Лесник
- Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Россия -
событие:
Российский павильон на XI биеннале архитектуры в Венеции -
тема:
Российский павильон на XI биеннале в Венеции
Полисский не дизайнер. Но его пригласили в Дизайн – шоу, устроенное в экоэстейте «Павловская слобода» компанией Rigroup этим летом. Полисский не архитектор. Но осенью именно он будет представлять Россию на Венецианской архитектурной биеннале в компании известных зодчих. Сегодня он нужен всем как носитель национальной идеи.
В 2000 году пейзажист со стажем, представитель московской фракции группы «Митьки» оставил кисть с красками, предпочтя их тонкому кривому пруту, бревну диаметром 30 см, сухостою, кривым вязам, дровам березовым, сосновым, ольховым, еловому горбылю с корой, тесу, сену, снегу. Из живописца Полисский преобразовался в преобразователя ландшафта: таких обычно связывают с искусством «land art».
После того, как Николай покинул столицу, поселился за двести километров от столицы, в Калужской области на реке Угра (где по легенде произошло историческое стояние, покончившее с монголо-татарского игом), на рельефе местности деревни Никола Ленивец стали возникать причудливые сооружения, не всегда объяснимых форм и концептуальных смыслов.
Все началось со «Снеговиков». Восемь лет назад зимой Николай Полисский вместе с Константином Батынковым подкинули «местным» идею прямо на берегу Угры вылепить снеговиков, эдак сотню – другую. Сюрреалистическая инсталляция стала первым продуктом коллективного творчества столичных и деревенских художников. Арт-объект, разумеется, сохранился лишь в фотографиях (правда, «Снеговиков» иногда повторяют на бис, к примеру, для "Снежного шоу" Славы Полунина), из затеи родилась крестьянская артель, с тех пор занимающаяся художественными проектами.
Художники «Николо-Ленивецких промыслов», не опускаясь до известного убожества народных промыслов, работают в русле народных традиций, плетут башни из прута и лозы, из дров и сена ваяют древние формы пирамид и зиккуратов. «Стог» - зиккурат стал вторым проектом, появившись летом на том самом месте, где зимой по склону «брели» снеговики. Искусствоведческое сообщество тотчас узрело в этом бациллы «современного искусства», наделив Полисского статусом арт-авторитета и «гения места». Сам же Николай ратует за социальную ответственность, постоянно подчеркивая, что художник - "это мы", ведь суть его проекта в коллективности творчества.
Ленивецкий ландшафт – с поворотом реки, высоким берегом - облюбовали архитекторы, теперь в калужской деревне проводится фестиваль «Архстояние», посещение которого дважды в год уже вошло в список «the must». Место диктует и провоцирует архитектурную мысль на создание всяческих утопий, из экологически чистых материалов, между прочим, не наносящих ущерба почве и пейзажу. В фестивале участвуют сплошь «звезды» - Бродский, Григорян (бюро "Меганом"), Асс, Кузумбаев, А.Надточий и Бутко, Лабазов (бюро АБ) и др. В чистом поле и на опушке леса под открытым небом возникают временные объекты: обнесенная заборчиком кровать, деревянный раструб - ухо, внутри которого можно сидеть и слушать тишину, деревянный сруб, весь пронизанный светом из-за равномерно пробитых в нем щелей и пр. По проектам архитекторов строят члены никололенивецкой артели.
Ленивецких мастеров нередко приглашают на «гастроли»: на фестивале во Франции под руководством своего лидера они плели колонну из виноградной лозы, в Черногории из прута строили часовню, в Нижнем Новгороде соорудили 15-метровую снежную Вавилонскую башню с катальной горкой. Творчество Полисского по достоинству оценили городские власти: в 2005 г для парка в Лианозово ему заказали скульптуру из теса и 12-метровую Триумфальную арку для парка в Лихоборах. Во дворе Третьяковской галереи как-то все лето простоял "Байконур", плетеный космодром из орешника и березовых прутьев. Социально-художественный эксперимент, можно сказать, удался.
Сегодня мастера "земляного искусства" во главе с Николаем Полисским готовят бревна и доски, собираются в Венецию. Там в российском павильоне будет устроен маленький Никола Ленивец с инсталляциями и фотографиями, а также вестись прямая трансляция телемоста с деревней. Пуповина родной земли не должна обрываться ни на минуту. Особенно вдали от дома