RSS
13.06.2008

Лесник

  • Архитектура
  • Объект

Полисский не дизайнер. Но его пригласили в Дизайн – шоу, устроенное в экоэстейте «Павловская слобода» компанией Rigroup этим летом. Полисский не архитектор. Но осенью именно он будет представлять Россию на Венецианской архитектурной биеннале в компании известных зодчих. Сегодня он нужен всем как носитель национальной идеи.

В  2000 году пейзажист со стажем, представитель московской фракции группы «Митьки» оставил  кисть с красками, предпочтя  их  тонкому  кривому пруту,   бревну  диаметром 30 см,  сухостою,  кривым вязам,  дровам  березовым, сосновым, ольховым,  еловому  горбылю с корой,  тесу,  сену,  снегу. Из живописца  Полисский   преобразовался  в  преобразователя   ландшафта: таких обычно связывают с искусством  «land art».

После того, как Николай покинул столицу, поселился за двести километров от столицы, в Калужской области на реке Угра (где по легенде  произошло историческое стояние, покончившее с  монголо-татарского игом), на рельефе местности деревни Никола Ленивец стали возникать причудливые сооружения, не всегда объяснимых форм и концептуальных смыслов.

Все началось со «Снеговиков». Восемь лет назад зимой Николай Полисский вместе с Константином Батынковым подкинули  «местным»  идею прямо на берегу Угры вылепить снеговиков, эдак сотню – другую. Сюрреалистическая  инсталляция  стала первым продуктом коллективного творчества столичных и деревенских художников. Арт-объект, разумеется,  сохранился лишь в фотографиях (правда, «Снеговиков» иногда повторяют на бис, к примеру, для "Снежного шоу" Славы Полунина), из  затеи  родилась крестьянская артель, с тех пор занимающаяся художественными  проектами.

Художники «Николо-Ленивецких промыслов»,  не опускаясь до известного убожества  народных промыслов, работают в русле народных традиций, плетут башни из прута и лозы, из дров и сена ваяют древние формы пирамид и зиккуратов.  «Стог» -  зиккурат  стал  вторым проектом, появившись летом на том самом месте, где зимой по склону «брели» снеговики. Искусствоведческое  сообщество  тотчас  узрело  в  этом  бациллы «современного искусства»,  наделив  Полисского  статусом  арт-авторитета  и «гения места».  Сам же Николай ратует за социальную ответственность, постоянно подчеркивая, что художник -  "это мы", ведь суть  его  проекта в коллективности творчества.

Ленивецкий ландшафт – с поворотом реки, высоким берегом -  облюбовали архитекторы, теперь в калужской деревне проводится фестиваль «Архстояние», посещение  которого дважды в год уже вошло в список «the must».  Место диктует и провоцирует архитектурную мысль на создание всяческих утопий, из экологически чистых материалов, между прочим,  не наносящих ущерба почве и пейзажу.  В фестивале участвуют сплошь «звезды» - Бродский, Григорян (бюро "Меганом"), Асс, Кузумбаев, А.Надточий и Бутко, Лабазов (бюро АБ)  и др.  В чистом поле и на опушке леса под открытым небом возникают  временные объекты:  обнесенная заборчиком кровать, деревянный раструб - ухо, внутри которого можно сидеть и слушать тишину, деревянный сруб, весь пронизанный светом из-за равномерно пробитых в нем щелей и пр. По проектам архитекторов строят  члены  никололенивецкой  артели.

Ленивецких  мастеров   нередко  приглашают  на «гастроли»: на фестивале во Франции под руководством своего лидера они плели колонну из виноградной лозы, в Черногории из прута строили часовню, в Нижнем Новгороде соорудили 15-метровую снежную Вавилонскую башню с катальной горкой.  Творчество Полисского по достоинству оценили городские власти: в 2005 г для парка в Лианозово  ему  заказали  скульптуру из теса и 12-метровую Триумфальную  арку для парка в Лихоборах. Во дворе Третьяковской галереи как-то все лето простоял "Байконур",  плетеный космодром из орешника и березовых прутьев. Социально-художественный эксперимент,  можно сказать, удался.

Сегодня мастера "земляного искусства" во главе с Николаем Полисским готовят бревна и доски, собираются в Венецию. Там в российском павильоне будет устроен маленький Никола Ленивец с инсталляциями и фотографиями, а также вестись прямая трансляция телемоста  с  деревней.  Пуповина родной земли не должна обрываться ни на минуту. Особенно вдали от дома

 

Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: