13.03.2018

Великий смысл прекрасной жизни

  • Урбанистика
  • Новость

информация:

  • где:
    Россия. Санкт-Петербург

21 декабря 2017 г. исполнилось ровно 100 лет со дня рождения видного советского ученого и градостроителя, члена-корреспондента РААСН Александры Викторовны Махровской.

Отметить столетие со дня рождения этого замечательного человека в уютном ресторанчике «Ъ», что расположен на набережной реки Мойки, собрались люди, которые имели счастье знать Александру Викторовну, работать с ней. Пришли те, кто помнит ее и знаком с научным и творческим наследием А.В. Махровской. На вечере памяти Александру Викторовну вспоминали все, и каждый помнил свою Махровскую. Кто – строгую руководительницу, кто – внимательного педагога, кто – ученого-градостроителя, а кто – и любимую бабушку.

Мы нигде не упоминаем о том, что на вечер памяти Александры Махровской пришли ее ученики, поскольку все присутствующие считают себя ее учениками. Одних она учила непосредственно, а другие учились по ее знаменитым монографиям, учебникам и статьям по градостроительству, архитектуре и вопросам сохранения культурного наследия. По ее книгам до сих пор учатся современные градостроители и архитекторы.

О жизненном пути Александры Викторовны рассказано в книге «Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания коллег», вышедшей в свет в 2014 г. в рамках проекта «Сохраненная культура». Идея создания книги принадлежит председателю правления НП «Серебряное кольцо» Тамаре Николаевне Чистяковой и руководителю проекта «Сохраненная культура» и внуку Александры Махровской Виктору Борисовичу Наумову. Выбор места проведения вечера памяти Александры Махровской не случаен. Именно здесь собирались коллеги, сослуживцы Александры Викторовны и участники проекта «Сохраненная культура» в процессе подготовки и обсуждения книги.

Но рассказать о главном событии – вечере памяти А.В. Махровской – и не сказать о подарке, что в этот день получили участники встречи, будет неправильно. К этому дню в рамках проекта «Сохраненная культура» была подготовлена и вышла в свет еще одна замечательная книга – «Коллекция «Сохраненная культура». Книги, архивы, графика, живопись, кино, 3D-панорамы. Коллекция 2010–2017». Издание с таким необычным названием стало подарком внука Виктора Наумова к 100-летнему юбилею своей именитой бабушки. Именно Виктор Наумов стал автором-составителем этой книги.

Воспоминания

«Через много лет мне представляется образ Александры Викторовны как человека, остро чувствующего время, в котором мы жили, работали, любили и страдали.

Многое стирается из памяти, однако эта женщина с ее острым умом, природным тактом и обаянием оставила неизгладимый след в наших сердцах.

Какой она была, Александра Викторовна Махровская – архитектор, ученый, женщина-мать и бабушка? Одним словом не передать. Это был умный, тонкий и весьма интеллигентный человек, настоящая женщина во всех ее проявлениях.

Если бы я не ознакомилась с ее биографией, то приняла бы эту замечательную женщину за потомка старинного дворянского рода. Ее манера говорить, внимательно слушать собеседника, сочувствовать и находить нужные слова выдавала в ней особую черту, породу, характерную для людей прошлого столетия.

Позже я узнала, что Александра Викторовна родилась на Псковщине, на станции Струги Красные в семье протоиерея Троицкого собора, который был родом из Саратова. Под влиянием отца, ставшего впоследствии доктором технических наук, ученого и художника, дочь поступила и окончила архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Работала в Ленинградском филиале Академии архитектуры и строительства, а затем в институте ЛенНИИПградостроительства. Александра Викторовна возглавляла отдел, куда собрала высокопрофессиональных специалистов. Это был, пожалуй, самый «умный» отдел в науке Градостроительного института. Они успешно выполняли исследования и делали проекты не только для Ленинграда (Санкт-Петербурга), но и для всей огромной страны. Ее коллектив неоднократно участвовал в конкурсах, включая и международные.
Ее удивительная манера открытости и доброжелательности подкупала всех, кто с ней общался. Умение слушать и сочувствовать – одна из главных черт характера этой женщины. Ее обаяние трудно передать словами.

Сегодня ее работы являются важным источником знаний для современных поколений ученых, студентов и простых граждан, петербуржцев и не только. А мы, хорошо знавшие Александру Викторовну, вспоминаем о ней с чувством благодарности и восхищения, отдавая должное ее существенному вкладу в развитие градостроительства северной зоны нашей страны и, конечно, нашего прекрасного города».

С любовью и высочайшим уважением,
Тамара Николаевна Чистякова


Биография

Aлександра Викторовна Махровская родилась 21 декабря 1917 г. в Псковской губернии, станция Струги Красные, в доме Анны Павловны Тимофеевой (урожденной Бибиковой). Ее отец, Виктор Геннадиевич Махровский (1886–1956), был родом из Саратова, из семьи протоиерея Троицкого собора Г.И. Махровского. Виктор Геннадиевич учился в Боголюбовском художественном училище, в Казанском университете и в Технологическом институте Санкт-Петербурга. Именно под влиянием отца, доктора технических наук, ученого и художника, дочь в 1936 г., после окончания средней школы, поступила на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Мать, Александра Ивановна Махровская (1897–1971), родилась в Санкт-Петербурге. Окончив гимназию, она поступила на Высшие коммерческие курсы. После рождения дочери не работала.

Вся сознательная жизнь А.В. Махровской прошла в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Здесь она училась, переживала исторические потрясения, создавала семью, работала. В довоенный период в стенах вуза ее учителями были выдающиеся зодчие и художники, курсовые проекты она выполняла под руководством профессоров А.С. Никольского, Н.А. Троцкого, И.А. Фомина, Л.М. Тверского. С благодарностью вспоминала она о добром отношении и профессиональных советах градостроителя-ученого Л.А. Ильина.

Одновременно с учебой в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Александра Викторовна в 1937 г. поступила на немецкое отделение заочного института иностранных языков, которое окончила с отличием, получив диплом переводчика.

Война прервала учебу. Первую блокадную зиму Александра Викторовна провела в осажденном Ленинграде. Весной 1942 г. вместе с родителями и маленькой дочкой она эвакуировалась в Самарканд. В Ленинград Махровские вернулись в 1944 г., а в 1945-м Александра Викторовна с отличием защитила дипломный проект на тему «Дворец выставок в Ленинграде» в мастерской проф. И.И. Фомина и получила диплом архитектора-художника.

Ее самостоятельная профессиональная работа началась в «Ленгипрогоре». К этому времени в институте сформировалась градостроительная школа высокого уровня, которую представляли архитекторы В.П. Яковлев, В.А. Гайкович, Д.Д. Барагин, Н.А. Солофненко, Ю.М. Киловатов. У них Александра Викторовна продолжала учиться и с ними работала. Главным объектом ее проектирования стал Петрозаводск: в 1947 г. проект центра города, выполненный авторским коллективом, получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе. По существу, в «Ленгипрогоре» проявилась ее склонность к анализу архитектурно-планировочной организации городов, желание понять «язык» городского пространства. С тех пор она оставалась верной выбору градостроительной специализации в своей профессиональной деятельности.

В 1951 г. А.В. Махровская поступила в аспирантуру Ленинградского филиала Академии строительства и архитектуры СССР и в 1955 г. под руководством проф. В.А. Витмана защитила диссертационную работу «Застройка и планировка набережных Невы», навсегда связавшую ее с Санкт-Петербургом и определившую в дальнейшем сферу ее научных интересов.

За период работы в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР в должности старшего научного сотрудника она участвовала в разработке проблем развития ленинградской системы расселения, формирования микрорайонов и районов городов, обобщая опыт градостроительства. Изданные ею книги и сборники с результатами научных исследований до сих пор не потеряли своей актуальности: «Ленинград. Планировка и застройка 1947–1957 гг.», «Пригородные зоны крупных городов», «Жилой район и микрорайон».

Общение в Ленфилиале с видными зодчими, специалистами высокого класса заложили основу ее уважительного отношения к науке.
С 1964 г. А.В. Махровская – заведующая отделом реконструкции городов научного отделения ЛенНИИПградостроительства. Научно-исследовательская деятельность отдела развивалась в двух направлениях: разработка современных проблем развития градостроительства Ленинграда и Европейского Севера. Наряду с этим она осуществляла руководство несколькими темами, среди которых основополагающим являлось исследование проблем и условий реконструкции исторических районов Санкт-Петербурга и охраны культурного и архитектурного наследия.

Результаты многолетних исследований А.В. Махровской отражены в печатных трудах, она является автором более 80 публикаций, из них наиболее значимые посвящены Ленинграду – Санкт-Петербургу.
Более 20 лет Александра Викторовна сотрудничала с коллективом ЦНИИП градостроительства по исследованию фундаментальных проблем современного градостроительства (арх. В.А. Лавров, И.Я. Конторович и др.); с конца 1980-х гг. – с ЦНИИП реконструкции городов по разработке концепции реконструкции исторических городов.

Отдел, возглавляемый А.В. Махровской, являлся ведущим в разработке республиканских строительных норм для Европейского Севера по проектированию городских и сельских поселений и объектов гражданского и промышленного назначения.

Значительное место в научно-исследовательских работах отводилось изучению историко-архитектурного наследия малых поселений Вологодской области и Республики Коми, была, в частности, отработана концепция реконструкции центрального района Сыктывкара.

А.В. Махровская активно сотрудничала на международном поприще – в ГДР, Венгрии и других странах социалистического лагеря, успешно решая вопросы расселения, реконструкции центров и многие другие актуальные проблемы городов этих стран.

В последние годы в исследованиях проблем реконструкции и охраны исторического центра Санкт-Петербурга заметно выросло значение научно-проектных предложений. В этой связи Александрой Викторовной прилагались большие усилия, чтобы организовать на базе Ленинского района показательный квартал экспериментальной комплексной реконструкции, отдельные теоретические положения которой получили реализацию на практике.

Александра Викторовна уделяла большое внимание подготовке научных кадров: по материалам исследований отдела четыре сотрудника защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры (М.М. Вланина, И.А. Неруш, И.П. Фащевская, Г.З. Каганов); она оппонировала на защитах кандидатских и докторских диссертаций.

Наряду с исследовательской работой А.В. Махровская, как член Градостроительного совета Санкт-Петербурга, ученого совета ОблГИОПа, вела большую общественную работу, являлась одним из учредителей Санкт-Петербургской Ассоциации исследователей города, руководила семинаром «Город и горожане».

За заслуги в области градостроительства А.В. Махровская награждена орденом «Знак Почета» (1983). В 1961–1964 гг. она избиралась депутатом Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся, в 1967–1972 гг. была депутатом Ленинградского городского совета.

В 1995 г. по комплексу осуществленных научных исследований Александра Викторовна Махровская была избрана членом-корреспондентом Российской академии архитектуры и строительных наук.

Вклад Александры Викторовны в отечественное градостроительство и архитектуру переоценить невозможно. С нами остались ее идеи и ее труды. Ученики и единомышленники уверены, что многие поколения архитекторов найдут в ее работах ответы на многочисленные вопросы развития городов и, прежде всего, нашего прекрасного города.

Продолжая традиции

Автор сборника «О проблемах сохранения исторических поселений и не только…» не была лично знакома с Александрой Викторовной, однако именно ее работы по исследованию исторической застройки городов и выработке предложений по ее реконструкции нашли отклик у многих специалистов, в том числе у Элеоноры Арсеновны Шевченко. Следует отметить, что идеология направления реконструкции исторической застройки, предложенная А.В. Махровской, стала в последующие годы определяющей в творчестве градостроителей, исследователей и практиков, работающих на стыке урбанистики и охраны историко-культурного наследия. Именно сложность стоящей проблемы определила для Э.А. Шевченко направление ее деятельности на период с 2000 г. по настоящий момент.

Удивительным образом иногда складываются события в жизни людей. Так, в 1986 г., в год выхода книги А.В. Махровской «Реконструкция старых жилых районов крупных городов», у Э.А. Шевченко состоялась предзащита диссертации на кафедре градостроительства в ЛИСИ. Тема диссертации была далека от проблем реконструкции исторической застройки городов, а была связана с принципами формирования линейных градостроительных структур в зонах сложившейся застройки межселенных территорий. Однако в процессе сбора материала по теме диссертации Э.А. Шевченко заинтересовалась вопросом формирования исторической системы расселения на территории региона. Результатом стала статья, посвященная исследованию исторической системы расселения на территории советской Средней Азии (Ташкентской агломерации), опубликованная в начале 1980-х гг. Однако эта статья была преддверием той исследовательской деятельности в области градостроительной охраны наследия, путь в которую указали материалы книги «Реконструкция старых жилых районов крупных городов». Все встало на свое место – увлеченность историей формирования градостроительной культуры и профессиональная градостроительная деятельность.

Можно сказать, что именно А.В. Махровская, говоря о необходимости реконструкции районов городов со старой (исторической) застройкой, была одним из немногих специалистов, положивших фактически начало развития направления градостроительной охраны наследия. По сути, это было начало сложного пути внедрения градостроительных принципов в систему сохранения недвижимого наследия России. Именно это, одно из тяжелейших направлений градостроительной деятельности – реконструкция территорий городов со сложившейся исторической застройкой, стало основным в научных работах Э.А. Шевченко.

Сохраненная культура

Будет нелишним отметить, что проект «Сохраненная культура» сам по себе стал новым словом в современной культуре. В него вошли такие книги, как «Ольга Биантовская. Графика. Плакат», «Георгий Рашков. Иронический реализм», «Сергей Григорьев, Любовь Чернышева. Двойной портрет», фотоальбом «Выборг и Монрепо», книга
«Серебряное кольцо России», книга «Дом академиков. История и судьбы», книга «Стихи и поэмы А.С. Пушкина с иллюстрациями О. Биантовской». Все они вышли в свет в рамках проекта с 2010 по 2017 г. и были посвящены настоящим представителям и формирователям самого понятия «петербургская культура»: Ольге Биантовской, Георгию Рашкову, Ирине Бухман, Виктору Кочедамову, Сергею Григорьеву, Любови Чернышевой, Илларии Бачило и, естественно, Александре Махровской.

Рассказ об этом проекте будет неполным, если не уделить внимание той огромной подвижнической работе, которую проделал внук Александры Викторовны Махровской – Виктор Борисович Наумов. Благодаря его неравнодушию был поднят и сохранен огромный культурный пласт, который, без сомнения, должен быть передан следующим поколениям.
«С детства я с огромным пиететом относился к искусству, литературе, архитектуре, но, будучи обделен талантами рисования и проектирования, я пошел в точные науки, но в итоге стал юристом. Юридическая наука имеет некоторое отношение к интеллектуальной собственности и косвенно соприкасается с тем, чем занимались моя мама, бабушка, дед и другие члены нашей творческой семьи. Я восхищался их творчеством и творчеством людей из их окружения. Это натолкнуло меня на мысль о необходимости сохранения и передачи той информации, культурного наследия, которое они создали для страны и всего мира на протяжении своей жизни.

С первых же шагов я столкнулся с огромными трудностями. XX век в истории России был полон драматических событий. Смена эпох и формаций многое поменяла в нашей жизни. К сожалению, процессы утраты культурных ценностей и объектов материальной культуры развиваются по экспоненте. За чередой изменений важная часть нашего прошлого и настоящего начала стираться и, если не обратить на это внимание, исчезнет окончательно. Больше всего страдают от перемен создатели культурного слоя России ХХ века, те, кто исторически ближе всего к современной эпохе, но оказались ею невостребованными, и юные россияне, не по своей вине теряющие знания о своей истории и культуре в созданных авторами уходящего времени образах и произведениях.
Художественные произведения различных жанров, форм и средств выражения, будучи созданными отечественными художниками, писателями, поэтами, скульпторами, архитекторами, учеными и другими творцами интеллектуального богатства нашей нации в ХХ веке, оказались забытыми, притом что эти работы не потеряли ни актуальности, ни силы выражения, ни социальной значимости. По духу они близки старшему поколению, но также могут и должны стать существенной частью знаний для формирования культурного будущего страны.

Я пришел к выводу, что безвозвратно пропадают знания о тех, кто исторически ближе всего к современной эпохе, но оказался ей не нужен и не овладел современными технологиями коммуникаций или не был ими «запечатлен» («оцифрован») в силу тех или иных обстоятельств. Таких, «оставшихся» в обычном реальном мире, подавляющее большинство. Не имея возможности и технических знаний, эти люди и их научное и художественное наследие забываются.

Одним из путей, который позволит сохранить культурное наследие России, может стать систематический поиск людей, творивших в прошлом веке, или знавших их друзей и родственников, а также создание системы в информационном пространстве Интернета, с помощью которой наши соотечественники в СНГ и мире получат доступ к созданным с таким трудом культурным ценностям. На решение этой задачи и направлен проект «Сохраненная культура».

Идея проекта «Сохраненная культура» возникла осенью 2010 г., и работа над ним была для меня необычной и очень непростой. С тех пор до нынешнего времени был проделан огромный путь, в процессе которого были созданы альбомы, CD/DVD-диски, электронные книги и разделы сайтов в Интернете с последующей рассылкой их материальных копий по библиотекам, музеям и учебным заведениям. Ключевой задачей является создание модели бесплатного интернет-сервиса (близкого по аналогии к «Википедии»), который станет инструментом для людей заинтересованных. Помимо технического инструмента, потребуются волонтеры, которые будут собирать и обрабатывать информацию, а также помогать всем, кто обладает знаниями об ушедших творцах и желает сохранить память о них, но не владеет современными технологиями. Тем самым негативный и болезненный сейчас эффект «цифрового неравенства» и «отсутствия оцифровки» будет для многих уменьшен.

Интересным направлением представляется и создание дешевых и простых в реализации (то есть без существенных ресурсов, знаний и технологий) 3D-панорам музейных и выставочных событий, уникальных и уходящих интерьеров и объектов архитектуры. И хотя это направление изначально было реализовано ограниченно, в 2015 г. технологии панорам были применены к более сложным объектам – православным храмам. Это направление деятельности в условиях наших географических пространств и их недоступности может стать эффективным инструментом для сохранения наследия в его архитектурных формах.

Хочется выразить слова благодарности тем людям, которые напрямую или косвенно оказались вовлеченными в проект, который, в свою очередь, состоялся и развивается только благодаря единомышленникам, постепенно присоединяющимся к нему. В ходе работы я познакомился с очень интересными людьми и смог восстановить рвущиеся нити связей с соратниками своих родных, которые в силу жизненных обстоятельств оказались разбросаны по территории нашей необъятной страны. Именно они помогли мне, профану в архитектуре, вычленить действительно важную информацию из огромного объема работ, которые были созданы на протяжении всей жизни моими родными и их соратниками.
Работа над проектом продолжается. Он открыт для единомышленников. Я рад, что ширится их круг и все больше имен, произведений и событий не останутся забытыми».

Виктор Борисович Наумов

Все же здорово, что на столетний юбилей своей бабушки Александры Викторовны Махровской ее внук собрал и пригласил столько много людей неравнодушных и готовых продолжать идеи градостроителей, писателей, поэтов, художников, ученых – представителей и последователей настоящей петербургской культуры и петербургской научной школы! Титанический труд, проделанный им, позволяет нам надеяться, что духовная связь времен, такая важная в наше непростое время, поможет сохранить не только саму культуру, но и ее духовную основу. Неслучайно проект носит название «Сохраненная культура». Высокая петербургская культура обязана быть сохранена и передана потомкам!
Комментарии
comments powered by HyperComments