» Бориса Гройса. Так почему же не сделать этого самому музею? Фондов хватит на десятилетия работы и сотни книг. Часто в музеях, где есть редкие издания, устраивают мини-библиотеки, читальные залы. Сегодня в музее нет лектория, и просто удобного зала, где можно собраться на лекцию или круглый стол, и программы лекций. Студенту, например, музей сейчас ничем помочь не может, а именно студенты и школьники могут составить существенную часть посетителей.
В Москве трудно организовать архитектурную экскурсию, не говоря уже о туре в другой город. Единственная инициатива в этом направлении – замечательный «Москультпрог», не справляющийся с наплывом экскурсантов – на 10.000.000 москвичей, согласитесь, маловато.
И, наконец, сходив на экскурсию, осмотрев экспозицию, накупив книжек, так хочется усесться с чашкой чая в уютном музейном кафе, разложить перед собой покупки и подумать, какую открыть первой…
Не сочтите мои слова пустым прожектерством. Архитекторы знают, что путь к будущему начинается с проекта. Уверен, что у Ирины Коробьиной есть идеи и масштабнее, и увлекательнее изложенных в этой заметке, на этом пути хочется пожелать ей мужества и сил. Думаю, что Союз сможет наладить стратегическое партнерство и взаимодействие с музеем, ведь именно инициатива Союза послужила 75 лет назад первоначальным толчком к его созданию.
другие тексты:
24.05.2010
Майский номер газеты СА