12.04.2010
Татьяна Колесникова //
Газета Союза архитекторов России (СА), № 4 (9) 2010
Сейчас или никогда
- Репортаж
- круглый стол
информация:
-
где:
Россия. Москва
В стенах Союза архитекторов России 18 марта прошел круглый стол «Нормативная база проектирования в РФ».
В круглом столе приняли участие члены САР и Российской академии архитектуры и строительных наук, а гостем стала Лариса Степановна Баринова, председатель Технического комитета 465 «Строительство» – общественной организации, которая занимается экспертизой законопроектов. Рассказав участникам круглого стола о том, что сегодня происходит в законодательстве, Л.С. Баринова пригласила архитекторов к активному сотрудничеству и предложила всем желающим поучаствовать в обсуждении.
Сегодня архитектурное сообщество осознает, что оказалось в стороне от законотворческой и нормотворческой деятельности. Случилось это после того, как был принят Федеральный закон № 184 «О техническом регулировании», когда все существующие нормативные акты переместились в область «добровольного применения». Ситуация, по меньшей мере, странная, потому что именно здесь сосредоточены главные специалисты отрасли. Из семи технических регламентов, принятых правительством за последние семь лет, только два непосредственно связаны со строительством – это ФЗ № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о противопожарной безопасности» и ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который вступит в силу 1 июня 2010 года. Их содержание существенно затрудняет работу архитекторов. Со времени принятия 184-ФЗ от архитекторов поступили многочисленные протесты, в результате которых было признано, что часть нормативных документов должна быть обязательной. Только вот до сих пор не определено, по какому принципу отбирать обязательные нормы и правила из СНиПов? К тому же люди, стоящие у власти, хотят, чтобы отсылок к «старым» документам осталось как можно меньше. Показателен в этом плане опыт Белоруссии: там «строительный» технический регламент только один, но он очень полный и всесторонне охватывает отрасль.
Другой путь развития, который предлагает государство – переход на европейские стандарты. При этом предполагается сделать с них точную кальку, которая будет одинаково хорошо работать и на международном, и на региональном уровне. С этим архитекторы не могут согласиться – реалии нашей страны не позволяют копировать опыт Европы. Да это и ни к чему: в СНиПах сконцентрированы разработки наших ученых, признанные во всем мире, на СНиПах построен весь учебный процесс в российских вузах, на них базируются многие уже запущенные проекты. Кроме того, действующие сегодня СНиПы – не такие уж древние, как принято считать: они выпущены не раньше 80-х годов и уже не раз переработаны.
На круглом столе было принято решение предпринять конкретные действия: сформировать рабочие группы и добиться изменения законотворческой системы, которая до сих пор работала таким образом, что до архитекторов просто не доходили проекты новых документов. И действовать нужно немедленно, потому что все новые правила с 1 июня 2010 года придется выполнять. Необходимо лучше изучить те нормы, которые предлагает правительство, и превратить критику в конструктивные предложения.
Комментарий Владимира Легошина, архитектора, члена Совета по архитектуре САР, заслуженного архитектора РФ.
Сейчас принято решение о переработке всей нормативной базы и нормативной
иерархии. Будут действовать так называемые технические регламенты, имеющие силу федеральных законов, все остальные нормативные материалы: СНиПы, СП, ГОСТы и стандарты, – это документы второго и третьего уровня. При этом звучит формула
рекомендательного характера их применения. Что это означает на практике – не понятно, потому что все они полны запретительных пунктов. Не ясна также иерархия документов и нет общего списка документов, которые должны быть разработаны.
Перспективы перехода на европейские нормы также весьма сомнительны, потому что это, вопервых, огромный труд – нужно перевести на русский 25 тысяч страниц, во-вторых, нужно понимать, что это продукт совершенно другой культуры, уклада жизни, географических и климатических условий, других образовательных методик и практик, методик и способов расчета конструкций и материалов и так далее. Переход на эти нормы предполагает глобальные изменения во всей строительной сфере и в проектно-строительной инфраструктуре.
Сейчас нам предстоит добиться включения архитектурной общественности в процесс создания новой нормативной базы. Пусть не как разработчиков, но как экспертов, способных профессионально оценить последствия принятия тех или иных решений, сформулировать и обосновать свои предложения и замечания и повлиять таким образом на содержание документов.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Сегодня архитектурное сообщество осознает, что оказалось в стороне от законотворческой и нормотворческой деятельности. Случилось это после того, как был принят Федеральный закон № 184 «О техническом регулировании», когда все существующие нормативные акты переместились в область «добровольного применения». Ситуация, по меньшей мере, странная, потому что именно здесь сосредоточены главные специалисты отрасли. Из семи технических регламентов, принятых правительством за последние семь лет, только два непосредственно связаны со строительством – это ФЗ № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о противопожарной безопасности» и ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который вступит в силу 1 июня 2010 года. Их содержание существенно затрудняет работу архитекторов. Со времени принятия 184-ФЗ от архитекторов поступили многочисленные протесты, в результате которых было признано, что часть нормативных документов должна быть обязательной. Только вот до сих пор не определено, по какому принципу отбирать обязательные нормы и правила из СНиПов? К тому же люди, стоящие у власти, хотят, чтобы отсылок к «старым» документам осталось как можно меньше. Показателен в этом плане опыт Белоруссии: там «строительный» технический регламент только один, но он очень полный и всесторонне охватывает отрасль.
Другой путь развития, который предлагает государство – переход на европейские стандарты. При этом предполагается сделать с них точную кальку, которая будет одинаково хорошо работать и на международном, и на региональном уровне. С этим архитекторы не могут согласиться – реалии нашей страны не позволяют копировать опыт Европы. Да это и ни к чему: в СНиПах сконцентрированы разработки наших ученых, признанные во всем мире, на СНиПах построен весь учебный процесс в российских вузах, на них базируются многие уже запущенные проекты. Кроме того, действующие сегодня СНиПы – не такие уж древние, как принято считать: они выпущены не раньше 80-х годов и уже не раз переработаны.
На круглом столе было принято решение предпринять конкретные действия: сформировать рабочие группы и добиться изменения законотворческой системы, которая до сих пор работала таким образом, что до архитекторов просто не доходили проекты новых документов. И действовать нужно немедленно, потому что все новые правила с 1 июня 2010 года придется выполнять. Необходимо лучше изучить те нормы, которые предлагает правительство, и превратить критику в конструктивные предложения.
Комментарий Владимира Легошина, архитектора, члена Совета по архитектуре САР, заслуженного архитектора РФ.
Сейчас принято решение о переработке всей нормативной базы и нормативной
иерархии. Будут действовать так называемые технические регламенты, имеющие силу федеральных законов, все остальные нормативные материалы: СНиПы, СП, ГОСТы и стандарты, – это документы второго и третьего уровня. При этом звучит формула
рекомендательного характера их применения. Что это означает на практике – не понятно, потому что все они полны запретительных пунктов. Не ясна также иерархия документов и нет общего списка документов, которые должны быть разработаны.
Перспективы перехода на европейские нормы также весьма сомнительны, потому что это, вопервых, огромный труд – нужно перевести на русский 25 тысяч страниц, во-вторых, нужно понимать, что это продукт совершенно другой культуры, уклада жизни, географических и климатических условий, других образовательных методик и практик, методик и способов расчета конструкций и материалов и так далее. Переход на эти нормы предполагает глобальные изменения во всей строительной сфере и в проектно-строительной инфраструктуре.
Сейчас нам предстоит добиться включения архитектурной общественности в процесс создания новой нормативной базы. Пусть не как разработчиков, но как экспертов, способных профессионально оценить последствия принятия тех или иных решений, сформулировать и обосновать свои предложения и замечания и повлиять таким образом на содержание документов.
другие тексты:
13.04.2010
Вышел апрельский номер газеты СА