Мы на елку повесим звезду
- Наследие
- Репортаж
- выставка
Вторая выставка новой галереи Paperworks, специализирующейся исключительно на графике (ее кураторы ориентируются на недорогую технику и известные имена). В ближайших планах - выставки Пепперштейна, Кулика, Шутова, Турновой. А сейчас, сразу после выступления славного дуэта Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, пространство отдано членам некогда дружного кружка "бумажных архитекторов". Их компания давно распалась - даже вернисажи на троих для них стали редкостью. Теперь бывшие студенты, громоздившие некогда фантазии на бумаге, завалены настоящей работой - одни строят дома, другие делают выставки, третьи - интерьеры. Но в их жизни осталось место для графики - на выставке показывают произведения, сделанные в разные годы и с архитектурой связанные лишь косвенно. Общее прошлое, скорее, разделяет, чем объединяет: "Временные монументы" Аввакумова, "Виды Венеции" Филиппова и персонажи с клювами Бродского связывает лишь общая техника. А интересуют мастеров уже совсем разные вещи - авангард, классика, собственные фантазии. Роман "Мастер и Маргарита" изменил самосознание москвичей не меньше, чем квартирный вопрос. К 65-летнему юбилею книги и выходу сериала Владимира Бортко был организован проект "Рукописи не горят", частью которого стала выставка "Мы на елку повесим звезду" в Музее архитектуры: на ней вспоминают исчезнувшую Москву 30-х, представляют мелкие приметы той эпохи. Экспозиция составлена из фотографий, вещичек, мебели, которыми пользовались писатель и его герои, - свидетельств убогого быта скромных жителей столицы. Ее дополняет фильм "Какой интересный город", смонтированный из фрагментов кинохроники тех лет. В его кадрах сохранились с трудом узнаваемые виды той Москвы, в которой жил Булгаков и происходило действие его романа: улицы, по которым носились герои и гремел роковой трамвай, отрезавший голову Берлиоза, танцы в мюзик-холле, кухни на 10 примусов. В этом простом до примитивности укладе квартирные мучения становились темой документальных фильмов - вместе с гимнами новой архитектуре и широким проспектам, под которые расчищали и сносили город.
В названии выставки использовали слова Вертинского из песни "Доченьки". Звезда на елке, "помилованной" в 1936 году и разрешенной к установке в жилищах на Новый год, - символ новой эпохи, соединявшей революцию с осколками традиционных ценностей. Воссозданная сталинская елка станет центром выставки. Вместе с патефонами, вазочками, этажерками она смягчит суровость нового города, активно теснившего перед войной старую, патриархальную Москву. В эпилоге выставки покажут послевоенные достижения - слайд-шоу по книге "Высокий сталинский стиль" завершат новые проспекты и высотки, которых не увидели ни Воланд, ни сам Булгаков, ни даже Иосиф Джугашвили.