Похвала орнаменту
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Испания -
архитектор:
Сергей Чобан -
мастерская:
Miralles Tagliabue EMBT; Tchoban Voss Architekten; СПИЧ
Чем и для чего украшена современная архитектура? О роли декора высказались опытные градостроители. Практикующий в Германии и России Сергей Чобан и глава испанского бюро Бенедетта Тальябуэ. Специально для «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН»
Benedetta Tagliabue
Итальянка по происхождению, она стала символом современной архитектуры Испании. После кончины мужа — каталонского зодчего Эрика Мираллеса — в 2000 году возглавила бюро EMBT (названное по инициалам супругов). Самая известная совместная работа — здание Шотландского парламента. Мировую славу Бенедетте принесла реконструкция рынка Santa Caterina в Барселоне (2005 год). Мастер решений для общественных пространств: парков, променадов и т. д. Возводит испанский павильон на «Экспо-2010».
«Декор» — странное слово. В различных языках оно означает разные вещи. Это и украшение, и отделка, и внешнее оформление. Применительно к профессии предпочитаю термин «орнаментация». И вряд ли могу назвать себя специалистом в этой области. Скорее отношу себя к мастерам, которые боятся пустых пространств.
Поэтому наша архитектура довольно насыщенна. Мы считаем, что, имея только одну идею, невозможно сделать хорошее здание, и охотно используем орнамент. В том числе в проектах реконструкции. Он для нас — своего рода тренирующая ум игра, способ ведения диалога с прошлым. Это способ показать, что мы воспринимаем здание не только таким, какое оно есть.
Еще имеем и свое собственное мнение.
Прогуляйтесь по лесу — сколько всего происходит вокруг! Деревья, трава, цветы... Картинка постоянно меняется. Такую же обстановку надо воссоздать и в искусственной среде, в городе. Например, поле для упражнений в орнаментации — городские набережные и старые порты.
Орнаментация — удел женщин? Если так, то современная архитектура вообще очень женственна. Почему? Потому что слишком много времени, сил и средств уделяется поверхностям. Даже если здания проектируют мужчины.
Вспомните хотя бы алюминиевые и медные фасады Херцога и де Мерона.
Сергей Чобан
Успешный русский архитектор, автор и соавтор крупнейших градостроительных проектов. Учился в Санкт-Петербурге. В 1991 году уехал в Германию. Вскоре стал партнером немецкого бюро nps tchoban voss.
Среди его построек — здания, изменившие облик Берлина. Теперь активно меняет архитектуру двух российских столиц.
Для московского Сити вместе с П. Швегером спроектировал башню «Федерация». В Питере с Е. Герасимовым — «Невскую ратушу», новый дом правительства. С 2006 года — один из руководителей бюро SPeeCH.
Есть здания-скульптуры и здания-картины.
Первые работают формой, силуэтом. Материалы для них выбирают предельно простые. Для зданий-картин, наоборот, важнее всего фасад. Еще древним грекам казалась скучной обычная тектоника, и они раскрашивали свои храмы, чтобы поверхность выглядела красивее. Узор привлекает взгляд. Возьмем, например, особняк Морозова на Воздвиженке. Если убрать с него все внешнее убранство, все эти сложности, ракушки, он не будет так знаменит. То есть энергия, которую вкладывает создатель, через орнамент отдается. Самые большие мастера по части зданий-картин — Херцог и де Мерон. Вспомним хотя бы их апартаменты в Нью-Йорке с решеткой по мотивам граффити (см. с. 64). Часть повседневной жизни стала элементом фасада. Мне кажется, это отличный ход!
Сегодня выбор декора не может быть простым. Либо нетрадиционным должно быть обращение с материалом или орнаментом, либо декор соотнесен с местом, где стоит здание. Когда архитектура развивалась по принципу школ, было очевидно, что в том или ином случае использовать.
Можно было рисовать листья аканта, не задаваясь вопросом почему. Теперь обращение к тому или иному орнаменту нужно чем-то оправдать.
И сделать понятным всем, начиная с заказчика. Контекст здесь играет первостепенную роль. Чем он тоньше и неожиданнее, тем интереснее.
интервью: Анна Пальчева, Мария Михайлова, фото: Алексей Народицкий, предоставлены архитекторами